Полномочия правительства Новосибирской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия правительства Новосибирской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" КоАП РФ"Департамент является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, а также региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике (пункт 1, подпункт 4 пункта 7 Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п), и в силу статьи 23.51 КоАП РФ наделен полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ."
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2024 N 88А-19968/2024 (УИД 54OS0000-01-2023-000041-24)
Об оставлении без изменения решения Новосибирского областного суда от 25.12.2023, которым отказано в признании недействующими в части постановлений Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 N 82-п "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка "Заельцовский бор" Новосибирской области", от 13.03.2023 N 83-п "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке "Заельцовский бор" Новосибирской области".Разрешая административные исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, части 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 12 части 1 статьи 44, частей 1 и 4 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", части 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, части 1 пункта 2, подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", статьи 24, частей 3 и 4 статьи 45 Устава Новосибирской области, частей 1, 3, 4 статьи 18, частей 1 и 2 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 г. N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области", статей 2, 4, 6, 12.1 Закона Новосибирской области от 26 сентября 2005 г. N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области", пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришел к выводу, что постановления Правительства Новосибирской области от 13 марта 2023 г. N 82-п и N 83-п приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в установленный 10-дневный срок после их подписания. Проект постановления "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения - лесной парк "Заельцовский бор" Новосибирской области", согласован с Минприроды России, уполномоченными органами местного самоуправления (департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, министерством строительства Новосибирской области, Департаментом по недропользованию по СФО, администрацией Новосибирского района Новосибирской области). Сведения о местоположении границ лесного парка подготовлены на основе материалов, полученных от ГБУ НСО "ЦКО и БТИ", исполнителя государственного контракта N от 17 декабря 2021 г. на оказание услуги по подготовке описания местоположения границы лесного парка в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Проект постановления N 83-п, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 17 января 2017 г. N 2, прошел оценку регулирующего воздействия, о чем Минэкономразвития Новосибирской области дано заключение N от 7 марта 2023 г. Оспариваемые положения не содержат правовой неопределенности, изложены ясно и четко, не допускают их неоднозначного, двойного толкования. Особо охраняемая природная территория - лесной парк "Заельцовский бор" создано в интересах всех жителей Новосибирской области, не нарушает прав и законных интересов административных истцов. Земельные участки, в результате создания особо охраняемая природная территория, у их пользователей, владельцев и собственников не изымались, могут использоваться ими в соответствии с видом их разрешенного использования. Доводы административных истцов об отсутствии обоснованности включения их участков в границы особо охраняемая природная территория, поскольку их участки не представляют собой ценности, относятся к крайней степени деградации были отклонены судом, с указанием на то, что вопрос включения в территорию особо охраняемая природная территория регионального значения - лесной парк конкретных земельных участков находился в исключительной компетенции Правительства Новосибирской области и не может являться предметом судебного контроля.
Об оставлении без изменения решения Новосибирского областного суда от 25.12.2023, которым отказано в признании недействующими в части постановлений Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 N 82-п "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка "Заельцовский бор" Новосибирской области", от 13.03.2023 N 83-п "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке "Заельцовский бор" Новосибирской области".Разрешая административные исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, части 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 12 части 1 статьи 44, частей 1 и 4 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", части 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, части 1 пункта 2, подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", статьи 24, частей 3 и 4 статьи 45 Устава Новосибирской области, частей 1, 3, 4 статьи 18, частей 1 и 2 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 г. N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области", статей 2, 4, 6, 12.1 Закона Новосибирской области от 26 сентября 2005 г. N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области", пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришел к выводу, что постановления Правительства Новосибирской области от 13 марта 2023 г. N 82-п и N 83-п приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в установленный 10-дневный срок после их подписания. Проект постановления "О создании особо охраняемой природной территории регионального значения - лесной парк "Заельцовский бор" Новосибирской области", согласован с Минприроды России, уполномоченными органами местного самоуправления (департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, министерством строительства Новосибирской области, Департаментом по недропользованию по СФО, администрацией Новосибирского района Новосибирской области). Сведения о местоположении границ лесного парка подготовлены на основе материалов, полученных от ГБУ НСО "ЦКО и БТИ", исполнителя государственного контракта N от 17 декабря 2021 г. на оказание услуги по подготовке описания местоположения границы лесного парка в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Проект постановления N 83-п, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 17 января 2017 г. N 2, прошел оценку регулирующего воздействия, о чем Минэкономразвития Новосибирской области дано заключение N от 7 марта 2023 г. Оспариваемые положения не содержат правовой неопределенности, изложены ясно и четко, не допускают их неоднозначного, двойного толкования. Особо охраняемая природная территория - лесной парк "Заельцовский бор" создано в интересах всех жителей Новосибирской области, не нарушает прав и законных интересов административных истцов. Земельные участки, в результате создания особо охраняемая природная территория, у их пользователей, владельцев и собственников не изымались, могут использоваться ими в соответствии с видом их разрешенного использования. Доводы административных истцов об отсутствии обоснованности включения их участков в границы особо охраняемая природная территория, поскольку их участки не представляют собой ценности, относятся к крайней степени деградации были отклонены судом, с указанием на то, что вопрос включения в территорию особо охраняемая природная территория регионального значения - лесной парк конкретных земельных участков находился в исключительной компетенции Правительства Новосибирской области и не может являться предметом судебного контроля.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые проблемы организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации в единой системе публичной власти
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Многие субъекты РФ, решая вопросы организации деятельности ВИО, включили в его состав ВДЛ, несмотря на следование принципу коллегиальности при принятии управленческих решений. Согласно ч. 1 ст. 44 Устава Новосибирской области <5> в состав правительства Новосибирской области входит председатель правительства Новосибирской области. Законом Новосибирской области от 3 марта 2004 г. N 168-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" <6> (ч. 2 ст. 4) регламентировано, что губернатор Новосибирской области одновременно возглавляет правительство и является его председателем. Получается, что губернатор Новосибирской области "совмещает" три должности и является ВДЛ - органом публичной власти, главой правительства и его председателем. Регламентом правительства Новосибирской области <7> (п. 38) определено, что решения принимаются на заседаниях правительства общим согласием его членов или голосованием, т.е. коллегиально. Губернатор Новосибирской области формирует правительство и принимает решение о его отставке, единолично назначает и освобождает от должностей большинство членов правительства, распределяет полномочия между ними. Компетенция губернатора Новосибирской области дает право заключить о том, что фактически именно этот орган, а не правительство Новосибирской области является ВИО государственной власти в этом субъекте РФ. Фактическое наличие у ВДЛ "всевластных" возможностей по управлению правительством Новосибирской области практически исключает выражение несогласия членов правительства с решениями председателя. Приведенный пример не является единичным, а, скорее, отражает практику регионального нормотворчества.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Многие субъекты РФ, решая вопросы организации деятельности ВИО, включили в его состав ВДЛ, несмотря на следование принципу коллегиальности при принятии управленческих решений. Согласно ч. 1 ст. 44 Устава Новосибирской области <5> в состав правительства Новосибирской области входит председатель правительства Новосибирской области. Законом Новосибирской области от 3 марта 2004 г. N 168-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" <6> (ч. 2 ст. 4) регламентировано, что губернатор Новосибирской области одновременно возглавляет правительство и является его председателем. Получается, что губернатор Новосибирской области "совмещает" три должности и является ВДЛ - органом публичной власти, главой правительства и его председателем. Регламентом правительства Новосибирской области <7> (п. 38) определено, что решения принимаются на заседаниях правительства общим согласием его членов или голосованием, т.е. коллегиально. Губернатор Новосибирской области формирует правительство и принимает решение о его отставке, единолично назначает и освобождает от должностей большинство членов правительства, распределяет полномочия между ними. Компетенция губернатора Новосибирской области дает право заключить о том, что фактически именно этот орган, а не правительство Новосибирской области является ВИО государственной власти в этом субъекте РФ. Фактическое наличие у ВДЛ "всевластных" возможностей по управлению правительством Новосибирской области практически исключает выражение несогласия членов правительства с решениями председателя. Приведенный пример не является единичным, а, скорее, отражает практику регионального нормотворчества.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи имеет свои особенности в различных субъектах РФ. При установлении единых возрастных границ этой группы населения на федеральном уровне наблюдается его снижение в отдельных регионах. Так, в Новосибирской области квотирование рабочих мест предусмотрено только для несовершеннолетних <29>, а для молодежи не осуществляется. Полагаем, что объяснить эти различия можно региональными особенностями, в частности отсутствием в конкретном субъекте РФ молодежи определенного возраста, испытывающей трудности при трудоустройстве, в остальных случаях такой подход не отражает потребности этой социально-демографической группы и снижает гарантии прав граждан в зависимости от региона проживания. Устранение этой диспропорции - зона ответственности государства, несмотря на децентрализацию полномочий.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи имеет свои особенности в различных субъектах РФ. При установлении единых возрастных границ этой группы населения на федеральном уровне наблюдается его снижение в отдельных регионах. Так, в Новосибирской области квотирование рабочих мест предусмотрено только для несовершеннолетних <29>, а для молодежи не осуществляется. Полагаем, что объяснить эти различия можно региональными особенностями, в частности отсутствием в конкретном субъекте РФ молодежи определенного возраста, испытывающей трудности при трудоустройстве, в остальных случаях такой подход не отражает потребности этой социально-демографической группы и снижает гарантии прав граждан в зависимости от региона проживания. Устранение этой диспропорции - зона ответственности государства, несмотря на децентрализацию полномочий.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"Однако, как показывает практика, указанные доходы обычно составляют весьма незначительную часть в общем объеме неналоговых поступлений и не покрывают затрат на ликвидацию возникающих несанкционированных свалок. Кроме того, такие муниципальные образования, как городские поселения и муниципальные районы, на территории которых преобладают неликвидные неразграниченные земли, не имеют объективной возможности даже частично (а тем более - полностью) взять на себя соответствующие затраты. Предусмотренные же действующим регулированием механизмы софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в рамках реализации федеральных и региональных программ реально не позволяют этим муниципальным образованиям получить необходимое финансирование, поскольку федеральные программы рассчитаны главным образом на ликвидацию крупных свалок, расположенных в основном в границах городов федерального значения и таких муниципальных образований, как городские округа, а региональные программы, как правило, устанавливают в качестве условия получения субсидии из регионального бюджета софинансирование самим муниципальным образованием расходов на ликвидацию несанкционированных свалок (например, раздел XI "Порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам Новосибирской области на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, образовавшихся до 01.01.2019 (за исключением объектов, ликвидируемых в рамках регионального проекта "Чистые города")" Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области" - приложение N 5 к государственной программе Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19 января 2015 года N 10-п; раздел 5 "Ресурсное обеспечение программы" Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2018 года N 497-п).
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"Однако, как показывает практика, указанные доходы обычно составляют весьма незначительную часть в общем объеме неналоговых поступлений и не покрывают затрат на ликвидацию возникающих несанкционированных свалок. Кроме того, такие муниципальные образования, как городские поселения и муниципальные районы, на территории которых преобладают неликвидные неразграниченные земли, не имеют объективной возможности даже частично (а тем более - полностью) взять на себя соответствующие затраты. Предусмотренные же действующим регулированием механизмы софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в рамках реализации федеральных и региональных программ реально не позволяют этим муниципальным образованиям получить необходимое финансирование, поскольку федеральные программы рассчитаны главным образом на ликвидацию крупных свалок, расположенных в основном в границах городов федерального значения и таких муниципальных образований, как городские округа, а региональные программы, как правило, устанавливают в качестве условия получения субсидии из регионального бюджета софинансирование самим муниципальным образованием расходов на ликвидацию несанкционированных свалок (например, раздел XI "Порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам Новосибирской области на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, образовавшихся до 01.01.2019 (за исключением объектов, ликвидируемых в рамках регионального проекта "Чистые города")" Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области" - приложение N 5 к государственной программе Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19 января 2015 года N 10-п; раздел 5 "Ресурсное обеспечение программы" Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2018 года N 497-п).
"Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Новосибирской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве"
(Заключено в г. Москве 27.06.2018)Стороны в рамках своей компетенции создают условия для установления и расширения торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территориях города Москвы и Новосибирской области, создают условия для организации поставок продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
(Заключено в г. Москве 27.06.2018)Стороны в рамках своей компетенции создают условия для установления и расширения торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территориях города Москвы и Новосибирской области, создают условия для организации поставок продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требования к бюджетной отчетности и иной финансовой документации уполномоченными субъектами в сфере ОПС должны в обязательном порядке соблюдаться, в противном случае могут иметь место судебные споры (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2021 N Ф05-1934/2021 по делу N А40-52581/2020; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2017 по делу N А40-226677/2015; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2015 по делу N А21-8725/2014; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 28.06.2016 по делу N 33-6501/2016).
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требования к бюджетной отчетности и иной финансовой документации уполномоченными субъектами в сфере ОПС должны в обязательном порядке соблюдаться, в противном случае могут иметь место судебные споры (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2021 N Ф05-1934/2021 по делу N А40-52581/2020; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2017 по делу N А40-226677/2015; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2015 по делу N А21-8725/2014; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 28.06.2016 по делу N 33-6501/2016).
Вопрос: Кем устанавливается и применяется социальная норма потребления электрической энергии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, к примеру, установление социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов в Новосибирской области относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию, а именно Департамента по тарифам Новосибирской области (п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Новосибирской области от 13.11.2010 N 4-ОЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Новосибирской области", пп. 17 п. 7 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, к примеру, установление социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов в Новосибирской области относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию, а именно Департамента по тарифам Новосибирской области (п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Новосибирской области от 13.11.2010 N 4-ОЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Новосибирской области", пп. 17 п. 7 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 6 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации правительство вправе передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, настоящему Закону и федеральным законом.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 6 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации правительство вправе передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, настоящему Закону и федеральным законом.
Статья: Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Приведенные положения в совокупности лишены правовой определенности и наделяют субъекты РФ неограниченными полномочиями в сфере комплексного развития территории, в том числе по включению конкретных неаварийных многоквартирных домов в границы данной территории, что, как представляется, создает условия для возможного злоупотребления. Более того, анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в соответствующих нормативных актах субъектов РФ конкретные основания не установлены, а происходит делегирование полномочий по установлению критериев отнесения многоквартирного дома, не являющегося аварийным и подлежащим сносу, органам исполнительной власти данного субъекта РФ. Так, например, определение данных критериев отнесено к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона Новосибирской области от 27 мая 2021 г. "О разграничении полномочий в сфере комплексного развития территорий Новосибирской области" <8>.
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Приведенные положения в совокупности лишены правовой определенности и наделяют субъекты РФ неограниченными полномочиями в сфере комплексного развития территории, в том числе по включению конкретных неаварийных многоквартирных домов в границы данной территории, что, как представляется, создает условия для возможного злоупотребления. Более того, анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в соответствующих нормативных актах субъектов РФ конкретные основания не установлены, а происходит делегирование полномочий по установлению критериев отнесения многоквартирного дома, не являющегося аварийным и подлежащим сносу, органам исполнительной власти данного субъекта РФ. Так, например, определение данных критериев отнесено к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона Новосибирской области от 27 мая 2021 г. "О разграничении полномочий в сфере комплексного развития территорий Новосибирской области" <8>.
Статья: Институт сельского старосты в системе местного самоуправления: история и современность
(Булгакова Е.В., Крупкин П.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)<6> Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 44. Ст. 4188.
(Булгакова Е.В., Крупкин П.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)<6> Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 44. Ст. 4188.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Союз" на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 7 Закона N 58-ФЗ и абз. 2 п. 2 Постановления правительства Новосибирской области от 1 апреля 2022 года N 145-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Новосибирской области", указал, что п. 2 ст. 7 Закона N 58-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты входят в состав законодательства о градостроительной деятельности, в силу чего предполагается, что установленное им полномочие высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов подлежит реализации не произвольно, например исключительно в интересах конкретных участников градостроительной деятельности, а в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности, к которым в том числе относится обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности <13>.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Союз" на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 7 Закона N 58-ФЗ и абз. 2 п. 2 Постановления правительства Новосибирской области от 1 апреля 2022 года N 145-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Новосибирской области", указал, что п. 2 ст. 7 Закона N 58-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты входят в состав законодательства о градостроительной деятельности, в силу чего предполагается, что установленное им полномочие высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов подлежит реализации не произвольно, например исключительно в интересах конкретных участников градостроительной деятельности, а в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности, к которым в том числе относится обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории и обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Льготное питание предоставляется обучающимся государственных общеобразовательных организаций Новосибирской области и государственных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области: детям из многодетных и малоимущих семей из расчета на одного обучающегося в возрасте от 7 до 11 лет - 49,00 руб., в возрасте от 11 лет и старше - 58,00 руб. - в соответствии с Постановлением правительства Новосибирской области от 13.06.2015 N 251-п "Об обеспечении питанием на льготных условиях детей из многодетных и малоимущих семей, обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Новосибирской области и в государственных профессиональных образовательных организациях Новосибирской области, подведомственных Министерству образования Новосибирской области".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Льготное питание предоставляется обучающимся государственных общеобразовательных организаций Новосибирской области и государственных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области: детям из многодетных и малоимущих семей из расчета на одного обучающегося в возрасте от 7 до 11 лет - 49,00 руб., в возрасте от 11 лет и старше - 58,00 руб. - в соответствии с Постановлением правительства Новосибирской области от 13.06.2015 N 251-п "Об обеспечении питанием на льготных условиях детей из многодетных и малоимущих семей, обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Новосибирской области и в государственных профессиональных образовательных организациях Новосибирской области, подведомственных Министерству образования Новосибирской области".
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Наконец, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах компетенции соответствующих органов исполнительной власти субъектов. Так, Минтрудом Новосибирской области издан Приказ от 29.12.2017 N 113 "Об Экспертном совете по охране труда Новосибирской области". Правительством Москвы принято Постановление от 10.11.2009 N 1212-ПП "Об утверждении Положения о системе государственного управления охраной труда и Положения о Межведомственной комиссии по охране труда".
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Наконец, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах компетенции соответствующих органов исполнительной власти субъектов. Так, Минтрудом Новосибирской области издан Приказ от 29.12.2017 N 113 "Об Экспертном совете по охране труда Новосибирской области". Правительством Москвы принято Постановление от 10.11.2009 N 1212-ПП "Об утверждении Положения о системе государственного управления охраной труда и Положения о Межведомственной комиссии по охране труда".
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)После внесения поправок в Конституцию РФ и принятия вышеуказанного Федерального закона в субъектах РФ не произошло значимых изменений, связанных с усилением кадровой и контрольной функций региональных парламентов по отношению к органам исполнительной власти. Одним из немногочисленных примеров наделения органа законодательной власти полномочиями по формированию персонального состава высшего органа исполнительной власти стали внесенные в 2024 г. поправки в Степное уложение (Конституцию) Республики Калмыкия, установившие обязанность главы данного субъекта Российской Федерации согласовывать с Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия назначение на должность председателя Правительства Республики Калмыкия и его заместителей. Несмотря на очевидную востребованность усиления парламентских начал в реализации государственной власти на региональном уровне небольшое количество изменений нормативного регулирования, направленных на выстраивание новых форматов взаимоотношений, объясняется тем, что многие субъекты РФ ранее использовали возможность для предоставления региональным парламентам широких кадровых полномочий в рамках существующей модели организации государственной власти. В этом плане сложилась собственная вариативность, обусловленная потребностями регионального управления:
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)После внесения поправок в Конституцию РФ и принятия вышеуказанного Федерального закона в субъектах РФ не произошло значимых изменений, связанных с усилением кадровой и контрольной функций региональных парламентов по отношению к органам исполнительной власти. Одним из немногочисленных примеров наделения органа законодательной власти полномочиями по формированию персонального состава высшего органа исполнительной власти стали внесенные в 2024 г. поправки в Степное уложение (Конституцию) Республики Калмыкия, установившие обязанность главы данного субъекта Российской Федерации согласовывать с Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия назначение на должность председателя Правительства Республики Калмыкия и его заместителей. Несмотря на очевидную востребованность усиления парламентских начал в реализации государственной власти на региональном уровне небольшое количество изменений нормативного регулирования, направленных на выстраивание новых форматов взаимоотношений, объясняется тем, что многие субъекты РФ ранее использовали возможность для предоставления региональным парламентам широких кадровых полномочий в рамках существующей модели организации государственной власти. В этом плане сложилась собственная вариативность, обусловленная потребностями регионального управления:
Статья: К вопросу о законности монополизации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)<14> Как правило, в бюджетные учреждения были преобразованы те унитарные предприятия, которые осуществляли деятельность в непроизводственной сфере. См., напр.: О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений": Указ Президента Рос. Федерации от 26 сент. 2022 г. N 672; О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы": Указ Президента Рос. Федерации от 1 июля 2021 г. N 388; О преобразовании областного государственного унитарного предприятия "Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований": распоряжение Правительства Челябинск. обл. от 12 сент. 2017 г. N 564-рп; О реорганизации государственного унитарного предприятия Новосибирской области "Центр организации дорожного движения Новосибирской области": распоряжение Правительства Новосиб. обл. от 10 сент. 2013 г. N 396-рп. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)<14> Как правило, в бюджетные учреждения были преобразованы те унитарные предприятия, которые осуществляли деятельность в непроизводственной сфере. См., напр.: О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений": Указ Президента Рос. Федерации от 26 сент. 2022 г. N 672; О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы": Указ Президента Рос. Федерации от 1 июля 2021 г. N 388; О преобразовании областного государственного унитарного предприятия "Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований": распоряжение Правительства Челябинск. обл. от 12 сент. 2017 г. N 564-рп; О реорганизации государственного унитарного предприятия Новосибирской области "Центр организации дорожного движения Новосибирской области": распоряжение Правительства Новосиб. обл. от 10 сент. 2013 г. N 396-рп. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".