Полномочия правительства Воронежской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия правительства Воронежской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88-16720/2024 (УИД 36RS0001-01-2023-002318-64)
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Купля-продажа земли.
Требования: 1) Об аннулировании в ЕГРН записи; 2) О признании недействительными решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении участка; 3) О признании договора недействительным.
Обстоятельства: Истец зарегистрирован в реестре многодетных семей, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка. Однако ответчиком-1 истцу отказано в утверждении схемы расположения участка со ссылкой на то, что участок имеет частичное наложение на участок, предоставленный в собственность ответчика-2.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Руководствуясь ст. ст. 209, 304 ГК РФ, ст. ст. 6, 11.2, 11.3, 11.9, 11.10, 28, 39.5, 39.15, 60, 64 Земельного кодекса РФ, ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Законом Воронежской области от 30 декабря 2014 года N 217-оз "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области", Постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области", суды пришли к выводу о необходимости полного отказа в заявленном иске, при этом отметив, что указанное не исключает истца из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, следовательно, права на получение бесплатно земельного участка в установленном законом.
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Купля-продажа земли.
Требования: 1) Об аннулировании в ЕГРН записи; 2) О признании недействительными решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении участка; 3) О признании договора недействительным.
Обстоятельства: Истец зарегистрирован в реестре многодетных семей, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка. Однако ответчиком-1 истцу отказано в утверждении схемы расположения участка со ссылкой на то, что участок имеет частичное наложение на участок, предоставленный в собственность ответчика-2.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Руководствуясь ст. ст. 209, 304 ГК РФ, ст. ст. 6, 11.2, 11.3, 11.9, 11.10, 28, 39.5, 39.15, 60, 64 Земельного кодекса РФ, ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Законом Воронежской области от 30 декабря 2014 года N 217-оз "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области", Постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области", суды пришли к выводу о необходимости полного отказа в заявленном иске, при этом отметив, что указанное не исключает истца из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, следовательно, права на получение бесплатно земельного участка в установленном законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Помимо территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в пределах административно-территориальных единиц могут быть созданы аналогичные структуры исполнительных органов субъектов Федерации. Возможность формирования территориальных подразделений органов, в том числе исполнительной власти, является неотъемлемым правом субъекта Федерации, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 9 апреля 1998 г. N 53-О <24>, поэтому практика их организации зависит от каждого конкретного региона. Как правило, на уровне городов и районов создаются отделы ЗАГС - в том случае, если правомочия по их созданию не переданы законами субъектов РФ в качестве отдельных государственных полномочий городским и муниципальным округам и они не являются структурными элементами местных администраций. К примеру, согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 4 мая 2009 г. N 319 <25>, на территории региона образовано 39 отделов ЗАГС, подотчетных областному управлению: 5 - в районах города Воронеж, 1 специализированный районный отдел, 31 - в муниципальных районах, 2 - в городских округах области.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Помимо территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в пределах административно-территориальных единиц могут быть созданы аналогичные структуры исполнительных органов субъектов Федерации. Возможность формирования территориальных подразделений органов, в том числе исполнительной власти, является неотъемлемым правом субъекта Федерации, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 9 апреля 1998 г. N 53-О <24>, поэтому практика их организации зависит от каждого конкретного региона. Как правило, на уровне городов и районов создаются отделы ЗАГС - в том случае, если правомочия по их созданию не переданы законами субъектов РФ в качестве отдельных государственных полномочий городским и муниципальным округам и они не являются структурными элементами местных администраций. К примеру, согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 4 мая 2009 г. N 319 <25>, на территории региона образовано 39 отделов ЗАГС, подотчетных областному управлению: 5 - в районах города Воронеж, 1 специализированный районный отдел, 31 - в муниципальных районах, 2 - в городских округах области.
Нормативные акты
"Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Воронежской области о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве"осуществляя свои права и полномочия как равноправные субъекты Российской Федерации,
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 1145
"О проекте соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Воронежской области о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве"осуществляя свои права и полномочия как равноправные субъекты Российской Федерации,
"О проекте соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Воронежской области о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве"осуществляя свои права и полномочия как равноправные субъекты Российской Федерации,
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)По итогам таких мероприятий контрольно-счетные органы часто вносят предложения, позволяющие оптимизировать работу проверяемых юридических лиц, причем как индивидуально, так и в целом. Например, Счетная палата Красноярского края по итогам проверок в 2020 г. внесла предложения правительству региона принять нормативный акт, регулирующий порядок осуществления полномочий высшим органом управления акционерного общества, все акции которого находятся в собственности края, а также принять меры по включению нескольких акционерных обществ в перечень социально значимых краевых хозяйственных обществ <32>. В Воронежской области по итогам проверки акционерного общества, акции которого есть у области и города Воронеж, была оптимизирована деятельность юридического лица: проведена инвентаризация, погашена задолженность, предприняты меры в отношении работников общества в целях увеличения доли выполнения ими уставных функций <33>. В результате внесенного представления в Республике Дагестан проведены мероприятия по повышению эффективности деятельности хозяйственных обществ с долей участия данного субъекта Российской Федерации <34>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)По итогам таких мероприятий контрольно-счетные органы часто вносят предложения, позволяющие оптимизировать работу проверяемых юридических лиц, причем как индивидуально, так и в целом. Например, Счетная палата Красноярского края по итогам проверок в 2020 г. внесла предложения правительству региона принять нормативный акт, регулирующий порядок осуществления полномочий высшим органом управления акционерного общества, все акции которого находятся в собственности края, а также принять меры по включению нескольких акционерных обществ в перечень социально значимых краевых хозяйственных обществ <32>. В Воронежской области по итогам проверки акционерного общества, акции которого есть у области и города Воронеж, была оптимизирована деятельность юридического лица: проведена инвентаризация, погашена задолженность, предприняты меры в отношении работников общества в целях увеличения доли выполнения ими уставных функций <33>. В результате внесенного представления в Республике Дагестан проведены мероприятия по повышению эффективности деятельности хозяйственных обществ с долей участия данного субъекта Российской Федерации <34>.
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)<3> Например, Архангельская, Воронежская, Орловская, Новгородская области и т.д.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)<3> Например, Архангельская, Воронежская, Орловская, Новгородская области и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9) организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований (см., например, Постановление Правительства Воронежской области от 03.08.2015 N 643 "О порядке безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи для медицинских организаций Воронежской области, медицинских организаций уполномоченных органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных органам исполнительной власти Воронежской области, а также организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи");
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9) организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований (см., например, Постановление Правительства Воронежской области от 03.08.2015 N 643 "О порядке безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи для медицинских организаций Воронежской области, медицинских организаций уполномоченных органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных органам исполнительной власти Воронежской области, а также организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи");
Статья: Некоторые проблемы осуществления регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления
(Степанова О.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)<16> Постановление Правительства Воронежской области от 18 февраля 2020 г. N 138 "Об утверждении Порядка осуществления в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления". URL: http://docs.cntd.ru/document/561756084.
(Степанова О.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)<16> Постановление Правительства Воронежской области от 18 февраля 2020 г. N 138 "Об утверждении Порядка осуществления в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления". URL: http://docs.cntd.ru/document/561756084.
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Некоторые подходы по решению обозначенных проблем мы рассмотрим на примере крупного субъекта Центрального федерального округа - Воронежской области. Уместно отметить, что Правительство Воронежской области за последнее десятилетие приняло ряд важных нормативных правовых актов, касающихся вопросов:
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Некоторые подходы по решению обозначенных проблем мы рассмотрим на примере крупного субъекта Центрального федерального округа - Воронежской области. Уместно отметить, что Правительство Воронежской области за последнее десятилетие приняло ряд важных нормативных правовых актов, касающихся вопросов:
Статья: Устойчивое развитие регионов. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Бойкова Е., Носов А., Селютин И., Хожайнова Л., Чегринец Е., Каменьщикова З., Яковлева Т., Босько Р., Демидов А., Волкова Н., Лошкин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)Нормативные правовые акты, прямо регламентирующие внедрение и реализацию Повестки в регионе, в Воронежской области не приняты из-за отсутствия соответствующего регулирования на федеральном уровне. Вместе с тем, учитывая, что все ЦУР интегрированы в региональные документы стратегического планирования, исполнительные органы участвуют в деятельности по реализации Повестки, в том числе осуществляют межведомственное взаимодействие, путем исполнения полномочий при реализации государственных программ.
(Бойкова Е., Носов А., Селютин И., Хожайнова Л., Чегринец Е., Каменьщикова З., Яковлева Т., Босько Р., Демидов А., Волкова Н., Лошкин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)Нормативные правовые акты, прямо регламентирующие внедрение и реализацию Повестки в регионе, в Воронежской области не приняты из-за отсутствия соответствующего регулирования на федеральном уровне. Вместе с тем, учитывая, что все ЦУР интегрированы в региональные документы стратегического планирования, исполнительные органы участвуют в деятельности по реализации Повестки, в том числе осуществляют межведомственное взаимодействие, путем исполнения полномочий при реализации государственных программ.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Названные федеральные органы исполнительной власти имеют территориальные подразделения, выполняющие функции и полномочия по управлению охраной труда на уровне субъектов РФ. Помимо этого, государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий, установленных региональным законодательством. На уровне конкретных субъектов РФ их законодательными и исполнительными органами приняты региональные нормативные правовые акты, предусматривающие положения о правовом статусе специальных региональных органов, уполномоченных управлять охраной труда на территориальных уровнях, например Постановление Правительства Ленинградской области от 26.08.2004 N 176 "Об утверждении Положения о государственном управлении охраной труда на территории Ленинградской области"; Приказ Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 16.04.2014 N 217 "Об утверждении Административного регламента департамента труда и занятости населения Воронежской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного управления охраной труда на территории Воронежской области".
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Названные федеральные органы исполнительной власти имеют территориальные подразделения, выполняющие функции и полномочия по управлению охраной труда на уровне субъектов РФ. Помимо этого, государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий, установленных региональным законодательством. На уровне конкретных субъектов РФ их законодательными и исполнительными органами приняты региональные нормативные правовые акты, предусматривающие положения о правовом статусе специальных региональных органов, уполномоченных управлять охраной труда на территориальных уровнях, например Постановление Правительства Ленинградской области от 26.08.2004 N 176 "Об утверждении Положения о государственном управлении охраной труда на территории Ленинградской области"; Приказ Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 16.04.2014 N 217 "Об утверждении Административного регламента департамента труда и занятости населения Воронежской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного управления охраной труда на территории Воронежской области".
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Например, согласно п. 12 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области по согласованию с уполномоченным федеральным Правительством органом исполнительной власти, т.е. Минстроем России. Аналогичный порядок установлен правовыми актами Вологодской, Воронежской областей, Республики Карелия и т.д.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Например, согласно п. 12 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области по согласованию с уполномоченным федеральным Правительством органом исполнительной власти, т.е. Минстроем России. Аналогичный порядок установлен правовыми актами Вологодской, Воронежской областей, Республики Карелия и т.д.