Полномочия суда надзорной инстанции
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия суда надзорной инстанции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "В интересах законности": парадоксы производства в суде надзорной инстанции
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)В противоположность ревизионной процедуре апелляционного и кассационного пересмотра приговоров законодатель ограничил полномочия суда надзорной инстанции доводами жалобы или представления. Назовем такой порядок рестриктивным (от лат. restrictivus - ограничительный). Однако "в интересах законности" допустил выход за эти пределы, предоставив Президиуму возможность рассмотреть уголовное дело в полном объеме (ст. 412.12 УПК РФ). Магическая прелесть формулировки сразу же разрушается, как только подвергаешь ее декомпозиции. Законность не является одушевленной субстанцией и не имеет собственных интересов. Она представляет собой качество, к достижению которого стремится общество. Точнее поэтому говорить - "в целях восстановления законности". Но и сама законность при кажущейся очевидности по-разному преломляется в каждой отрасли права. Под принципом законности при производстве по уголовному делу в ст. 7 УПК РФ понимаются правила преодоления коллизий между кодифицированным и прочими законами, а также последствия их несоблюдения. В нарушение правил формальной логики в последней части указанной статьи в объем этого понятия включено как оно само, так и другие требования к процессуальным решениям: обоснованность и мотивированность. Выходит, что в уголовном процессе законность - это одновременно и меньше, и больше, чем законность.
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)В противоположность ревизионной процедуре апелляционного и кассационного пересмотра приговоров законодатель ограничил полномочия суда надзорной инстанции доводами жалобы или представления. Назовем такой порядок рестриктивным (от лат. restrictivus - ограничительный). Однако "в интересах законности" допустил выход за эти пределы, предоставив Президиуму возможность рассмотреть уголовное дело в полном объеме (ст. 412.12 УПК РФ). Магическая прелесть формулировки сразу же разрушается, как только подвергаешь ее декомпозиции. Законность не является одушевленной субстанцией и не имеет собственных интересов. Она представляет собой качество, к достижению которого стремится общество. Точнее поэтому говорить - "в целях восстановления законности". Но и сама законность при кажущейся очевидности по-разному преломляется в каждой отрасли права. Под принципом законности при производстве по уголовному делу в ст. 7 УПК РФ понимаются правила преодоления коллизий между кодифицированным и прочими законами, а также последствия их несоблюдения. В нарушение правил формальной логики в последней части указанной статьи в объем этого понятия включено как оно само, так и другие требования к процессуальным решениям: обоснованность и мотивированность. Выходит, что в уголовном процессе законность - это одновременно и меньше, и больше, чем законность.
Статья: Направление дела на новое рассмотрение
(Темирплатов С.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Направление дела на новое рассмотрение является одним из полномочий судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в арбитражном и гражданском процессах по результатам рассмотрения жалоб и представлений (п. 2 ч. 4 ст. 272, п. 3 ч. 1 ст. 287, п. 3 ч. 6 ст. 288.1, п. 2 ч. 1 ст. 291.14, п. 2 ч. 1 ст. 308.11 АПК РФ, ч. 3 ст. 335.1, п. 2 ч. 1 ст. 390, п. 2 ч. 1 ст. 390.15, п. 2 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ).
(Темирплатов С.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Направление дела на новое рассмотрение является одним из полномочий судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в арбитражном и гражданском процессах по результатам рассмотрения жалоб и представлений (п. 2 ч. 4 ст. 272, п. 3 ч. 1 ст. 287, п. 3 ч. 6 ст. 288.1, п. 2 ч. 1 ст. 291.14, п. 2 ч. 1 ст. 308.11 АПК РФ, ч. 3 ст. 335.1, п. 2 ч. 1 ст. 390, п. 2 ч. 1 ст. 390.15, п. 2 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. была подробно регламентирована компетенция Верховного Суда РСФСР. В нем, в частности, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает истолкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на территории РСФСР. Принципиальным нововведением Положения о судоустройстве 1926 г. стало предоставление Президиуму Верховного Суда РСФСР полномочий судебной надзорной инстанции.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. была подробно регламентирована компетенция Верховного Суда РСФСР. В нем, в частности, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает истолкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на территории РСФСР. Принципиальным нововведением Положения о судоустройстве 1926 г. стало предоставление Президиуму Верховного Суда РСФСР полномочий судебной надзорной инстанции.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязан ли арендатор согласовывать с арендодателем капремонт имущества по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, доводы заявителя рассматривались судами трех инстанций и направлены, по существу, на переоценку имеющихся в деле доказательств, установление новых обстоятельств, что не входит в полномочия суда надзорной инстанции, определенные в главе 36 Кодекса..."
Обязан ли арендатор согласовывать с арендодателем капремонт имущества по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, доводы заявителя рассматривались судами трех инстанций и направлены, по существу, на переоценку имеющихся в деле доказательств, установление новых обстоятельств, что не входит в полномочия суда надзорной инстанции, определенные в главе 36 Кодекса..."
Статья: Причины и последствия неисполнения обязательных указаний суда проверочной инстанции в цивилистическом процессе
(Воробьев Н.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Средствами обеспечения баланса будет являться ряд положений ГПК РФ и АПК РФ, относящихся к полномочиям судов кассационной и надзорной инстанций, позволяющих им направлять дело на новое рассмотрение в ином составе судей (например, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ и др.). Баланс позволяет обеспечить также полномочие арбитражного суда округа по направлению дела в другой арбитражный суд в пределах одного судебного округа (п. 4 ч. 1 ст. 287 АПК РФ).
(Воробьев Н.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Средствами обеспечения баланса будет являться ряд положений ГПК РФ и АПК РФ, относящихся к полномочиям судов кассационной и надзорной инстанций, позволяющих им направлять дело на новое рассмотрение в ином составе судей (например, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ и др.). Баланс позволяет обеспечить также полномочие арбитражного суда округа по направлению дела в другой арбитражный суд в пределах одного судебного округа (п. 4 ч. 1 ст. 287 АПК РФ).
Статья: Надзорное производство в гражданском процессе
(Жуйков В.М.)
("Закон", 2021, N 7)Затем полномочия судов надзорных инстанций по проверке не только законности, но и обоснованности судебных постановлений и соответствующие им основания к отмене вступивших в законную силу судебных постановлений, по сути совпадающие с кассационными, были прямо закреплены в новом ГПК РСФСР 1964 г. (ст. 330).
(Жуйков В.М.)
("Закон", 2021, N 7)Затем полномочия судов надзорных инстанций по проверке не только законности, но и обоснованности судебных постановлений и соответствующие им основания к отмене вступивших в законную силу судебных постановлений, по сути совпадающие с кассационными, были прямо закреплены в новом ГПК РСФСР 1964 г. (ст. 330).
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли банк вернуть исполнительный документ либо задержать исполнение по нему, если есть обоснованные сомнения в его подлинности
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
Вправе ли банк вернуть исполнительный документ либо задержать исполнение по нему, если есть обоснованные сомнения в его подлинности
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
Статья: О некоторых вопросах установления юридических процессуальных фактов на стадиях пересмотра судебных актов в гражданском и арбитражном процессах
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Современное надзорное производство, прошедшее ряд модификаций, приобрело характер исключительной, экстраординарной стадии <34>. В компетенцию суда надзорной инстанции входит проверка доводов надзорной жалобы (представления) с точки зрения правильности применения и толкования судами нижестоящих инстанций (ст. 391.1 ГПК РФ) норм процессуального права, регулирующих порядок представления, исследования и оценки доказательств, имея в виду, что, во-первых, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ); во-вторых, суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы на судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ); в-третьих, суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими; в-четвертых, ошибки, допущенные в ходе доказывания, привели к нарушению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц и других публичных интересов, обеспечения правильного и единообразного толкования и применения федерального законодательства (ст. 391.9 ГПК, ст. 304 АПК РФ). Этими обстоятельствами определяются доказательственные пределы надзорного производства.
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Современное надзорное производство, прошедшее ряд модификаций, приобрело характер исключительной, экстраординарной стадии <34>. В компетенцию суда надзорной инстанции входит проверка доводов надзорной жалобы (представления) с точки зрения правильности применения и толкования судами нижестоящих инстанций (ст. 391.1 ГПК РФ) норм процессуального права, регулирующих порядок представления, исследования и оценки доказательств, имея в виду, что, во-первых, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ); во-вторых, суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы на судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ); в-третьих, суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими; в-четвертых, ошибки, допущенные в ходе доказывания, привели к нарушению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц и других публичных интересов, обеспечения правильного и единообразного толкования и применения федерального законодательства (ст. 391.9 ГПК, ст. 304 АПК РФ). Этими обстоятельствами определяются доказательственные пределы надзорного производства.
Статья: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в праве административного судопроизводства: текущее состояние и перспективы развития
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)В настоящее время полномочия суда надзорной инстанции, реализуемые им по итогам рассмотрения надзорной жалобы, представления, по своему содержанию в целом аналогичны полномочиям суда кассационной инстанции (ст. 329 КАС РФ).
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)В настоящее время полномочия суда надзорной инстанции, реализуемые им по итогам рассмотрения надзорной жалобы, представления, по своему содержанию в целом аналогичны полномочиям суда кассационной инстанции (ст. 329 КАС РФ).
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Например, в 1995 г. были изменены полномочия судов кассационной и надзорной инстанций, в 2000 г. из ГПК РСФСР были исключены положения о судебном и прокурорском надзорах в гражданском судопроизводстве.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Например, в 1995 г. были изменены полномочия судов кассационной и надзорной инстанций, в 2000 г. из ГПК РСФСР были исключены положения о судебном и прокурорском надзорах в гражданском судопроизводстве.
Статья: Конституционная реформа 2020 года: впервые закреплен самостоятельный конституционно-правовой статус арбитражных судов
(Свириденко О.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)В 1995 г. в развитие конституционных положений был принят Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который определил систему арбитражных судов и установил полномочия арбитражного суда в качестве единственного в Российской Федерации судебного органа, имеющего право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры. Этот Закон также закрепил полномочия суда надзорной инстанции в системе арбитражных судов только за одним судом - Президиумом ВАС РФ, предусмотрел образование окружных арбитражных кассационных судов, не связанных с административно-территориальным делением, ввел апелляцию по всем делам, рассматриваемым в арбитражных судах, и решил многие иные вопросы судопроизводства, непосредственно влияющие на регулирование правил судопроизводства в арбитражных судах. В таком виде система в целом работала эффективно и приносила определенную пользу при разрешении споров в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности.
(Свириденко О.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)В 1995 г. в развитие конституционных положений был принят Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который определил систему арбитражных судов и установил полномочия арбитражного суда в качестве единственного в Российской Федерации судебного органа, имеющего право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры. Этот Закон также закрепил полномочия суда надзорной инстанции в системе арбитражных судов только за одним судом - Президиумом ВАС РФ, предусмотрел образование окружных арбитражных кассационных судов, не связанных с административно-территориальным делением, ввел апелляцию по всем делам, рассматриваемым в арбитражных судах, и решил многие иные вопросы судопроизводства, непосредственно влияющие на регулирование правил судопроизводства в арбитражных судах. В таком виде система в целом работала эффективно и приносила определенную пользу при разрешении споров в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Нарушает ли банковскую тайну передача третьему лицу сведений о предстоящем получении клиентом кредита
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
Нарушает ли банковскую тайну передача третьему лицу сведений о предстоящем получении клиентом кредита
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.