Полевые учреждения Банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Полевые учреждения Банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДФЛ при выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим полевых учреждений Банка России.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N БС-4-11/477@)Вопрос: Об НДФЛ при выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим полевых учреждений Банка России.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N БС-4-11/477@)Вопрос: Об НДФЛ при выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим полевых учреждений Банка России.
Статья: Субъекты публичной администрации, уполномоченные в области обеспечения национальной безопасности России
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как разъяснил Конституционный Суд РФ, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в рамках их компетенции <7>. Федеральным законом N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", принятым 5 апреля 2013 г., установлено, что таковая создана для реализации парламентского контроля. Она вправе проводить внешний государственный аудит, а именно контролировать порядок формирования, управления и распоряжения ресурсами обеспечения безопасности и социально-экономического развития России. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации он вводит обязательные для кредитных организаций правила обеспечения защиты сведений при реализации банковской деятельности, а также обязательные для некредитных финансовых организаций правила обеспечения защиты сведений при осуществлении работы в области финансовых рынков. Кроме того, полевые учреждения Банка России выступают воинскими учреждениями.
(Федотова Ю.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как разъяснил Конституционный Суд РФ, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в рамках их компетенции <7>. Федеральным законом N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", принятым 5 апреля 2013 г., установлено, что таковая создана для реализации парламентского контроля. Она вправе проводить внешний государственный аудит, а именно контролировать порядок формирования, управления и распоряжения ресурсами обеспечения безопасности и социально-экономического развития России. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации он вводит обязательные для кредитных организаций правила обеспечения защиты сведений при реализации банковской деятельности, а также обязательные для некредитных финансовых организаций правила обеспечения защиты сведений при осуществлении работы в области финансовых рынков. Кроме того, полевые учреждения Банка России выступают воинскими учреждениями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 86. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 86. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Клиенты полевых учреждений Банка России, которые не подключены к транспортному шлюзу Банка России для обмена платежными и финансовыми сообщениями с клиентами Банка России, и клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями, обязаны применять средства защиты информации, реализующих двухстороннюю аутентификацию и шифрование информации на уровне звена данных или сетевом уровне, в соответствии с эталонной моделью взаимосвязи открытых систем, определенной в ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99, прошедших процедуру оценки соответствия установленным требованиям.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Клиенты полевых учреждений Банка России, которые не подключены к транспортному шлюзу Банка России для обмена платежными и финансовыми сообщениями с клиентами Банка России, и клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями, обязаны применять средства защиты информации, реализующих двухстороннюю аутентификацию и шифрование информации на уровне звена данных или сетевом уровне, в соответствии с эталонной моделью взаимосвязи открытых систем, определенной в ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99, прошедших процедуру оценки соответствия установленным требованиям.
Статья: Об особенностях функционирования платформы цифрового рубля
(Хоменко Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Взаимодействие Банка России как оператора платформы цифрового рубля с ее пользователями заключается в открытии и ведении им счетов цифрового рубля. Эта обязанность установлена п. 11 ст. 30.7 Закона о НПС. Банк России осуществляет операции по счету цифрового рубля (списание, зачисление цифровых рублей, иные операции с ними). Правом открывать счета цифрового рубля обладают все пользователи. Ранее установление договорных связей между Банком России и юридическими лицами - некредитными организациями имело место только в отношении некоторых юридических лиц особого правового статуса, в частности Банк России обслуживает банковский счет Агентства по страхованию вкладов. Что же касается физических лиц, то приведенная норма отличается не только новизной, но и установлением абсолютно не свойственной Банку России обязанности, поскольку он обслуживает эту категорию лиц только в особых случаях, например если физическое лицо проживает на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России. В настоящее время договор счета цифрового рубля заключается между Банком России и пользователем, однако прямых контактов с ними у Банка России нет. Так, перевод цифровых рублей осуществляет Банк России на основании распоряжения пользователя платформы, но это распоряжение поступает в Банк России от участника платформы. Иными словами, пользователь обращается в свой обслуживающий банк - участник платформы с распоряжением осуществить перевод цифровых рублей, а банк-участник после надлежащей проверки передает это распоряжение Банку России - оператору платформы.
(Хоменко Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Взаимодействие Банка России как оператора платформы цифрового рубля с ее пользователями заключается в открытии и ведении им счетов цифрового рубля. Эта обязанность установлена п. 11 ст. 30.7 Закона о НПС. Банк России осуществляет операции по счету цифрового рубля (списание, зачисление цифровых рублей, иные операции с ними). Правом открывать счета цифрового рубля обладают все пользователи. Ранее установление договорных связей между Банком России и юридическими лицами - некредитными организациями имело место только в отношении некоторых юридических лиц особого правового статуса, в частности Банк России обслуживает банковский счет Агентства по страхованию вкладов. Что же касается физических лиц, то приведенная норма отличается не только новизной, но и установлением абсолютно не свойственной Банку России обязанности, поскольку он обслуживает эту категорию лиц только в особых случаях, например если физическое лицо проживает на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России. В настоящее время договор счета цифрового рубля заключается между Банком России и пользователем, однако прямых контактов с ними у Банка России нет. Так, перевод цифровых рублей осуществляет Банк России на основании распоряжения пользователя платформы, но это распоряжение поступает в Банк России от участника платформы. Иными словами, пользователь обращается в свой обслуживающий банк - участник платформы с распоряжением осуществить перевод цифровых рублей, а банк-участник после надлежащей проверки передает это распоряжение Банку России - оператору платформы.
Статья: Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Итак, Указом Президента РФ от 2 ноября 1992 г. N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" <21> в поименованных субъектах было введено чрезвычайное положение на период со 2 ноября 1992 г. по 30 января 1993 г. Указом Президента РФ от 27 марта 1993 г. N 407 "О введении чрезвычайного положения на территориях части Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и части Назрановского района Ингушской Республики" <22> в указанных регионах режим чрезвычайного положения был введен на период с 14 марта 1993 г. по 15 февраля 1995 г. На период действия чрезвычайного положения в обеих республиках в качестве особой формы управления была назначена Временная администрация, приказы которой ввели запрет на проведение забастовок, особый режим передвижения в зоне чрезвычайного положения, особый режим вещания по радио и телевидению, а также выпуска печатных изданий, эти установления были обязательны для исполнения всеми организациями, учреждениями и предприятиями. Каких-либо иных предписаний и запретов, непосредственно относящихся к субъектам банковской деятельности, данный Указ не содержал. Собственно, можно предположить, что в период вооруженных столкновений, который сопровождался многочисленными жертвами и исходом ингушского населения из сел и горных районов Кавказа, и так относящихся к экономически отсталым регионам, вряд ли функционировал бизнес. Что касается предоставления банковских услуг военнослужащим, а также физическим лицам на тех территориях, где невозможно создание и функционирование территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций, то эту функцию выполняют полевые учреждения Банка России, которые являются воинскими учреждениями, чье основное предназначение состоит в банковском обслуживании воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России, а также иных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ. Первые полевые учреждения были созданы еще в 1939 году; во время Великой Отечественной войны работа полевых учреждений внесла свой вклад в борьбу с фашизмом [30, с. 20; 23 с. 12]. В настоящее время в системе Банка России функционируют 89 полевых учреждений (во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, государствах ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан), местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадырь, Новая Земля), в отдаленных точках базирования дальней авиации, на полигонах и космодромах <23>.
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Итак, Указом Президента РФ от 2 ноября 1992 г. N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" <21> в поименованных субъектах было введено чрезвычайное положение на период со 2 ноября 1992 г. по 30 января 1993 г. Указом Президента РФ от 27 марта 1993 г. N 407 "О введении чрезвычайного положения на территориях части Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и части Назрановского района Ингушской Республики" <22> в указанных регионах режим чрезвычайного положения был введен на период с 14 марта 1993 г. по 15 февраля 1995 г. На период действия чрезвычайного положения в обеих республиках в качестве особой формы управления была назначена Временная администрация, приказы которой ввели запрет на проведение забастовок, особый режим передвижения в зоне чрезвычайного положения, особый режим вещания по радио и телевидению, а также выпуска печатных изданий, эти установления были обязательны для исполнения всеми организациями, учреждениями и предприятиями. Каких-либо иных предписаний и запретов, непосредственно относящихся к субъектам банковской деятельности, данный Указ не содержал. Собственно, можно предположить, что в период вооруженных столкновений, который сопровождался многочисленными жертвами и исходом ингушского населения из сел и горных районов Кавказа, и так относящихся к экономически отсталым регионам, вряд ли функционировал бизнес. Что касается предоставления банковских услуг военнослужащим, а также физическим лицам на тех территориях, где невозможно создание и функционирование территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций, то эту функцию выполняют полевые учреждения Банка России, которые являются воинскими учреждениями, чье основное предназначение состоит в банковском обслуживании воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России, а также иных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ. Первые полевые учреждения были созданы еще в 1939 году; во время Великой Отечественной войны работа полевых учреждений внесла свой вклад в борьбу с фашизмом [30, с. 20; 23 с. 12]. В настоящее время в системе Банка России функционируют 89 полевых учреждений (во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, государствах ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан), местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадырь, Новая Земля), в отдаленных точках базирования дальней авиации, на полигонах и космодромах <23>.
Статья: Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Банком России: отдельные проблемы
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Указанные функции Центрального банка содержатся в гл. 3 Основного Закона страны, именуемой "Федеративное устройство", т.е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает наличие полевых учреждений Банка России (ст. 86), а по вопросам безопасности государства - обязывает Банк России согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 57.4, 76.4-1, 76.9-7).
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Указанные функции Центрального банка содержатся в гл. 3 Основного Закона страны, именуемой "Федеративное устройство", т.е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает наличие полевых учреждений Банка России (ст. 86), а по вопросам безопасности государства - обязывает Банк России согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 57.4, 76.4-1, 76.9-7).
Статья: Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Возложение на Центральный банк РФ функций оператора платформы цифрового рубля существенным образом меняет его правовое положение. Так, Банк России до 1 августа 2023 г. <33> как банк взаимодействовал лишь с ограниченным кругом организаций и практически никогда - с физическими лицами <34> (исключение составляли случаи оказания услуг физическим лицам полевыми учреждениями Банка России в местах, где отсутствуют кредитные организации). Теперь же Центральный банк РФ по общему правилу открывает банковские счета (счета цифрового рубля) любым субъектам хозяйственной деятельности и физическим лицам, изъявившим такое желание <35>, а также проводит операции с цифровым рублем. Таким образом, именно Банк России выступает в качестве обязанного лица в отношении российской национальной цифровой валюты. И именно он ответственен за сохранность цифровых рублей, учтенных на соответствующем счете. Следовательно, при необоснованном списании денежных средств со счета цифрового рубля и при возникновении иных спорных ситуаций (например, при незачислении или несвоевременном зачислении денежных средств, невыполнении распоряжения пользователя ПЦР и т.д.) претензии пользователей будут адресованы именно Банку России. Уже сейчас можно прогнозировать значительный рост числа обращений граждан и юридических лиц после начала массового проведения операций с цифровым рублем. Представляется, что это повлечет за собой расширение штата сотрудников Юридического департамента Центрального банка РФ, а возможно, и образование новых специализированных структурных подразделений.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Возложение на Центральный банк РФ функций оператора платформы цифрового рубля существенным образом меняет его правовое положение. Так, Банк России до 1 августа 2023 г. <33> как банк взаимодействовал лишь с ограниченным кругом организаций и практически никогда - с физическими лицами <34> (исключение составляли случаи оказания услуг физическим лицам полевыми учреждениями Банка России в местах, где отсутствуют кредитные организации). Теперь же Центральный банк РФ по общему правилу открывает банковские счета (счета цифрового рубля) любым субъектам хозяйственной деятельности и физическим лицам, изъявившим такое желание <35>, а также проводит операции с цифровым рублем. Таким образом, именно Банк России выступает в качестве обязанного лица в отношении российской национальной цифровой валюты. И именно он ответственен за сохранность цифровых рублей, учтенных на соответствующем счете. Следовательно, при необоснованном списании денежных средств со счета цифрового рубля и при возникновении иных спорных ситуаций (например, при незачислении или несвоевременном зачислении денежных средств, невыполнении распоряжения пользователя ПЦР и т.д.) претензии пользователей будут адресованы именно Банку России. Уже сейчас можно прогнозировать значительный рост числа обращений граждан и юридических лиц после начала массового проведения операций с цифровым рублем. Представляется, что это повлечет за собой расширение штата сотрудников Юридического департамента Центрального банка РФ, а возможно, и образование новых специализированных структурных подразделений.
Статья: Правовое регулирование банковской деятельности в новых регионах Российской Федерации
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Помимо общих нормативных установок, отношение к порядку осуществления банковской деятельности в новых регионах имеют и акты чрезвычайного законодательства. В частности, в соответствии с п. 3 Указа о военном положении <6> в период его действия в новых субъектах Российской Федерации могут применяться меры Закона о военном положении <7>. Не будет лишним сказать, что введенное этим Указом военное положение на территории современной России (после распада СССР) установлено впервые. В период действия военного положения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление финансовой деятельности, свободное перемещение финансовых средств, на поиск, получение, передачу и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности банковского регулирования. К примеру, государство может заблокировать вклады в банках в целях мобилизации денежных средств, ограничения эмиссии и пополнения бюджета. В том случае, если на территориях, где введено военное положение, работа банков будет невозможна, основную часть их функций начнут выполнять полевые учреждения Банка России. Примечательно, что на момент написания статьи в новых регионах не было размещено ни одного полевого учреждения Банка России.
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Помимо общих нормативных установок, отношение к порядку осуществления банковской деятельности в новых регионах имеют и акты чрезвычайного законодательства. В частности, в соответствии с п. 3 Указа о военном положении <6> в период его действия в новых субъектах Российской Федерации могут применяться меры Закона о военном положении <7>. Не будет лишним сказать, что введенное этим Указом военное положение на территории современной России (после распада СССР) установлено впервые. В период действия военного положения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление финансовой деятельности, свободное перемещение финансовых средств, на поиск, получение, передачу и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности банковского регулирования. К примеру, государство может заблокировать вклады в банках в целях мобилизации денежных средств, ограничения эмиссии и пополнения бюджета. В том случае, если на территориях, где введено военное положение, работа банков будет невозможна, основную часть их функций начнут выполнять полевые учреждения Банка России. Примечательно, что на момент написания статьи в новых регионах не было размещено ни одного полевого учреждения Банка России.