Положение о конфликте интересов закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о конфликте интересов закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Общие положения об осуществлении закупки
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Общие положения об осуществлении закупки
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2024 N 21АП-9548/2024 по делу N А84-4126/2024
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе в признании незаконными действий при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санитарному содержанию пляжей.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Также суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, отраженную в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016, согласно которой декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ. Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации. Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, непредставление участником закупки расшифровки того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе в признании незаконными действий при проведении электронного аукциона на оказание услуг по санитарному содержанию пляжей.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Также суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, отраженную в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016, согласно которой декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ. Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации. Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, непредставление участником закупки расшифровки того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)При этом акцентировано внимание на положениях ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает, что под конфликтом интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается наличие между участником закупки и заказчиком брачных или близких родственных отношений.
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)При этом акцентировано внимание на положениях ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает, что под конфликтом интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается наличие между участником закупки и заказчиком брачных или близких родственных отношений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Суд пришел к выводу о том, что участником закупки соблюдена письменная форма декларации об отсутствии конфликта интересов применительно к положениям пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Суд пришел к выводу о том, что участником закупки соблюдена письменная форма декларации об отсутствии конфликта интересов применительно к положениям пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации.
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)<116> Как следовало из текста Консультативного заключения, заявителем при обращении в Суд был поставлен в том числе следующий вопрос: Каким образом при проведении аттестации сотрудников Департамента антимонопольного регулирования Комиссии и Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Комиссии, подготовивших, подписавших и направивших коллективную жалобу и обращение, должно обеспечиваться формирование состава аттестационной комиссии таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)<116> Как следовало из текста Консультативного заключения, заявителем при обращении в Суд был поставлен в том числе следующий вопрос: Каким образом при проведении аттестации сотрудников Департамента антимонопольного регулирования Комиссии и Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Комиссии, подготовивших, подписавших и направивших коллективную жалобу и обращение, должно обеспечиваться формирование состава аттестационной комиссии таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)2. Если работодателю станет известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов путем осуществления отвода такого лица и/или изменения его должностного или служебного положения.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)2. Если работодателю станет известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов путем осуществления отвода такого лица и/или изменения его должностного или служебного положения.
Статья: Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Относительно конфликта интересов, возникающего в рамках контрактной системы, следует учитывать следующее. Конструкция Федерального закона N 44-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика предпринимать какие-либо действия по урегулированию конфликта интересов, обязанность его декларирования лежит на участниках закупок. Такая обязанность может возникнуть у заказчика в силу положений ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ, но только если на него эти положения распространяются.
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Относительно конфликта интересов, возникающего в рамках контрактной системы, следует учитывать следующее. Конструкция Федерального закона N 44-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика предпринимать какие-либо действия по урегулированию конфликта интересов, обязанность его декларирования лежит на участниках закупок. Такая обязанность может возникнуть у заказчика в силу положений ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ, но только если на него эти положения распространяются.
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В упомянутом выше Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц ФАС России содержится более широкий круг лиц, относительно которых в положении о закупке или ином документе должны быть предусмотрены запреты на конфликт интересов при осуществлении закупок (внешние эксперты, иные сотрудники заказчика, помимо членов комиссий).
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В упомянутом выше Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц ФАС России содержится более широкий круг лиц, относительно которых в положении о закупке или ином документе должны быть предусмотрены запреты на конфликт интересов при осуществлении закупок (внешние эксперты, иные сотрудники заказчика, помимо членов комиссий).
Готовое решение: Как создать комиссию для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, рекомендуем обратить внимание на то, предусмотрен ли во внутренних документах вашей организации (например, в положении о закупке) порядок выявления личной заинтересованности работников при проведении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Если такой порядок установлен, учтите его при составлении требований к членам комиссии.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, рекомендуем обратить внимание на то, предусмотрен ли во внутренних документах вашей организации (например, в положении о закупке) порядок выявления личной заинтересованности работников при проведении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Если такой порядок установлен, учтите его при составлении требований к членам комиссии.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Извлечение. Несмотря на то что должность заместителя руководителя контрактной службы заказчика не включена в перечень, содержащийся в указанной норме, судом установлен конфликт интересов ввиду того, что полномочия руководителя контрактной службы заказчика и его заместителя являются тождественными по функциональным обязанностям, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения. Как руководитель, так и заместитель руководителя контрактной службы заказчика несут ответственность за принятие решений при осуществлении закупок заказчиком. Кроме того, при рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с должностной инструкцией заместитель руководителя контрактной службы имеет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Извлечение. Несмотря на то что должность заместителя руководителя контрактной службы заказчика не включена в перечень, содержащийся в указанной норме, судом установлен конфликт интересов ввиду того, что полномочия руководителя контрактной службы заказчика и его заместителя являются тождественными по функциональным обязанностям, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения. Как руководитель, так и заместитель руководителя контрактной службы заказчика несут ответственность за принятие решений при осуществлении закупок заказчиком. Кроме того, при рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с должностной инструкцией заместитель руководителя контрактной службы имеет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, суды отмечают, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупках лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников. В частности, если лицо, являясь в силу своего должностного положения представителем интересов заказчика, также является представителем учредителя участника закупки и членом органа управления данного участника (наблюдательного совета), то такая ситуация свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов) (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу N А33-32422/2017). В судебной практике также встречаются примеры признания недействительными торгов и заключенных по их результатам публичных контрактов при обнаружении подобного конфликта интересов и в том случае, когда участник закупки является родственником контрактного управляющего заказчика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А19-2680/2019).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, суды отмечают, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупках лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников. В частности, если лицо, являясь в силу своего должностного положения представителем интересов заказчика, также является представителем учредителя участника закупки и членом органа управления данного участника (наблюдательного совета), то такая ситуация свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов) (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу N А33-32422/2017). В судебной практике также встречаются примеры признания недействительными торгов и заключенных по их результатам публичных контрактов при обнаружении подобного конфликта интересов и в том случае, когда участник закупки является родственником контрактного управляющего заказчика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А19-2680/2019).
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупки у юрлиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, признанных взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с НК РФ, у иных взаимозависимых с заказчиком юрлиц, признанных таковыми на основании положений НК РФ, для обеспечения единого технологического процесса не подпадают под регулирование Закона N 223-ФЗ, если соблюдено следующее условие. В положении о закупке определен перечень взаимозависимых юрлиц и установлено обоснование включения в перечень каждого из них согласно положениям НК РФ. Перечень заказчик формирует самостоятельно. При этом он не обязан включать в него все юрлица, которые признаются взаимозависимыми с ним в соответствии с НК РФ (Письмо Минфина России от 27.02.2023 N 24-07-08/15684). Раздел положения с перечнем указанных юрлиц размещается в ЕИС (без размещения на официальном сайте) отдельно от самого положения о закупке (п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, пп. "а" п. 3, п. п. "а", "б" п. 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908).
(КонсультантПлюс, 2025)Закупки у юрлиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, признанных взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с НК РФ, у иных взаимозависимых с заказчиком юрлиц, признанных таковыми на основании положений НК РФ, для обеспечения единого технологического процесса не подпадают под регулирование Закона N 223-ФЗ, если соблюдено следующее условие. В положении о закупке определен перечень взаимозависимых юрлиц и установлено обоснование включения в перечень каждого из них согласно положениям НК РФ. Перечень заказчик формирует самостоятельно. При этом он не обязан включать в него все юрлица, которые признаются взаимозависимыми с ним в соответствии с НК РФ (Письмо Минфина России от 27.02.2023 N 24-07-08/15684). Раздел положения с перечнем указанных юрлиц размещается в ЕИС (без размещения на официальном сайте) отдельно от самого положения о закупке (п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, пп. "а" п. 3, п. п. "а", "б" п. 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Впрочем, норму п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи с положениями ч. 7 ст. 38 и п. 2 ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ, где не только говорится о запрете именно "конфликта интересов", но и устанавливается обязанность должностных лиц заказчика по его предотвращению и урегулированию в соответствии с Законом N 273-ФЗ. Это требование касается не одних только членов комиссии по осуществлению закупок, но и руководителя организации-заказчика, руководителя контрактной службы заказчика и ее работников, а также контрактного управляющего.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Впрочем, норму п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи с положениями ч. 7 ст. 38 и п. 2 ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ, где не только говорится о запрете именно "конфликта интересов", но и устанавливается обязанность должностных лиц заказчика по его предотвращению и урегулированию в соответствии с Законом N 273-ФЗ. Это требование касается не одних только членов комиссии по осуществлению закупок, но и руководителя организации-заказчика, руководителя контрактной службы заказчика и ее работников, а также контрактного управляющего.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Но любые потенциально возможные исполнители должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 31 Закона 44-ФЗ и другими положениями действующего законодательства; у них, в частности, не должно быть недоимок по налогам и сборам; между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов; на дату подачи заявки на участие в закупке деятельность участника не должна быть приостановлена; относительно него не должна проводиться ликвидация, он не признан несостоятельным (банкротом) и относительно него не открыта процедура конкурсного производства и т.д.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Но любые потенциально возможные исполнители должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 31 Закона 44-ФЗ и другими положениями действующего законодательства; у них, в частности, не должно быть недоимок по налогам и сборам; между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов; на дату подачи заявки на участие в закупке деятельность участника не должна быть приостановлена; относительно него не должна проводиться ликвидация, он не признан несостоятельным (банкротом) и относительно него не открыта процедура конкурсного производства и т.д.
Статья: Итоги Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией (2 - 4 июня 2021 г.)
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)В рамках мер по предупреждению коррупции подчеркивается обязанность государств совершенствовать их, активизировать усилия в просвещении и подготовке кадров в публичном и частном секторах (п. 1), борьба с коррупцией должна содержать образовательно-исследовательский компонент, а также компонент, специально ориентированный на молодежь (п. 2). Государства обязуются способствовать формированию культуры подотчетности, прозрачности, законности, неподкупности и справедливости в публичном секторе, в том числе путем применения антикоррупционных обязательств и мер, кодексов поведения и других этических норм ко всем публичным должностным лицам, включая руководителей и сотрудников правоохранительных органов, а также прокуроров, членов парламентов и судебных органов (п. 6); повышать действенность усилий в области предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов (п. 7); повысить прозрачность и отчетность в управлении публичными финансами и в сфере государственных закупок, финансирования и заключения контрактов (п. 8); рекомендуют в соответствующих случаях включать в контракты антикоррупционные положения, в том числе при публичных закупках (п. 11); обязуются поощрять этичное поведение и усилия по борьбе с коррупцией и подкупом, побуждать частный сектор к коллективным действиям в этом направлении, в том числе в форме создания государственно-частных партнерств в области предупреждения коррупции (п. 13); содействовать активному участию в предупреждении коррупции отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные, общественные организации и частный сектор (п. 21), и др.
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)В рамках мер по предупреждению коррупции подчеркивается обязанность государств совершенствовать их, активизировать усилия в просвещении и подготовке кадров в публичном и частном секторах (п. 1), борьба с коррупцией должна содержать образовательно-исследовательский компонент, а также компонент, специально ориентированный на молодежь (п. 2). Государства обязуются способствовать формированию культуры подотчетности, прозрачности, законности, неподкупности и справедливости в публичном секторе, в том числе путем применения антикоррупционных обязательств и мер, кодексов поведения и других этических норм ко всем публичным должностным лицам, включая руководителей и сотрудников правоохранительных органов, а также прокуроров, членов парламентов и судебных органов (п. 6); повышать действенность усилий в области предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов (п. 7); повысить прозрачность и отчетность в управлении публичными финансами и в сфере государственных закупок, финансирования и заключения контрактов (п. 8); рекомендуют в соответствующих случаях включать в контракты антикоррупционные положения, в том числе при публичных закупках (п. 11); обязуются поощрять этичное поведение и усилия по борьбе с коррупцией и подкупом, побуждать частный сектор к коллективным действиям в этом направлении, в том числе в форме создания государственно-частных партнерств в области предупреждения коррупции (п. 13); содействовать активному участию в предупреждении коррупции отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные, общественные организации и частный сектор (п. 21), и др.