Полномочия по содержанию скотомогильников
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по содержанию скотомогильников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение химической и биологической безопасности - важнейший компонент системы национальной безопасности Российской Федерации
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- создание региональных карт размещения неиспользуемых химических веществ, отходов I - V классов опасности и объектов захоронения отходов, а также использование этих карт заинтересованными органами государственной власти в пределах своих полномочий;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- создание региональных карт размещения неиспользуемых химических веществ, отходов I - V классов опасности и объектов захоронения отходов, а также использование этих карт заинтересованными органами государственной власти в пределах своих полномочий;
Статья: К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)Качество окружающей среды зависит и от того, соблюдаются ли ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Так: 1) на службу коммунального хозяйства местной администрации наложена обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения; 2) коммунальные службы местной администрации проводят сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных; 3) органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы проводят выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической; 4) органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по организации и содержанию скотомогильников. Тем не менее проверки, осуществляемые прокуратурой, указывают на многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при утилизации биоматериала, которые влекут за собой угрозу распространения тяжелых инфекционных заболеваний, поражающих человека и животных. Чаще всего в муниципальных образованиях отсутствуют специальные места для захоронения биоотходов, не имеется специально отведенных мест для захоронения павших животных.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)Качество окружающей среды зависит и от того, соблюдаются ли ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Так: 1) на службу коммунального хозяйства местной администрации наложена обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения; 2) коммунальные службы местной администрации проводят сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных; 3) органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы проводят выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической; 4) органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по организации и содержанию скотомогильников. Тем не менее проверки, осуществляемые прокуратурой, указывают на многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при утилизации биоматериала, которые влекут за собой угрозу распространения тяжелых инфекционных заболеваний, поражающих человека и животных. Чаще всего в муниципальных образованиях отсутствуют специальные места для захоронения биоотходов, не имеется специально отведенных мест для захоронения павших животных.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р
<Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года>осуществление лесного планирования и лесоустройства с учетом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, территориальных зон, границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
<Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года>осуществление лесного планирования и лесоустройства с учетом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, территориальных зон, границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N КАС06-193
<О частичной отмене решения Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N ГКПИ06-139 и признании частично недействующим пункта 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>В кассационной жалобе администрация Канского района Красноярского края ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение норм материального права, которое не предусматривает полномочий местной администрации по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов. Ссылается заявитель в кассационной жалобе также на незаконность передачи скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям, в муниципальную собственность.
<О частичной отмене решения Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N ГКПИ06-139 и признании частично недействующим пункта 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>В кассационной жалобе администрация Канского района Красноярского края ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение норм материального права, которое не предусматривает полномочий местной администрации по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов. Ссылается заявитель в кассационной жалобе также на незаконность передачи скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям, в муниципальную собственность.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)23) имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Следует отметить, что в отношении скотомогильников (биотермических ям) сложилась не разрешенная действующим законодательством ситуация. На сегодняшний день в субъектах РФ существует большое количество бесхозных скотомогильников (биотермических ям), не отвечающих требованиям эпидемиологической безопасности. Многочисленной судебной практикой подтверждено, что оборудование и содержание скотомогильников относятся к полномочиям субъектов РФ. Однако субъекты РФ могут реализовать свои полномочия только в отношении тех скотомогильников (биотермических ям), которые находятся в их собственности. Бесхозные скотомогильники (биотермические ямы) финансироваться за счет субъектов РФ не могут.
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)23) имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Следует отметить, что в отношении скотомогильников (биотермических ям) сложилась не разрешенная действующим законодательством ситуация. На сегодняшний день в субъектах РФ существует большое количество бесхозных скотомогильников (биотермических ям), не отвечающих требованиям эпидемиологической безопасности. Многочисленной судебной практикой подтверждено, что оборудование и содержание скотомогильников относятся к полномочиям субъектов РФ. Однако субъекты РФ могут реализовать свои полномочия только в отношении тех скотомогильников (биотермических ям), которые находятся в их собственности. Бесхозные скотомогильники (биотермические ямы) финансироваться за счет субъектов РФ не могут.
Статья: Некоторые особенности судебной защиты местного самоуправления
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2012, N 2)Прокурор города Благовещенска Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Благовещенска Амурской области по непринятию мер к обустройству и содержанию скотомогильника и строительству нового скотомогильника. Определением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 59-В11-9 в удовлетворении заявления отказано, так как полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления субъекта РФ не передавались. В решении Суда подчеркивалось, что для осуществления полномочий, предусмотренных пп. 49 п. 2 ст. 26.3 в соответствии с пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы); действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории города Благовещенска Амурской области скотомогильника и не возлагает на исполнительные органы городского округа обязанности по созданию таких объектов.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2012, N 2)Прокурор города Благовещенска Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Благовещенска Амурской области по непринятию мер к обустройству и содержанию скотомогильника и строительству нового скотомогильника. Определением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 59-В11-9 в удовлетворении заявления отказано, так как полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления субъекта РФ не передавались. В решении Суда подчеркивалось, что для осуществления полномочий, предусмотренных пп. 49 п. 2 ст. 26.3 в соответствии с пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы); действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории города Благовещенска Амурской области скотомогильника и не возлагает на исполнительные органы городского округа обязанности по созданию таких объектов.
Статья: Пределы дискреции регионального законодателя по вопросам ведения субъекта Российской Федерации
(Гаврилов Е.В.)
("Реформы и право", 2016, N 1)Примерами широты дискреционных полномочий являются: 1) отсутствие ясности по вопросу о том, кто, в каком порядке и на основании каких критериев принимает в субъекте Российской Федерации решение об отнесении детей к категории детей из семей, находящихся в социально опасном положении; установление одним из оснований приостановления предоставления социальной выплаты возникновение семейных и иных обстоятельств; 2) отсутствие критериев, на основании которых высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется перечень должностей работников учреждений культуры субъекта Российской Федерации; 3) отсутствие норм о сроке начала и продолжительности разработки проекта предмета охраны исторического поселения регионального значения, что приводит к тому, что данные вопросы решаются по своему усмотрению разработчиками проекта предмета охраны исторического поселения регионального значения; 4) при отсутствии в законодательстве конкретной цели, для осуществления которой органам местного самоуправления передаются государственные полномочия по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту скотомогильников (биотермических ям), критерий "нецелесообразности" (как условие прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий) является оценочной категорией, необоснованно расширяющей усмотрение органов государственной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных государственных полномочий и принимающих решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.
(Гаврилов Е.В.)
("Реформы и право", 2016, N 1)Примерами широты дискреционных полномочий являются: 1) отсутствие ясности по вопросу о том, кто, в каком порядке и на основании каких критериев принимает в субъекте Российской Федерации решение об отнесении детей к категории детей из семей, находящихся в социально опасном положении; установление одним из оснований приостановления предоставления социальной выплаты возникновение семейных и иных обстоятельств; 2) отсутствие критериев, на основании которых высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется перечень должностей работников учреждений культуры субъекта Российской Федерации; 3) отсутствие норм о сроке начала и продолжительности разработки проекта предмета охраны исторического поселения регионального значения, что приводит к тому, что данные вопросы решаются по своему усмотрению разработчиками проекта предмета охраны исторического поселения регионального значения; 4) при отсутствии в законодательстве конкретной цели, для осуществления которой органам местного самоуправления передаются государственные полномочия по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту скотомогильников (биотермических ям), критерий "нецелесообразности" (как условие прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий) является оценочной категорией, необоснованно расширяющей усмотрение органов государственной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных государственных полномочий и принимающих решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.
"Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций"
(Бабичев И.В.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)5) содержание биотермических ям (скотомогильников);
(Бабичев И.В.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)5) содержание биотермических ям (скотомогильников);
Статья: Уволить нельзя оставить
(Савин С.)
("Глава местной администрации", 2011, N 2)Не успели утихнуть судебные страсти по определению полномочий органов местного самоуправления в области содержания бесхозных скотомогильников, как вновь Прокуратура РФ сгущает тучи над муниципальным сообществом. Только в этот раз инициированные прокуратурой споры коснутся не отдельно взятых муниципалитетов, а практически всех муниципальных образований и возможными последствиями будут не дополнительные расходы местных бюджетов, а массовые увольнения муниципальных служащих, имеющих достаточный опыт и стаж работы в сфере местного самоуправления.
(Савин С.)
("Глава местной администрации", 2011, N 2)Не успели утихнуть судебные страсти по определению полномочий органов местного самоуправления в области содержания бесхозных скотомогильников, как вновь Прокуратура РФ сгущает тучи над муниципальным сообществом. Только в этот раз инициированные прокуратурой споры коснутся не отдельно взятых муниципалитетов, а практически всех муниципальных образований и возможными последствиями будут не дополнительные расходы местных бюджетов, а массовые увольнения муниципальных служащих, имеющих достаточный опыт и стаж работы в сфере местного самоуправления.
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)В то же время государство регулирует указанные отношения так, чтобы предоставить субъектам РФ широкую возможность выбрать вариант решения. К примеру, в соответствии с Законом Новгородской области от 29 июня 2015 г. N 792-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области отдельными государственными полномочиями Новгородской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" орган местного самоуправления Чудовского муниципального района Новгородской области наделен отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части приведения скотомогильников (биотермических ям) на территории Новгородской области в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а также содержания скотомогильников (биотермических ям) на территории Новгородской области в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)В то же время государство регулирует указанные отношения так, чтобы предоставить субъектам РФ широкую возможность выбрать вариант решения. К примеру, в соответствии с Законом Новгородской области от 29 июня 2015 г. N 792-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области отдельными государственными полномочиями Новгородской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" орган местного самоуправления Чудовского муниципального района Новгородской области наделен отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части приведения скотомогильников (биотермических ям) на территории Новгородской области в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а также содержания скотомогильников (биотермических ям) на территории Новгородской области в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
"Судебная защита местного самоуправления"
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)В предыдущих разделах уже приводились примеры судебных решений, касающиеся некоторых аспектов осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (например, дела по содержанию скотомогильников, возмещение убытков, возникающих в связи с предоставлением льгот на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям населения, и др.).
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)В предыдущих разделах уже приводились примеры судебных решений, касающиеся некоторых аспектов осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (например, дела по содержанию скотомогильников, возмещение убытков, возникающих в связи с предоставлением льгот на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям населения, и др.).
Статья: Вопросы административной юстиции: роль судебного прецедента в государственном управлении ветеринарией
(Калинин Г.И.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 12)Россельхознадзор является одним из органов, обеспечивающим биологическую и химическую безопасность, в его компетенции находится также осуществление полномочий по противодействию терроризму. Надзор осуществляется за физической защитой источников особо опасных организмов (научно-исследовательские и диагностические ветеринарные лаборатории, скотомогильники, места эндемической циркуляции). Регламент реализации данных полномочий отсутствует. Каким образом, по каким параметрам контролировать физическую защиту данных объектов, также не регламентировано. Ссылка Россельхознадзора (письмо от 22 июня 2010 г. N ФС-НВ-2/7438) на ГОСТ Р 52551 в данном случае несостоятельна; указанный стандарт содержит только общее определение термина "физическая защита", но не применительно к поднадзорным Россельхознадзору объектам. Сотрудники территориальных управлений Россельхознадзора при проверках ветеринарных лабораторий руководствуются Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)", что не совсем правильно, поскольку проверка соблюдения Санитарных правил - сфера деятельности Роспотребнадзора; однако данный документ содержит хоть какие-то указания на средства охраны и защиты лабораторий. Судебной практикой Высшего Арбитражного Суда РФ (Определение от 31 августа 2011 г. N ВАС-10778/11) подтверждена возможность использования сотрудниками Россельхознадзора данных Санитарных правил.
(Калинин Г.И.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 12)Россельхознадзор является одним из органов, обеспечивающим биологическую и химическую безопасность, в его компетенции находится также осуществление полномочий по противодействию терроризму. Надзор осуществляется за физической защитой источников особо опасных организмов (научно-исследовательские и диагностические ветеринарные лаборатории, скотомогильники, места эндемической циркуляции). Регламент реализации данных полномочий отсутствует. Каким образом, по каким параметрам контролировать физическую защиту данных объектов, также не регламентировано. Ссылка Россельхознадзора (письмо от 22 июня 2010 г. N ФС-НВ-2/7438) на ГОСТ Р 52551 в данном случае несостоятельна; указанный стандарт содержит только общее определение термина "физическая защита", но не применительно к поднадзорным Россельхознадзору объектам. Сотрудники территориальных управлений Россельхознадзора при проверках ветеринарных лабораторий руководствуются Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)", что не совсем правильно, поскольку проверка соблюдения Санитарных правил - сфера деятельности Роспотребнадзора; однако данный документ содержит хоть какие-то указания на средства охраны и защиты лабораторий. Судебной практикой Высшего Арбитражного Суда РФ (Определение от 31 августа 2011 г. N ВАС-10778/11) подтверждена возможность использования сотрудниками Россельхознадзора данных Санитарных правил.