Полномочия фас в сфере закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия фас в сфере закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Однако контрольные полномочия ФАС России в сфере закупок по Закону 223-ФЗ не ограничиваются только рассмотрением жалоб и принятием постановлений о наложении штрафов на заказчиков. В ведении антимонопольного органа находится и реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Однако контрольные полномочия ФАС России в сфере закупок по Закону 223-ФЗ не ограничиваются только рассмотрением жалоб и принятием постановлений о наложении штрафов на заказчиков. В ведении антимонопольного органа находится и реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Данная позиция об отсутствии у ФАС России полномочий на разъяснение законодательства РФ в сфере закупок была поддержана по делу также Министерством юстиции РФ и Генеральной прокуратурой РФ, а также Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Данная позиция об отсутствии у ФАС России полномочий на разъяснение законодательства РФ в сфере закупок была поддержана по делу также Министерством юстиции РФ и Генеральной прокуратурой РФ, а также Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"В тех случаях, когда Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы реализуют контрольно-надзорные функции в иных сферах правового регулирования, правила реализации полномочий, установленные Законом о защите конкуренции, не применяются, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Например, порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 9 Закона о защите конкуренции, не применяется при нарушении положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках за исключением случаев, когда имеются признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Иное прямо предусмотрено в отношении жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении по правилам Закона о закупках конкурентных закупок, которые в силу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат рассмотрению в установленном данной нормой порядке, но по основаниям, установленным частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"В тех случаях, когда Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы реализуют контрольно-надзорные функции в иных сферах правового регулирования, правила реализации полномочий, установленные Законом о защите конкуренции, не применяются, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Например, порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 9 Закона о защите конкуренции, не применяется при нарушении положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках за исключением случаев, когда имеются признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Иное прямо предусмотрено в отношении жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении по правилам Закона о закупках конкурентных закупок, которые в силу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат рассмотрению в установленном данной нормой порядке, но по основаниям, установленным частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Приказ ФАС России от 23.07.2015 N 649/15
(ред. от 11.02.2020)
"Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 N 38653)1. Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(ред. от 11.02.2020)
"Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 N 38653)1. Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Заключение государственного контракта на оказание услуг по передаче информации с аппаратуры системы "Инмарсат" с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при отсутствии оснований, подтверждающих факт наделения такого единственного исполнителя исключительными полномочиями, неправомерно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Заключение государственного контракта на оказание услуг по передаче информации с аппаратуры системы "Инмарсат" с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при отсутствии оснований, подтверждающих факт наделения такого единственного исполнителя исключительными полномочиями, неправомерно.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)При этом ФАС России (а также наделенные контрольными полномочиями в сфере закупок региональные органы государственной власти), обеспечивая контроль над соблюдением требований законодательства о контрактной системе, неизбежно осуществляет и контроль над соблюдением положений бюджетного законодательства (требования которого должны соблюдать подконтрольные ФАС России государственные заказчики). Так, в частности, устраняя случаи сговоров при проведении торгов, ФАС России непосредственно препятствует увеличению объемов бюджетных расходов в рамках конкретного контракта, обеспечивая реальную конкуренцию между потенциальными поставщиками. Аналогичным образом напрямую с финансово-правовыми отношениями оказывается связана ситуация аннулирования итогов торгов, проведенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в результате которой государственные заказчики должны формировать новые заявки на закупку товаров, работ и услуг на измененных условиях [4, с. 77].
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)При этом ФАС России (а также наделенные контрольными полномочиями в сфере закупок региональные органы государственной власти), обеспечивая контроль над соблюдением требований законодательства о контрактной системе, неизбежно осуществляет и контроль над соблюдением положений бюджетного законодательства (требования которого должны соблюдать подконтрольные ФАС России государственные заказчики). Так, в частности, устраняя случаи сговоров при проведении торгов, ФАС России непосредственно препятствует увеличению объемов бюджетных расходов в рамках конкретного контракта, обеспечивая реальную конкуренцию между потенциальными поставщиками. Аналогичным образом напрямую с финансово-правовыми отношениями оказывается связана ситуация аннулирования итогов торгов, проведенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в результате которой государственные заказчики должны формировать новые заявки на закупку товаров, работ и услуг на измененных условиях [4, с. 77].
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В свою очередь, ФАС России, делая вывод о несущественности недостатков, указанных в актах, не выходит за рамки своих полномочий, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок и Правилами ведения реестра, а лишь указывает на несоответствие выявленных Заказчиком недостатков требованиям документации об Аукционе и действующего законодательства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В свою очередь, ФАС России, делая вывод о несущественности недостатков, указанных в актах, не выходит за рамки своих полномочий, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок и Правилами ведения реестра, а лишь указывает на несоответствие выявленных Заказчиком недостатков требованиям документации об Аукционе и действующего законодательства.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Специфика оцениваемого опыта должна быть обусловлена необходимым набором компетенций в соответствующей сфере, иное необоснованно сокращает круг участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. Специфика оцениваемого опыта должна быть обусловлена необходимым набором компетенций в соответствующей сфере, иное необоснованно сокращает круг участников закупки.
Статья: Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Так, дела о правонарушениях по ч. 4 - 6 ст. 7.32 (нарушение требований к исполнению, изменению контракта) отнесены к ведению контрольных органов в сфере закупок: ФАС России и контрольных органов субъектов Российской Федерации. Однако они не наделены полномочиями по контролю за соблюдением требований к исполнению, изменению контракта. Предлагается внести в КоАП РФ изменения, согласно которым такие дела будут рассматривать должностные лица федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Так, дела о правонарушениях по ч. 4 - 6 ст. 7.32 (нарушение требований к исполнению, изменению контракта) отнесены к ведению контрольных органов в сфере закупок: ФАС России и контрольных органов субъектов Российской Федерации. Однако они не наделены полномочиями по контролю за соблюдением требований к исполнению, изменению контракта. Предлагается внести в КоАП РФ изменения, согласно которым такие дела будут рассматривать должностные лица федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.