Полномочия по теплоснабжению
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по теплоснабжению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...довод администрации о наличии у органа местного самоуправления полномочий по контролю за выбором способа теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных в зоне действия централизованных сетей теплоснабжения, в целях соблюдения схемы теплоснабжения судами... рассмотрен и правомерно отклонен... как основанный на ошибочном толковании норм права. Судом... отмечено, что Законами об общих принципах организации местного самоуправления, о теплоснабжении полномочия органа местного самоуправления на принятие решений по вопросу размещения автономных источников генерации тепловой и (или) электрической энергии на территории муниципального образования, созданию комиссий для указанных целей не предусмотрены..."
(КонсультантПлюс, 2025)...довод администрации о наличии у органа местного самоуправления полномочий по контролю за выбором способа теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных в зоне действия централизованных сетей теплоснабжения, в целях соблюдения схемы теплоснабжения судами... рассмотрен и правомерно отклонен... как основанный на ошибочном толковании норм права. Судом... отмечено, что Законами об общих принципах организации местного самоуправления, о теплоснабжении полномочия органа местного самоуправления на принятие решений по вопросу размещения автономных источников генерации тепловой и (или) электрической энергии на территории муниципального образования, созданию комиссий для указанных целей не предусмотрены..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Исполнительная документация по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что использование объекта строительства являлось невозможным без исполнительной документации, которая удерживалась подрядчиком ввиду отсутствия полной оплаты выполненных работ. Срок выданного разрешения на строительство... истек, получение соответствующего разрешения на строительство администрацией [заказчиком - ред.] не представляется возможным. Полномочия по организации теплоснабжения на территории... муниципального образования переданы в... район, соответственно, администрация не сможет осуществить ввод объекта в эксплуатацию. Спорный объект строился с целью отопления вновь возводимого детского сада, который в настоящий момент построен и функционирует самостоятельно, отапливается иным способом, тем самым установлено отсутствие потребительской ценности результата фактически выполненных ООО... [подрядчиком - ред.] работ для администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что использование объекта строительства являлось невозможным без исполнительной документации, которая удерживалась подрядчиком ввиду отсутствия полной оплаты выполненных работ. Срок выданного разрешения на строительство... истек, получение соответствующего разрешения на строительство администрацией [заказчиком - ред.] не представляется возможным. Полномочия по организации теплоснабжения на территории... муниципального образования переданы в... район, соответственно, администрация не сможет осуществить ввод объекта в эксплуатацию. Спорный объект строился с целью отопления вновь возводимого детского сада, который в настоящий момент построен и функционирует самостоятельно, отапливается иным способом, тем самым установлено отсутствие потребительской ценности результата фактически выполненных ООО... [подрядчиком - ред.] работ для администрации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Неразработанность в течение длительного времени на муниципальном уровне положений о муниципальном контроле в области теплоснабжения, очевидно, вытекала из-за того, что он был введен в Закон N 131-ФЗ лишь в 2017 г. <1> и мало где осуществляется. При этом чаще всего проверки осуществляются в отношении готовности потребителей тепловой энергии в многоквартирных домах, детских образовательных учреждениях, объектах социального назначения и здравоохранения, других зданиях к отопительному сезону, в силу чего данный вид контроля пересекается с муниципальным жилищным контролем. Полагаем, что контрольные полномочия в сфере теплоснабжения были у муниципалитетов и ранее, поскольку Закон N 131-ФЗ в самой первой редакции относил организацию теплоснабжения населения к вопросу местного значения, а, как пояснил Конституционный Суд РФ, "понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Неразработанность в течение длительного времени на муниципальном уровне положений о муниципальном контроле в области теплоснабжения, очевидно, вытекала из-за того, что он был введен в Закон N 131-ФЗ лишь в 2017 г. <1> и мало где осуществляется. При этом чаще всего проверки осуществляются в отношении готовности потребителей тепловой энергии в многоквартирных домах, детских образовательных учреждениях, объектах социального назначения и здравоохранения, других зданиях к отопительному сезону, в силу чего данный вид контроля пересекается с муниципальным жилищным контролем. Полагаем, что контрольные полномочия в сфере теплоснабжения были у муниципалитетов и ранее, поскольку Закон N 131-ФЗ в самой первой редакции относил организацию теплоснабжения населения к вопросу местного значения, а, как пояснил Конституционный Суд РФ, "понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг" <2>.
Статья: Публичная администрация в России: понятие, система и структура
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<3> Например, в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) "О теплоснабжении" (СПС "КонсультантПлюс") закреплены единые принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. См. также: ст. 1 - 6, 15 - 16 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (СПС "КонсультантПлюс"), в которых определены полномочия, объекты и предметы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)<3> Например, в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) "О теплоснабжении" (СПС "КонсультантПлюс") закреплены единые принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. См. также: ст. 1 - 6, 15 - 16 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (СПС "КонсультантПлюс"), в которых определены полномочия, объекты и предметы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 7. Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 7. Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";
Статья: Современные тенденции укрупнения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)На наш взгляд, наоборот, следует исключить "традиционные" для органов государственной власти вопросы здравоохранения, образования, теплоснабжения и т.п. из полномочий местного самоуправления, так как они, по справедливому мнению Т.Я. Хабриевой, "соответствуют государственно-властной природе" <4> и входят в задачи государства.
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)На наш взгляд, наоборот, следует исключить "традиционные" для органов государственной власти вопросы здравоохранения, образования, теплоснабжения и т.п. из полномочий местного самоуправления, так как они, по справедливому мнению Т.Я. Хабриевой, "соответствуют государственно-властной природе" <4> и входят в задачи государства.
Статья: Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии в субъектах Российской Федерации
(Игнатьева И.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Вопрос об осуществлении правового регулирования субъектами РФ в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <2> (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") решается не столь однозначно: в данном законодательном акте осталось без определения собственно понятие "законодательство о теплоснабжении", в то время как часть полномочий, закрепленных Федеральным законом "О теплоснабжении" за органами государственной власти субъектов РФ, предполагает принятие ими нормативных правовых актов (ст. 5, ч. 3 ст. 7).
(Игнатьева И.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Вопрос об осуществлении правового регулирования субъектами РФ в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <2> (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") решается не столь однозначно: в данном законодательном акте осталось без определения собственно понятие "законодательство о теплоснабжении", в то время как часть полномочий, закрепленных Федеральным законом "О теплоснабжении" за органами государственной власти субъектов РФ, предполагает принятие ими нормативных правовых актов (ст. 5, ч. 3 ст. 7).