Полномочия судебного пристава дознавателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия судебного пристава дознавателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие института дознания в Федеральной службе судебных приставов. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя ФССП России
(Хамидов Х.-М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 3)Еще одним недостатком является отсутствие правовых норм в Федеральном законе "О судебных приставах", где не указаны процессуальные полномочия начальника органа дознания и дознавателя, и соответственно, требуется изменить ст. 9 и 10 упомянутого Закона. В случае положительных изменений все это приведет к тому, что ФССП России при осуществлении предварительного расследования в форме дознания будет намного эффективнее использовать свои процессуальные полномочия при раскрытии и расследовании преступлений небольшой и средней тяжести, которые подпадают под юрисдикцию ФССП России.
(Хамидов Х.-М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 3)Еще одним недостатком является отсутствие правовых норм в Федеральном законе "О судебных приставах", где не указаны процессуальные полномочия начальника органа дознания и дознавателя, и соответственно, требуется изменить ст. 9 и 10 упомянутого Закона. В случае положительных изменений все это приведет к тому, что ФССП России при осуществлении предварительного расследования в форме дознания будет намного эффективнее использовать свои процессуальные полномочия при раскрытии и расследовании преступлений небольшой и средней тяжести, которые подпадают под юрисдикцию ФССП России.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)На наш взгляд, в перечень потерпевших в рамках данной статьи для соблюдения терминологического единства и объема объекта охраны необходимо добавить прокурора, частного обвинителя, должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, защитника, представителя, руководителя следственного органа, следователя, следователя-криминалиста, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, судебного пристава-исполнителя, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в связи с осуществлением данным лицом законных полномочий. Например, оскорбление прокурора, который выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, должно являться наказуемым вне рамок судебного разбирательства.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)На наш взгляд, в перечень потерпевших в рамках данной статьи для соблюдения терминологического единства и объема объекта охраны необходимо добавить прокурора, частного обвинителя, должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, защитника, представителя, руководителя следственного органа, следователя, следователя-криминалиста, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, судебного пристава-исполнителя, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в связи с осуществлением данным лицом законных полномочий. Например, оскорбление прокурора, который выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, должно являться наказуемым вне рамок судебного разбирательства.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)4. В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.
(ред. от 27.10.2025)4. В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.
"Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства"
(утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)Наиболее распространенными преступлениями против порядка управления, выявляемые судебными приставами-исполнителями и дознавателями в ходе реализации своих должностных полномочий, являются подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ) и самоуправство (статья 330 УК РФ).
(утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)Наиболее распространенными преступлениями против порядка управления, выявляемые судебными приставами-исполнителями и дознавателями в ходе реализации своих должностных полномочий, являются подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ) и самоуправство (статья 330 УК РФ).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 776 "Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 776 "Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов".
Статья: Фальсификация доказательств по уголовному делу как должностное преступление в сфере правоохранительной деятельности
(Багаев А.К., Радченко А.А.)
("Законность", 2024, N 7)В других судебных решениях фальсификация доказательств по уголовному делу рассматривается в ракурсе превышения должностных полномочий.
(Багаев А.К., Радченко А.А.)
("Законность", 2024, N 7)В других судебных решениях фальсификация доказательств по уголовному делу рассматривается в ракурсе превышения должностных полномочий.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Обозначение "судебные приставы-исполнители" введено в норме п. 5 ст. 6.4 Закона о судебных приставах (в ред. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ), определяющей, что сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях СПИ при директоре главном судебном приставе РФ, ведущих СПИ, СПИ (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "судебные приставы-исполнители"), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре ФССП России - главном судебном приставе РФ, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов"), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "дознаватель"). Там же предусмотрено, что в соответствии с законодательством РФ могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Обозначение "судебные приставы-исполнители" введено в норме п. 5 ст. 6.4 Закона о судебных приставах (в ред. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ), определяющей, что сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях СПИ при директоре главном судебном приставе РФ, ведущих СПИ, СПИ (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "судебные приставы-исполнители"), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре ФССП России - главном судебном приставе РФ, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов"), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "дознаватель"). Там же предусмотрено, что в соответствии с законодательством РФ могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации (ТО), органов Федеральной службы судебных приставов, воинских частей (соединений и учреждений) и некоторых других военизированных ведомств дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава какого-либо преступления. Именно об этом субъекте законодатель ведет речь в ч. 1 и 3 ст. 145 УПК РФ.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации (ТО), органов Федеральной службы судебных приставов, воинских частей (соединений и учреждений) и некоторых других военизированных ведомств дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава какого-либо преступления. Именно об этом субъекте законодатель ведет речь в ч. 1 и 3 ст. 145 УПК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают безопасность судей всей судебной системы, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, в том числе вне зданий судов, а также доставку уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; осуществляют охрану зданий судов и поддерживают общественный порядок в судах; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, а в случае необходимости передают правонарушителей в органы внутренних дел; обеспечивают принудительное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществляют привод лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы, судебного пристава-исполнителя. Указанные сотрудники имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают безопасность судей всей судебной системы, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, в том числе вне зданий судов, а также доставку уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; осуществляют охрану зданий судов и поддерживают общественный порядок в судах; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, а в случае необходимости передают правонарушителей в органы внутренних дел; обеспечивают принудительное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществляют привод лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы, судебного пристава-исполнителя. Указанные сотрудники имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Статья: Допустимые пределы использования систем видео-конференц-связи на стадии предварительного расследования. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2021 года N 501-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Вторым субъектом, которого законодатель наделил правом производства допроса, очной ставки и (или) опознания путем использования систем видео-конференц-связи, является "дознаватель". Согласно же п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации (ТО), органов Федеральной службы судебных приставов, воинских частей (соединений и учреждений) и некоторых других военизированных ведомств, дознаватель - это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Вторым субъектом, которого законодатель наделил правом производства допроса, очной ставки и (или) опознания путем использования систем видео-конференц-связи, является "дознаватель". Согласно же п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации (ТО), органов Федеральной службы судебных приставов, воинских частей (соединений и учреждений) и некоторых других военизированных ведомств, дознаватель - это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
"Обвиняемый. Комментарий к ст. 47 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ "дознаватель" - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации (ТО), органов Федеральной службы судебных приставов, воинских частей (соединений и учреждений) и некоторых других военизированных ведомств, дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ "дознаватель" - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации (ТО), органов Федеральной службы судебных приставов, воинских частей (соединений и учреждений) и некоторых других военизированных ведомств, дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
Статья: Основания и порядок производства дознания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ). В органах принудительного исполнения РФ полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители, старшие судебные приставы (ч. 4 ст. 40.2 УПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ). В органах принудительного исполнения РФ полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители, старшие судебные приставы (ч. 4 ст. 40.2 УПК РФ).
Статья: Привод как иная мера уголовно-процессуального принуждения. Комментарий к статье 113 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)И последнее, на что хотелось бы обратить внимание правоприменителя. Закон не запрещает судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обращаться к органу внутренних дел за содействием в осуществлении привода, который им поручен судом (судьей). В то же время, по мнению Конституционного Суда РФ, по делам, находящимся в производстве суда, только суд может принять решение о применении меры уголовно-процессуального принуждения в виде привода. Следователь (дознаватель и др.) на судебных стадиях уголовного судопроизводства такими полномочиями не наделены <234>. "Суд не может, принимая решение о предоставлении стороне обвинения времени для представления доказательств, а именно обеспечения явки участников уголовного судопроизводства в судебное заседание, фактически обязать сторону обвинения осуществить принудительный привод участников уголовного судопроизводства (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.08.2007 N 22-8562/2007) <235>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)И последнее, на что хотелось бы обратить внимание правоприменителя. Закон не запрещает судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обращаться к органу внутренних дел за содействием в осуществлении привода, который им поручен судом (судьей). В то же время, по мнению Конституционного Суда РФ, по делам, находящимся в производстве суда, только суд может принять решение о применении меры уголовно-процессуального принуждения в виде привода. Следователь (дознаватель и др.) на судебных стадиях уголовного судопроизводства такими полномочиями не наделены <234>. "Суд не может, принимая решение о предоставлении стороне обвинения времени для представления доказательств, а именно обеспечения явки участников уголовного судопроизводства в судебное заседание, фактически обязать сторону обвинения осуществить принудительный привод участников уголовного судопроизводства (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.08.2007 N 22-8562/2007) <235>.
Статья: Актуальные проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов в современных условиях
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Также этот Закон определяет, что при осуществлении своих должностных полномочий судебный пристав по ОУПДС имеет право:
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Также этот Закон определяет, что при осуществлении своих должностных полномочий судебный пристав по ОУПДС имеет право: