Политика информационной безопасности банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Политика информационной безопасности банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Потенциал внедрения цифровых финансовых активов и цифровых валют центральных банков в финансовую систему государства
(Шестемиров А.А., Жатикова Д.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)В качестве наиболее удобной системы внедрения цифрового рубля в экономику РФ была принята двухуровневая розничная модель, связывающая Банк России, финансовые организации, Федеральное казначейство и конечных пользователей. ЦБ РФ является оператором платформы и эмитентом цифрового рубля, регулирует обращение, определяет стандарты и правила, контролирует соблюдение политики информационной безопасности, а также открывает кошельки банкам и Федеральному казначейству на цифровой платформе. Кредитные организации выступают связующим звеном между ЦБ РФ и клиентами, проводят проверку электронных подписей, лимитов и реквизитов при осуществлении операций. Федеральное казначейство, как участник платформы, организует переводы для обеспечения деятельности бюджетных учреждений <15>.
(Шестемиров А.А., Жатикова Д.В.)
("Финансовое право", 2023, N 10)В качестве наиболее удобной системы внедрения цифрового рубля в экономику РФ была принята двухуровневая розничная модель, связывающая Банк России, финансовые организации, Федеральное казначейство и конечных пользователей. ЦБ РФ является оператором платформы и эмитентом цифрового рубля, регулирует обращение, определяет стандарты и правила, контролирует соблюдение политики информационной безопасности, а также открывает кошельки банкам и Федеральному казначейству на цифровой платформе. Кредитные организации выступают связующим звеном между ЦБ РФ и клиентами, проводят проверку электронных подписей, лимитов и реквизитов при осуществлении операций. Федеральное казначейство, как участник платформы, организует переводы для обеспечения деятельности бюджетных учреждений <15>.
Статья: О правовом обеспечении безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры банков и государственных структур
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2022, N 4)Текущая опасность санкционной политики последних месяцев в отношении России не вызывает сомнений ввиду повышения уровня информационного, экономического, политического давления на российские компании, банки, представителей власти и бизнеса. Помимо этого, увеличивается опасность хакерских атак на объекты критической инфраструктуры, об этом отмечается на уровне руководства страны. Президентом России В.В. Путиным дана установка по совершенствованию защиты и повышению надежности работы основных информационных систем и сетей связи. Увеличение кибератак является неслучайным, поскольку достаточно давно ведется незримая информационная война, в которой задействованы лучшие специалисты сферы IT-технологий всего мира. Именно поэтому для проведения взвешенной политики требуется правовое обеспечение реформ по созданию госсистемы защиты информации.
(Барков А.В., Киселев А.С.)
("Банковское право", 2022, N 4)Текущая опасность санкционной политики последних месяцев в отношении России не вызывает сомнений ввиду повышения уровня информационного, экономического, политического давления на российские компании, банки, представителей власти и бизнеса. Помимо этого, увеличивается опасность хакерских атак на объекты критической инфраструктуры, об этом отмечается на уровне руководства страны. Президентом России В.В. Путиным дана установка по совершенствованию защиты и повышению надежности работы основных информационных систем и сетей связи. Увеличение кибератак является неслучайным, поскольку достаточно давно ведется незримая информационная война, в которой задействованы лучшие специалисты сферы IT-технологий всего мира. Именно поэтому для проведения взвешенной политики требуется правовое обеспечение реформ по созданию госсистемы защиты информации.
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение Книги регистрации открытых счетов в электронном виде и подписание ее электронной подписью главного бухгалтера или его заместителя. При ведении Книги регистрации открытых счетов в электронном виде должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В электронном виде ежедневно составляются отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые подписываются электронной подписью главного бухгалтера или его заместителя. При необходимости ведомости открытых и закрытых счетов ежедневно распечатываются на бумажном носителе. Распечатанные на бумажном носителе ведомости открытых и закрытых счетов подшиваются в отдельное дело, хранятся у главного бухгалтера или его заместителя и по истечении отчетного года сдаются в архив. На протяжении отчетного года должен обеспечиваться программный контроль за соответствием счетов, зарегистрированных в Книге регистрации открытых счетов, счетам, ведущимся в аппаратно-программных комплексах. На конец отчетного года (31 декабря) в Книге регистрации открытых счетов, ведущейся в электронном виде, могут сохраняться только данные обо всех действующих счетах. При необходимости Книга регистрации открытых счетов может быть распечатана на бумажном носителе, пронумерована, прошнурована, скреплена печатью кредитной организации, подписана руководителем кредитной организации или уполномоченным должностным лицом кредитной организации и главным бухгалтером или их заместителями и сдана в архив. Возможность распечатывания Книги регистрации открытых счетов (ее отдельных листов) должна обеспечиваться соответствующим программным обеспечением. В течение года Книга регистрации открытых счетов (или ее отдельные листы) может распечатываться по распоряжению руководителя или уполномоченного должностного лица кредитной организации, или главного бухгалтера с обязательным указанием даты распечатывания.
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение Книги регистрации открытых счетов в электронном виде и подписание ее электронной подписью главного бухгалтера или его заместителя. При ведении Книги регистрации открытых счетов в электронном виде должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В электронном виде ежедневно составляются отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые подписываются электронной подписью главного бухгалтера или его заместителя. При необходимости ведомости открытых и закрытых счетов ежедневно распечатываются на бумажном носителе. Распечатанные на бумажном носителе ведомости открытых и закрытых счетов подшиваются в отдельное дело, хранятся у главного бухгалтера или его заместителя и по истечении отчетного года сдаются в архив. На протяжении отчетного года должен обеспечиваться программный контроль за соответствием счетов, зарегистрированных в Книге регистрации открытых счетов, счетам, ведущимся в аппаратно-программных комплексах. На конец отчетного года (31 декабря) в Книге регистрации открытых счетов, ведущейся в электронном виде, могут сохраняться только данные обо всех действующих счетах. При необходимости Книга регистрации открытых счетов может быть распечатана на бумажном носителе, пронумерована, прошнурована, скреплена печатью кредитной организации, подписана руководителем кредитной организации или уполномоченным должностным лицом кредитной организации и главным бухгалтером или их заместителями и сдана в архив. Возможность распечатывания Книги регистрации открытых счетов (ее отдельных листов) должна обеспечиваться соответствующим программным обеспечением. В течение года Книга регистрации открытых счетов (или ее отдельные листы) может распечатываться по распоряжению руководителя или уполномоченного должностного лица кредитной организации, или главного бухгалтера с обязательным указанием даты распечатывания.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2) в целях реализации норм настоящего Федерального закона и организации обмена информацией об обязательном страховании, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, указанными в статье 27 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и Банком России, осуществляет сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и информации ограниченного доступа;
(ред. от 29.12.2022)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2) в целях реализации норм настоящего Федерального закона и организации обмена информацией об обязательном страховании, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, указанными в статье 27 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и Банком России, осуществляет сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и информации ограниченного доступа;
Статья: Риски быстрого реагирования
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 6)Передача банками поставщикам специализированных услуг части бизнес-функций приводит к сокращению затрат на реализацию проектов, но также и к появлению новых рисков в деятельности заказчика, пояснила Вера Замигулова. Стандартное решение: разработка внутренней методологии и документов, определяющих политику организации по привлечению поставщиков услуг. Неотъемлемый инструмент управления рисками при аутсорсинге - проведение анализа деятельности потенциальных контрагентов банка. Их проверяют на предмет репутационных, правовых, комплаенс-рисков и ошибок внутреннего контроля, а также рисков информационной безопасности и информационных систем, конкретизировал Борис Богоутдинов. Также банки, по словам спикера, "пользуются стратегиями выхода, включающими действия по прекращению сотрудничества с поставщиком или альтернативной его замене".
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 6)Передача банками поставщикам специализированных услуг части бизнес-функций приводит к сокращению затрат на реализацию проектов, но также и к появлению новых рисков в деятельности заказчика, пояснила Вера Замигулова. Стандартное решение: разработка внутренней методологии и документов, определяющих политику организации по привлечению поставщиков услуг. Неотъемлемый инструмент управления рисками при аутсорсинге - проведение анализа деятельности потенциальных контрагентов банка. Их проверяют на предмет репутационных, правовых, комплаенс-рисков и ошибок внутреннего контроля, а также рисков информационной безопасности и информационных систем, конкретизировал Борис Богоутдинов. Также банки, по словам спикера, "пользуются стратегиями выхода, включающими действия по прекращению сотрудничества с поставщиком или альтернативной его замене".
Статья: Система законодательства об электронной коммерции в Китайской Народной Республике
(Яо Б.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В 2011 г. 9 министерств (бюро), включая Министерство торговли, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство общественной безопасности и Народный банк Китая, выпустили Уведомление о дальнейших мерах по борьбе с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также с производством и продажей контрафактной и некачественной продукции в сфере онлайн-покупок .
(Яо Б.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В 2011 г. 9 министерств (бюро), включая Министерство торговли, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство общественной безопасности и Народный банк Китая, выпустили Уведомление о дальнейших мерах по борьбе с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также с производством и продажей контрафактной и некачественной продукции в сфере онлайн-покупок .
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Названное выше (см. комментарий к ст. 27 Закона) Положение Банка России от 17 августа 2023 г. N 821-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств" содержит гл. 5 "Требования к обеспечению операторами платежных систем защиты информации при осуществлении переводов денежных средств". Согласно п. 5.1 названной главы операторы платежных систем в целях реализации требований к обеспечению защиты информации должны определить порядок обеспечения защиты информации в платежной системе в соответствии с п. 11 ч. 3 комментируемой статьи, при определении которого участники платежной системы должны реализовать мероприятия, непосредственно перечисленные в данном пункте.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Названное выше (см. комментарий к ст. 27 Закона) Положение Банка России от 17 августа 2023 г. N 821-П "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств" содержит гл. 5 "Требования к обеспечению операторами платежных систем защиты информации при осуществлении переводов денежных средств". Согласно п. 5.1 названной главы операторы платежных систем в целях реализации требований к обеспечению защиты информации должны определить порядок обеспечения защиты информации в платежной системе в соответствии с п. 11 ч. 3 комментируемой статьи, при определении которого участники платежной системы должны реализовать мероприятия, непосредственно перечисленные в данном пункте.
Статья: Защита и обеспечение устойчивости рубля: отдельные вопросы правового регулирования
(Саттарова Н.А., Бойко Н.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Итак, к основным современным угрозам безопасности национальной валюты специалисты относят прежде всего высокую инфляцию. Центральный банк России подтвердил, что "основной фактор глобальных рисков - рекордное ускорение инфляции, которое вынуждает центральные банки ведущих стран проводить довольно агрессивное ужесточение денежно-кредитной политики" <12>. К другим не менее важным угрозам относятся введение новых международных санкций, экономический кризис и энергопереход, который фактически со временем вытеснит ископаемые виды топлива. Однако особую значимость применительно к Конституции и к банковскому законодательству приобретают критерии ясности и недвусмысленности правовых норм, являющихся единственным средством обеспечения защиты и устойчивости рубля.
(Саттарова Н.А., Бойко Н.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Итак, к основным современным угрозам безопасности национальной валюты специалисты относят прежде всего высокую инфляцию. Центральный банк России подтвердил, что "основной фактор глобальных рисков - рекордное ускорение инфляции, которое вынуждает центральные банки ведущих стран проводить довольно агрессивное ужесточение денежно-кредитной политики" <12>. К другим не менее важным угрозам относятся введение новых международных санкций, экономический кризис и энергопереход, который фактически со временем вытеснит ископаемые виды топлива. Однако особую значимость применительно к Конституции и к банковскому законодательству приобретают критерии ясности и недвусмысленности правовых норм, являющихся единственным средством обеспечения защиты и устойчивости рубля.
Статья: Киберпреступность в сфере финансовых технологий
(Федорова И.А., Яговкина А.И.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Среди таких составов киберпреступности наиболее актуальными являются те, которые связаны с финтехом (финансовыми технологиями), что обусловлено стремительным развитием финансовых технологий и их повсеместным внедрением. Финансовые технологии, а именно система удаленной идентификации, использование биометрии, цифровые валюты, искусственный интеллект, не только предполагают наличие конкретных преимуществ для пользователей финтеха, но также и создают высокую уязвимость таких технологий. Большую проблему составляют вопросы защиты персональных данных пользователей, с помощью которых злоумышленник может удаленно совершать действия под видом владельца персональных данных. Отдельно стоит отметить тенденцию стран к созданию цифровых национальных валют, которые действуют на системе блокчейн и эмитируются Центральным банком. Их внедрение в экономические отношения без должного внимания к информационной безопасности позволит преступникам получать доступ к электронным кошелькам.
(Федорова И.А., Яговкина А.И.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Среди таких составов киберпреступности наиболее актуальными являются те, которые связаны с финтехом (финансовыми технологиями), что обусловлено стремительным развитием финансовых технологий и их повсеместным внедрением. Финансовые технологии, а именно система удаленной идентификации, использование биометрии, цифровые валюты, искусственный интеллект, не только предполагают наличие конкретных преимуществ для пользователей финтеха, но также и создают высокую уязвимость таких технологий. Большую проблему составляют вопросы защиты персональных данных пользователей, с помощью которых злоумышленник может удаленно совершать действия под видом владельца персональных данных. Отдельно стоит отметить тенденцию стран к созданию цифровых национальных валют, которые действуют на системе блокчейн и эмитируются Центральным банком. Их внедрение в экономические отношения без должного внимания к информационной безопасности позволит преступникам получать доступ к электронным кошелькам.
Статья: Административно-правовое регулирование функции Банка России по повышению финансовой грамотности населения: к постановке вопроса
(Соколова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Соглашаясь с мнением Н.А. Поветкиной и Е.В. Кудряшовой о неразрывной связи финансовой грамотности как сложной и многоаспектной категории с правовым статусом индивида <14>, следует признать, что четкое определение содержания понятия "финансовая грамотность" представляет собой важную юридическую задачу, затрагивающую права человека, решение которой мог бы взять на себя Банк России в рамках закрепленной за ним новой функции. Реализуя денежно-кредитную политику и выполняя конституционную задачу по защите и обеспечению устойчивости рубля, мегарегулятор всегда располагает самой актуальной информацией об угрозах и вызовах для потребителей финансовых услуг и может регулярно, на постоянной основе, корректировать объем необходимых компетенций финансово грамотного гражданина.
(Соколова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Соглашаясь с мнением Н.А. Поветкиной и Е.В. Кудряшовой о неразрывной связи финансовой грамотности как сложной и многоаспектной категории с правовым статусом индивида <14>, следует признать, что четкое определение содержания понятия "финансовая грамотность" представляет собой важную юридическую задачу, затрагивающую права человека, решение которой мог бы взять на себя Банк России в рамках закрепленной за ним новой функции. Реализуя денежно-кредитную политику и выполняя конституционную задачу по защите и обеспечению устойчивости рубля, мегарегулятор всегда располагает самой актуальной информацией об угрозах и вызовах для потребителей финансовых услуг и может регулярно, на постоянной основе, корректировать объем необходимых компетенций финансово грамотного гражданина.
Вопрос: О соблюдении квалификационных требований в сфере информационной безопасности кредитных организаций.
(Письмо Банка России от 18.02.2025 N 56-16/1356)Дополнительно сообщаем, что Банком России в 2024 году и в начале 2025 года были проведены совещания в формате круглых столов по темам "Кадры по информационной безопасности в финансовой сфере: ключевые проблемы и поиск решений" и "Подготовка специалистов по информационной безопасности: исследование ожиданий работодателей". По их результатам в адрес организаций кредитно-финансовой сферы планируется направление информационных писем Банка России с рекомендациями по применению в корпоративной кадровой политике указанного профессионального стандарта.
(Письмо Банка России от 18.02.2025 N 56-16/1356)Дополнительно сообщаем, что Банком России в 2024 году и в начале 2025 года были проведены совещания в формате круглых столов по темам "Кадры по информационной безопасности в финансовой сфере: ключевые проблемы и поиск решений" и "Подготовка специалистов по информационной безопасности: исследование ожиданий работодателей". По их результатам в адрес организаций кредитно-финансовой сферы планируется направление информационных писем Банка России с рекомендациями по применению в корпоративной кадровой политике указанного профессионального стандарта.
Статья: Международные подходы к регулированию виртуальных банков, систем алгоритмической торговли и искусственного интеллекта при совершении финансовых сделок
(Шамраев А.В.)
("Банковское право", 2020, N 6)История регулирования деятельности интернет-банков насчитывает 20 лет с документа Монетарного управления Гонконга (HKMA) от 5 мая 2000 г. "Руководящие принципы авторизации виртуальных банков" (Guideline on Authorization of Virtual Banks) <16>, который был издан в новой редакции 8 июня 2018 г. (далее - Руководящие принципы) <17>. Руководящие принципы закрепляют следующие требования к заявителю для получения разрешения HKMA: 1) не менее 50% доли в капитале должна составлять доля гонконгского или иностранного банка, иного финансового учреждения либо холдинговой компании, поднадзорной HKMA <18>; 2) наличие офиса в Гонконге для взаимодействия с HKMA, рассмотрения заявлений и жалоб клиентов; 3) обеспечение сохранности документов, информации, записей о сделках и их доступности для HKMA; 4) обеспечение высокого уровня бесперебойности и безопасности операций; 5) обеспечение независимого аудита информационных систем и аудита безопасности; 6) анализ типичных рисков и реализация политики, процедур и мер контроля по управлению такими рисками; 7) наличие детального бизнес-плана и плана прекращения деятельности; 8) четкое определение прав и обязанностей клиентов в случае нарушения безопасности, сбоев в работе систем и человеческих ошибок, исключающее ответственность клиентов при отсутствии их умысла или небрежности за любые прямые убытки в результате несанкционированных операций; 9) соблюдение руководящих принципов HKMA в отношении аутсорсинга операций.
(Шамраев А.В.)
("Банковское право", 2020, N 6)История регулирования деятельности интернет-банков насчитывает 20 лет с документа Монетарного управления Гонконга (HKMA) от 5 мая 2000 г. "Руководящие принципы авторизации виртуальных банков" (Guideline on Authorization of Virtual Banks) <16>, который был издан в новой редакции 8 июня 2018 г. (далее - Руководящие принципы) <17>. Руководящие принципы закрепляют следующие требования к заявителю для получения разрешения HKMA: 1) не менее 50% доли в капитале должна составлять доля гонконгского или иностранного банка, иного финансового учреждения либо холдинговой компании, поднадзорной HKMA <18>; 2) наличие офиса в Гонконге для взаимодействия с HKMA, рассмотрения заявлений и жалоб клиентов; 3) обеспечение сохранности документов, информации, записей о сделках и их доступности для HKMA; 4) обеспечение высокого уровня бесперебойности и безопасности операций; 5) обеспечение независимого аудита информационных систем и аудита безопасности; 6) анализ типичных рисков и реализация политики, процедур и мер контроля по управлению такими рисками; 7) наличие детального бизнес-плана и плана прекращения деятельности; 8) четкое определение прав и обязанностей клиентов в случае нарушения безопасности, сбоев в работе систем и человеческих ошибок, исключающее ответственность клиентов при отсутствии их умысла или небрежности за любые прямые убытки в результате несанкционированных операций; 9) соблюдение руководящих принципов HKMA в отношении аутсорсинга операций.
Вопрос: О вопросах и предложениях по управлению операционным риском, его расчету и составлению отчетности в кредитной организации (банковской группе).
(Письмо Банка России от 04.12.2023 N 42-8-2/5238)Согласно главе 7 Положения N 716-П отсутствует требование утверждения Политики информационной безопасности Советом директоров кредитной организации. Напротив, в абз. 8 п. 7.8 указано: "Политика информационной безопасности должна утверждаться коллегиальным исполнительным органом кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы)"
(Письмо Банка России от 04.12.2023 N 42-8-2/5238)Согласно главе 7 Положения N 716-П отсутствует требование утверждения Политики информационной безопасности Советом директоров кредитной организации. Напротив, в абз. 8 п. 7.8 указано: "Политика информационной безопасности должна утверждаться коллегиальным исполнительным органом кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы)"
Статья: Влияние кризисных условий на банковскую деятельность: финансово-правовой аспект
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)<6> Пастушенко Е.Н., Земцова Л.Н. Финансово-правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации // Информационная безопасность регионов. 2016. N 4; Рыбакова С.В. Правовое регулирование участия кредитных организаций в финансовой деятельности государства (опыт современной России) / под ред. Н.И. Химичевой. Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2009. 250 с.; Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Принципы российского финансового права как базисные принципы банковской деятельности // Банковское право. 2013. N 6. С. 8 - 18; Шаповалов М.А. Финансово-правовые основы банковской деятельности во Франции. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2011. 152 с.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)<6> Пастушенко Е.Н., Земцова Л.Н. Финансово-правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации // Информационная безопасность регионов. 2016. N 4; Рыбакова С.В. Правовое регулирование участия кредитных организаций в финансовой деятельности государства (опыт современной России) / под ред. Н.И. Химичевой. Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2009. 250 с.; Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Принципы российского финансового права как базисные принципы банковской деятельности // Банковское право. 2013. N 6. С. 8 - 18; Шаповалов М.А. Финансово-правовые основы банковской деятельности во Франции. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2011. 152 с.