Полномочия Правительства РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия Правительства РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Перезаключение и продление срочного трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливая особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в том числе возможность заключения по соглашению сторон срочного трудового договора (абзац седьмой части второй статьи 59), отнес утверждение соответствующих перечней работ, профессий, должностей к компетенции Правительства Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливая особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в том числе возможность заключения по соглашению сторон срочного трудового договора (абзац седьмой части второй статьи 59), отнес утверждение соответствующих перечней работ, профессий, должностей к компетенции Правительства Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Положения Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" (далее - Закон N 73-ФЗ) наделяют Правительство РФ полномочиями устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (статья 41).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Правительство Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Правительство Российской Федерации:
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О Правительстве Российской Федерации"Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Новшества НК РФ: ноябрь 2022 года
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)Полномочия Правительства РФ продлены на 2023 год
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)Полномочия Правительства РФ продлены на 2023 год
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Однако Конституционным Судом РФ выявлен ряд ограничений режима временного применения международных договоров Российской Федерации. Такие ограничения следуют из базовых принципов разделения властей, народовластия и осуществления государственной власти через представительные органы. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 года N 2-П <73> определяются общие рамки допустимости делегирования нормотворческих полномочий Правительству РФ. Законодатель не может делегировать исполнительной власти полномочие самостоятельно заключать международные договоры (или решать вопрос об их временном применении), в которых регулировались бы совершенно любые вопросы <74>. Предметом делегирования во всяком случае не может быть нормотворчество по тем вопросам, регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ относится к исключительной прерогативе законодателя.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Однако Конституционным Судом РФ выявлен ряд ограничений режима временного применения международных договоров Российской Федерации. Такие ограничения следуют из базовых принципов разделения властей, народовластия и осуществления государственной власти через представительные органы. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 года N 2-П <73> определяются общие рамки допустимости делегирования нормотворческих полномочий Правительству РФ. Законодатель не может делегировать исполнительной власти полномочие самостоятельно заключать международные договоры (или решать вопрос об их временном применении), в которых регулировались бы совершенно любые вопросы <74>. Предметом делегирования во всяком случае не может быть нормотворчество по тем вопросам, регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ относится к исключительной прерогативе законодателя.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Установление видов инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое Постановлением от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвердило Перечень видов инженерных изысканий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Установление видов инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое Постановлением от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвердило Перечень видов инженерных изысканий.
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Положения статьи 4.2 Федерального закона N 127-ФЗ, в которых содержится перечень мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, предусматривают право Президента РФ передать осуществление отдельных полномочий Правительству РФ и (или) Банку России, при этом, как представляется, такая передача может быть осуществлена посредством указа (конкретный порядок делегирования полномочий указанными положениями не определяется). Вместе с тем указанная статья была введена Федеральным законом N 212-ФЗ, следовательно, первые "антисанкционные" Указы Президента РФ принимались при отсутствии прямого указания на право определения соответствующей компетенции Банка России в законодательстве, в связи с чем следует говорить о так называемом опережающем регулировании.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Положения статьи 4.2 Федерального закона N 127-ФЗ, в которых содержится перечень мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, предусматривают право Президента РФ передать осуществление отдельных полномочий Правительству РФ и (или) Банку России, при этом, как представляется, такая передача может быть осуществлена посредством указа (конкретный порядок делегирования полномочий указанными положениями не определяется). Вместе с тем указанная статья была введена Федеральным законом N 212-ФЗ, следовательно, первые "антисанкционные" Указы Президента РФ принимались при отсутствии прямого указания на право определения соответствующей компетенции Банка России в законодательстве, в связи с чем следует говорить о так называемом опережающем регулировании.
Статья: Категория "национальная идентичность" в контексте конституционных ценностей Российского государства
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)В актуальной редакции ст. 114 Конституции РФ содержит норму о полномочиях Правительства РФ в сохранении традиционных семейных ценностей. "Обновленная Конституция обозначила социальные приоритеты в деятельности органов публичной власти, обязывающие их руководствоваться теми ценностями, которые объединяют общество" <21>. "Отмеченные традиционные ценности многонационального народа России: приоритет детей, патриотизм, гражданственность, уважение к старшим - безусловно, относятся к объединяющим общество и формирующим национальную идентичность России" <22>.
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)В актуальной редакции ст. 114 Конституции РФ содержит норму о полномочиях Правительства РФ в сохранении традиционных семейных ценностей. "Обновленная Конституция обозначила социальные приоритеты в деятельности органов публичной власти, обязывающие их руководствоваться теми ценностями, которые объединяют общество" <21>. "Отмеченные традиционные ценности многонационального народа России: приоритет детей, патриотизм, гражданственность, уважение к старшим - безусловно, относятся к объединяющим общество и формирующим национальную идентичность России" <22>.
Готовое решение: Как автономные и бюджетные учреждения ведут перечни особо ценного движимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы региональное или муниципальное учреждение, то виды ОЦДИ определяет орган, которому такие полномочия предоставило правительство субъекта РФ или местная администрация. Так, в Санкт-Петербурге это делает Комитет имущества, а в Московской области - органы, осуществляющие полномочия учредителей (п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2008 N 911, п. 1 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Московской области).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы региональное или муниципальное учреждение, то виды ОЦДИ определяет орган, которому такие полномочия предоставило правительство субъекта РФ или местная администрация. Так, в Санкт-Петербурге это делает Комитет имущества, а в Московской области - органы, осуществляющие полномочия учредителей (п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2008 N 911, п. 1 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Московской области).
Статья: Повышение качества жизни граждан как цель государственной политики Российской Федерации
(Стародубцева И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Исследование законодательства Российской Федерации показало, что в нем отсутствует закрепление понятия "качество жизни". В соответствии с Конституцией в России должно быть сформировано социальное государство (ст. 7). Конституционная норма данную характеристику государства раскрывает через проведение политики, соответствующей определенным целям: достойная жизнь граждан и их свободное развитие. Вышеуказанную конституционную норму об обеспечении достойной жизни граждан можно понимать таким образом, что жизнь людей должна отвечать высоким стандартам качества. Поправкой к Конституции РФ 2020 г. Основной Закон страны был дополнен ст. 75.1, которая содержит цели государства в социально-экономической сфере. Среди важнейших из них названо повышение благосостояния граждан, что может расцениваться как составная часть улучшения качества жизни. Статья 114 Конституции РФ среди полномочий Правительства РФ называет такие, которые касаются обеспечения прав инвалидов, в том числе по улучшению качества жизни инвалидов как одного из наиболее социально незащищенных слоев населения. Это является специальной компетенционной нормой, направленной на создание условий для повышения качества жизни инвалидов.
(Стародубцева И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Исследование законодательства Российской Федерации показало, что в нем отсутствует закрепление понятия "качество жизни". В соответствии с Конституцией в России должно быть сформировано социальное государство (ст. 7). Конституционная норма данную характеристику государства раскрывает через проведение политики, соответствующей определенным целям: достойная жизнь граждан и их свободное развитие. Вышеуказанную конституционную норму об обеспечении достойной жизни граждан можно понимать таким образом, что жизнь людей должна отвечать высоким стандартам качества. Поправкой к Конституции РФ 2020 г. Основной Закон страны был дополнен ст. 75.1, которая содержит цели государства в социально-экономической сфере. Среди важнейших из них названо повышение благосостояния граждан, что может расцениваться как составная часть улучшения качества жизни. Статья 114 Конституции РФ среди полномочий Правительства РФ называет такие, которые касаются обеспечения прав инвалидов, в том числе по улучшению качества жизни инвалидов как одного из наиболее социально незащищенных слоев населения. Это является специальной компетенционной нормой, направленной на создание условий для повышения качества жизни инвалидов.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 13.1 комментируемой статьи введена с 1 июля 2011 г. Законом 2011 г. N 169-ФЗ, принятым по вопросам обеспечения межведомственного обмена информацией. Однако федеральный законодатель лишь подтвердил соответствующее полномочие Правительства РФ. Как говорилось выше, до принятия комментируемого Закона Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 был утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. N 813 изложен полностью в новой редакции; наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 331).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 13.1 комментируемой статьи введена с 1 июля 2011 г. Законом 2011 г. N 169-ФЗ, принятым по вопросам обеспечения межведомственного обмена информацией. Однако федеральный законодатель лишь подтвердил соответствующее полномочие Правительства РФ. Как говорилось выше, до принятия комментируемого Закона Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 был утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. N 813 изложен полностью в новой редакции; наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 331).
Статья: Особенности использования произведений о Великой Отечественной войне
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Указанные трудности толкования норм ст. 5.2 Закона N 80 могут быть устранены способом, механизм которого заложен в самой статье, где закрепляется роль Правительства Российской Федерации в формировании общедоступного перечня правомерно обнародованных до 26 декабря 1991 года музыкальных произведений (с текстом или без текста) и иных произведений периода Великой Отечественной войны. Отнесение формирования такого списка к компетенции Правительства РФ представляется вполне логичным, видимо, будет создана компетентная комиссия, что позволит избежать или уменьшить число различного рода недоразумений и злоупотреблений.
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Указанные трудности толкования норм ст. 5.2 Закона N 80 могут быть устранены способом, механизм которого заложен в самой статье, где закрепляется роль Правительства Российской Федерации в формировании общедоступного перечня правомерно обнародованных до 26 декабря 1991 года музыкальных произведений (с текстом или без текста) и иных произведений периода Великой Отечественной войны. Отнесение формирования такого списка к компетенции Правительства РФ представляется вполне логичным, видимо, будет создана компетентная комиссия, что позволит избежать или уменьшить число различного рода недоразумений и злоупотреблений.