Полномочия областного суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия областного суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Возвращая административное исковое заявление в связи с его неподсудностью, судья исходил из того, что рассмотрение требований о признании незаконным уголовного преследования; о признании действий - пытками; о присуждении компенсации морального вреда; о возложении на прокурора обязанности от имени государства принести официальные извинения за причиненный ему вред, в соответствии с частью 1 статьи 136 УПК РФ, не отнесены к компетенции областного суда, поскольку в перечень, установленный статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подобная категория дел не включена."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность гражданских дел областным, городским и иным равным им судам
(КонсультантПлюс, 2025)...Гражданский процессуальный закон не относит заявленные истицей требования о взыскании компенсации имущественного вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, к компетенции верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, в связи с чем на данные требования распространяются правила родовой подсудности, установленные статьей 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)...Гражданский процессуальный закон не относит заявленные истицей требования о взыскании компенсации имущественного вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, к компетенции верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, в связи с чем на данные требования распространяются правила родовой подсудности, установленные статьей 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правозащитная функция судебной власти в административном судопроизводстве: институциональный и функциональный аспекты
(Мовчан В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)Таким образом, относительно иных положений, предусматривающих компетенцию областных судов, можно сказать о том, что они не претерпели существенных изменений, поскольку полномочия по апелляционному рассмотрению не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции, входят в компетенцию областных судов. Также областные суды смогут пересматривать по новым и вновь открывшимся обстоятельствам свои собственные судебные акты.
(Мовчан В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 2)Таким образом, относительно иных положений, предусматривающих компетенцию областных судов, можно сказать о том, что они не претерпели существенных изменений, поскольку полномочия по апелляционному рассмотрению не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции, входят в компетенцию областных судов. Также областные суды смогут пересматривать по новым и вновь открывшимся обстоятельствам свои собственные судебные акты.
Статья: Развитие учения о законной силе судебных актов в гражданском и арбитражном процессе
(Загайнова С.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)В другом своем Постановлении Европейский суд по правам человека вновь акцентировал внимание на недопустимости нарушения принципа окончательности вступившего в законную силу судебного решения. Так, в п. 23 Постановления по делу "Смарыгин против России", в котором рассматривался вопрос об оспаривании компетенции председателя областного суда на принесение протеста в порядке надзора с целью устранения судебной ошибки, суд указал, что, удовлетворив протест, принесенный председателем Читинского областного суда, президиум Читинского областного суда сделал ничтожным весь судебный процесс, завершившийся вынесением вступившего в силу и подлежавшего исполнению решения Чернышевского районного суда Читинской области от 21 октября 1999 г., и, таким образом, res judicata, чем нарушил принцип правовой определенности, закрепленный в п. 1 ст. 6 Конвенции <42>.
(Загайнова С.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)В другом своем Постановлении Европейский суд по правам человека вновь акцентировал внимание на недопустимости нарушения принципа окончательности вступившего в законную силу судебного решения. Так, в п. 23 Постановления по делу "Смарыгин против России", в котором рассматривался вопрос об оспаривании компетенции председателя областного суда на принесение протеста в порядке надзора с целью устранения судебной ошибки, суд указал, что, удовлетворив протест, принесенный председателем Читинского областного суда, президиум Читинского областного суда сделал ничтожным весь судебный процесс, завершившийся вынесением вступившего в силу и подлежавшего исполнению решения Чернышевского районного суда Читинской области от 21 октября 1999 г., и, таким образом, res judicata, чем нарушил принцип правовой определенности, закрепленный в п. 1 ст. 6 Конвенции <42>.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25
"О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции"7. Поданные со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), подлежат рассмотрению кассационными судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). При этом сохраняются полномочия председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов и их заместителей по рассмотрению жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), поданных в указанные суды до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
"О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции"7. Поданные со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), подлежат рассмотрению кассационными судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). При этом сохраняются полномочия председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов и их заместителей по рассмотрению жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), поданных в указанные суды до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Статья: Судебная власть как особый правовой феномен
(Конин В.В., Эсмантович И.И., Феоненко Н.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)Указанные определения основываются на положениях ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и положениях ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, согласно которым судебная власть может осуществляться только судами, и при этом обязательным условием будет являться то, что суды сформированы на основании действующего законодательства, вне зависимости от того, являются ли эти суды федеральными либо судами субъекта Российской Федерации и судами всех уровней Республики Беларусь. Полномочия судов всегда зависят от их места в судебной иерархии. Так, например, в Российской Федерации у мирового судьи одни полномочия, у судьи суда субъекта Федерации - другие. Такая же ситуация и в Республике Беларусь: у районного суда одни полномочия, у областного суда - другие. Необходимо отметить, что в какой-то части полномочия совпадают, в какой-то части разнятся.
(Конин В.В., Эсмантович И.И., Феоненко Н.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)Указанные определения основываются на положениях ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и положениях ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, согласно которым судебная власть может осуществляться только судами, и при этом обязательным условием будет являться то, что суды сформированы на основании действующего законодательства, вне зависимости от того, являются ли эти суды федеральными либо судами субъекта Российской Федерации и судами всех уровней Республики Беларусь. Полномочия судов всегда зависят от их места в судебной иерархии. Так, например, в Российской Федерации у мирового судьи одни полномочия, у судьи суда субъекта Федерации - другие. Такая же ситуация и в Республике Беларусь: у районного суда одни полномочия, у областного суда - другие. Необходимо отметить, что в какой-то части полномочия совпадают, в какой-то части разнятся.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает подсудность судов, рассматривающих частную жалобу (представление). Соответствующими полномочиями обладают районные суды, областные и равные им суды, апелляционные суды общей юрисдикции, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает подсудность судов, рассматривающих частную жалобу (представление). Соответствующими полномочиями обладают районные суды, областные и равные им суды, апелляционные суды общей юрисдикции, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Во-вторых, если соответствующий спор попадает в суд общей юрисдикции, то разрешается в первой инстанции именно районным <1>, а не любым иным судом общей юрисдикции. Объем процессуальной компетенции верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов <2>, мировых судей (ст. 23 ГПК) по первой инстанции очень специфичен, крайне ограничен. Особого внимания в делах об охране авторских и смежных прав заслуживает специальная компетенция Московского городского суда <3>. Комментируя практику применения ч. 3 ст. 26 ГПК, специалисты прямо отмечают "отсутствие определенности в понятиях" <4>, например, по судебным спорам о правах на доменные имена. С.А. Копылов обратил внимание на следующую коллизию: "...создается ситуация, где суды удовлетворяют требования о распределении расходов на технических операторов услуг, которые не являются нарушителями прав истца" <5>.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Во-вторых, если соответствующий спор попадает в суд общей юрисдикции, то разрешается в первой инстанции именно районным <1>, а не любым иным судом общей юрисдикции. Объем процессуальной компетенции верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов <2>, мировых судей (ст. 23 ГПК) по первой инстанции очень специфичен, крайне ограничен. Особого внимания в делах об охране авторских и смежных прав заслуживает специальная компетенция Московского городского суда <3>. Комментируя практику применения ч. 3 ст. 26 ГПК, специалисты прямо отмечают "отсутствие определенности в понятиях" <4>, например, по судебным спорам о правах на доменные имена. С.А. Копылов обратил внимание на следующую коллизию: "...создается ситуация, где суды удовлетворяют требования о распределении расходов на технических операторов услуг, которые не являются нарушителями прав истца" <5>.
Статья: Превратности разбирательств в отношении судей, обвиняемых в превышении своих должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ)
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)При направлении информации и.о. губернатора она действовала в пределах организационно-распорядительных полномочий председателя областного суда в интересах судебной системы и руководствовалась положениями п. 1 ст. 18 Кодекса судейской этики.
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)При направлении информации и.о. губернатора она действовала в пределах организационно-распорядительных полномочий председателя областного суда в интересах судебной системы и руководствовалась положениями п. 1 ст. 18 Кодекса судейской этики.
Статья: Отпуска без сохранения зарплаты от А до Я
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Пример. "...Без получения согласия работодателя на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, и издания соответствующего приказа, А. не имела права самовольно использовать этот день в качестве отпуска. При этом доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель не доказал наличие производственной необходимости, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, так как данные обстоятельства не подлежат доказыванию по данному делу. Положения части 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат перечень оснований, по которым работодатель имеет право отказать работнику в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, поскольку решение вопроса о предоставлении такого отпуска является правом, а не обязанностью работодателя и решение данного вопроса относится исключительно в компетенции работодателя" (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 11.11.2015 N 33-3869/2015).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Пример. "...Без получения согласия работодателя на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, и издания соответствующего приказа, А. не имела права самовольно использовать этот день в качестве отпуска. При этом доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель не доказал наличие производственной необходимости, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, так как данные обстоятельства не подлежат доказыванию по данному делу. Положения части 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат перечень оснований, по которым работодатель имеет право отказать работнику в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, поскольку решение вопроса о предоставлении такого отпуска является правом, а не обязанностью работодателя и решение данного вопроса относится исключительно в компетенции работодателя" (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 11.11.2015 N 33-3869/2015).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В 1980 - 1990-е гг. началось стремительное расширение компетенции судов в области административной юстиции. В сферу судебного контроля включались все новые и новые публичные правоотношения. Один за другим принимались законы, расширяющие права граждан на обжалование в суд действий, решений органов власти и их должностных лиц <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В 1980 - 1990-е гг. началось стремительное расширение компетенции судов в области административной юстиции. В сферу судебного контроля включались все новые и новые публичные правоотношения. Один за другим принимались законы, расширяющие права граждан на обжалование в суд действий, решений органов власти и их должностных лиц <1>.