Положение о конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.4.2. Злоупотреблением доминирующим положением признается поведение субъекта, выражающееся в определенных формах, в том числе: недопущение, ограничение, устранение конкуренции; причинение вреда иным участникам рынка, включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как заключили суды, такой порядок оценки препятствует выявлению наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что нельзя признать соответствующим Положению об оценке заявок на участие в закупке... утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются. Установление предельного максимального значения характеристики объекта закупки в размере 35% от НМЦК нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, и для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором, определяющим победителя конкурса, для сравниваемых участников является минимальная цена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция специалиста по конкурентному праву (помощника юриста конкурентной практики, специалиста-эксперта по конкурентному праву) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Нормативные акты
<Письмо> ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24
"О возможности оценки действий заказчиков по установлению в положении о закупке оснований для закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках на предмет соответствия статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
"О возможности оценки действий заказчиков по установлению в положении о закупке оснований для закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках на предмет соответствия статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Злоупотребления доминирующим положением либо недобросовестная конкуренция обусловливают применение антимонопольным органом мер, направленных на защиту конкуренции, в частности в виде предписания о прекращении нарушения и устранении его последствий, а также в виде мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 14.31, 14.33 КоАП РФ. Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если последнее исполнено.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Злоупотребления доминирующим положением либо недобросовестная конкуренция обусловливают применение антимонопольным органом мер, направленных на защиту конкуренции, в частности в виде предписания о прекращении нарушения и устранении его последствий, а также в виде мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 14.31, 14.33 КоАП РФ. Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если последнее исполнено.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке ГСМ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)конкурентную закупку услуг по розничной торговле ГСМ в специализированных магазинах по кодам ОКПД 2 47.30.10.000 и 47.30.20.000 можно провести только в электронной форме, но любым предусмотренным положением конкурентным способом. Электронную форму можно не соблюдать для аварийной закупки или если закупка не подлежит размещению в ЕИС на основании ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (п. 2 Постановления N 616).
(КонсультантПлюс, 2025)конкурентную закупку услуг по розничной торговле ГСМ в специализированных магазинах по кодам ОКПД 2 47.30.10.000 и 47.30.20.000 можно провести только в электронной форме, но любым предусмотренным положением конкурентным способом. Электронную форму можно не соблюдать для аварийной закупки или если закупка не подлежит размещению в ЕИС на основании ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (п. 2 Постановления N 616).
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 55. О пределах неприменимости положений ст. 11 Закона
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 55. О пределах неприменимости положений ст. 11 Закона
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Указанные полномочия свидетельствует о подчиненном положении защиты конкуренции в системе публичных интересов. Иными словами, при наличии каких-либо иных публичных интересов в осуществлении сделки, иного действия, которые превалируют, по мнению Президента РФ или Правительства РФ, над интересами по защите конкуренции, такие сделки могут осуществляться, даже если они носят в себе риски ограничения конкуренции.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Указанные полномочия свидетельствует о подчиненном положении защиты конкуренции в системе публичных интересов. Иными словами, при наличии каких-либо иных публичных интересов в осуществлении сделки, иного действия, которые превалируют, по мнению Президента РФ или Правительства РФ, над интересами по защите конкуренции, такие сделки могут осуществляться, даже если они носят в себе риски ограничения конкуренции.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке радиоэлектронной продукции по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)конкурентную закупку радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, утвержденный Постановлением N 616, можно провести только в электронной форме, но любым предусмотренным положением конкурентным способом. Так, в электронной форме необходимо закупать продукцию, относящуюся к кодам ОКПД2 26 (кроме некоторых кодов ОКПД2, например 26.70.11), 28.23.21.110 - 28.23.21.130. Электронную форму можно не соблюдать для аварийной закупки или если закупка не подлежит размещению в ЕИС на основании ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (п. 2 Постановления N 616).
(КонсультантПлюс, 2025)конкурентную закупку радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, утвержденный Постановлением N 616, можно провести только в электронной форме, но любым предусмотренным положением конкурентным способом. Так, в электронной форме необходимо закупать продукцию, относящуюся к кодам ОКПД2 26 (кроме некоторых кодов ОКПД2, например 26.70.11), 28.23.21.110 - 28.23.21.130. Электронную форму можно не соблюдать для аварийной закупки или если закупка не подлежит размещению в ЕИС на основании ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (п. 2 Постановления N 616).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Проведение закупки у единственного поставщика при отсутствии обоснования необходимости ее проведения приводит к ограничению конкуренции и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Проведение закупки у единственного поставщика при отсутствии обоснования необходимости ее проведения приводит к ограничению конкуренции и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вопрос: Как определить наличие факта навязывания собственных интересов со стороны хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, с целью ограничения конкуренции по отношению к другим хозяйствующим субъектам?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Готовое решение: Каков порядок отмены закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите конкурс, аукцион, запрос котировок либо предложений или иную предусмотренную вашим положением конкурентную закупку, для ее отмены придерживайтесь следующего порядка действий:
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите конкурс, аукцион, запрос котировок либо предложений или иную предусмотренную вашим положением конкурентную закупку, для ее отмены придерживайтесь следующего порядка действий: