Подведомственность военных судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность военных судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность как вид юридической ответственности: современная военно-судебная практика
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Не вступившее в законную силу постановление мирового судьи обжаловано стороной защиты и отменено решением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия с направлением дела об административном правонарушении на рассмотрение в гарнизонный военный суд по подведомственности.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Не вступившее в законную силу постановление мирового судьи обжаловано стороной защиты и отменено решением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия с направлением дела об административном правонарушении на рассмотрение в гарнизонный военный суд по подведомственности.
Статья: Оспаривание военнослужащим действий (бездействия) двух ответчиков, один из которых - воинское должностное лицо, второй - гражданский субъект
(Миняйленко Н.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 7)Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В юридической науке уже устоялось мнение, что "подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами" <11>. Вместе с тем, как справедливо указывает А.Ф. Воронов, для участников споров, рассматриваемых военными судами, свойственны специфические правоотношения между ними. Это отношения, связанные с военной службой, прежде всего, военно-административные правоотношения <12>. Указанного типа отношения отсутствуют в спорах военнослужащего с так называемыми невоенными органами публичной власти и их должностными лицами.
(Миняйленко Н.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 7)Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В юридической науке уже устоялось мнение, что "подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами" <11>. Вместе с тем, как справедливо указывает А.Ф. Воронов, для участников споров, рассматриваемых военными судами, свойственны специфические правоотношения между ними. Это отношения, связанные с военной службой, прежде всего, военно-административные правоотношения <12>. Указанного типа отношения отсутствуют в спорах военнослужащего с так называемыми невоенными органами публичной власти и их должностными лицами.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"24. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, следует учитывать, что они в силу положений части 2 статьи 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях. В связи с тем, что дела обо всех правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных указанными выше лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абзац первый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), в случае поступления таких дел мировым судьям или судьям районных судов они подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"24. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, следует учитывать, что они в силу положений части 2 статьи 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях. В связи с тем, что дела обо всех правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных указанными выше лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абзац первый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), в случае поступления таких дел мировым судьям или судьям районных судов они подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и ч. 3 ст. 23.1 КоАП в тех случаях, когда Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен судебный порядок привлечения к административной ответственности, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, подсудны военным судам.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и ч. 3 ст. 23.1 КоАП в тех случаях, когда Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен судебный порядок привлечения к административной ответственности, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, подсудны военным судам.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Система судов общей юрисдикции <1> включает три группы судов. Первая группа - так называемые общие (ординарные), или "гражданские", суды, создаваемые по административно-территориальному принципу. Вторая группа - военные суды, создаваемые по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и воинских формированиях. Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Система судов общей юрисдикции <1> включает три группы судов. Первая группа - так называемые общие (ординарные), или "гражданские", суды, создаваемые по административно-территориальному принципу. Вторая группа - военные суды, создаваемые по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и воинских формированиях. Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На втором этапе необходимо разграничить предметную подсудность между различными звеньями судебной системы. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На втором этапе необходимо разграничить предметную подсудность между различными звеньями судебной системы. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ <46>) СКДВ ВС России рассматривает в первой инстанции дела по заявлениям о присуждении компенсации по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ <46>) СКДВ ВС России рассматривает в первой инстанции дела по заявлениям о присуждении компенсации по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> Речь идет о так называемой постадийной подведомственности дел, которая впервые была упомянута Д.Н. Бахрахом (см.: Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. 2005. N 4. С. 49). Существование постадийной подведомственности обосновано также в кандидатской диссертации С.Н. Бойчука "Производство по делам об административных правонарушениях судьями военных гарнизонных судов" (Ростов н/Д, 2009. С. 76 - 78).
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> Речь идет о так называемой постадийной подведомственности дел, которая впервые была упомянута Д.Н. Бахрахом (см.: Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. 2005. N 4. С. 49). Существование постадийной подведомственности обосновано также в кандидатской диссертации С.Н. Бойчука "Производство по делам об административных правонарушениях судьями военных гарнизонных судов" (Ростов н/Д, 2009. С. 76 - 78).
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- судьями гарнизонных военных судов (абз. 1 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- судьями гарнизонных военных судов (абз. 1 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
Статья: К вопросу рассмотрения военными судами дел об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Вместе с тем судья при вынесении 28 октября 2021 г. Определения, правильно установив, что рассмотрение жалобы защитника Ц. - адвоката Л. на Постановление от 24 сентября 2021 г. относится к компетенции Заозерского гарнизонного военного суда, сделал ошибочный вывод о необходимости ее возвращения по указанному выше основанию лицу, ее подавшему.
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Вместе с тем судья при вынесении 28 октября 2021 г. Определения, правильно установив, что рассмотрение жалобы защитника Ц. - адвоката Л. на Постановление от 24 сентября 2021 г. относится к компетенции Заозерского гарнизонного военного суда, сделал ошибочный вывод о необходимости ее возвращения по указанному выше основанию лицу, ее подавшему.
Статья: Влияние доктрины на трансформацию понятия "компетенция суда" в контексте реформирования цивилистического процессуального законодательства
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)В рамках реализации судебной реформы фундаментальные институты цивилистического процесса, такие как компетенция, подведомственность, подсудность, подверглись серьезной трансформации. Зачастую в законодательстве РФ и в доктрине понятия "компетенция", "подведомственность", "подсудность", "полномочие", "к ведению", "юрисдикция" применяются как синонимы. Взаимозаменяемость этих слов в обычном лексиконе, по сути, смысловой нагрузки не меняет, однако, если речь идет об "обращении в компетентный суд, уполномоченный рассматривать дело, отнесенное к его ведению", каждый термин имеет свое значение. В силу принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ, каждая из них (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляется самостоятельными органами в рамках компетенции, установленной соответствующими правовыми нормами, определяющими предметы ведения. Предметы ведения (подведомственность) - это первый необходимый элемент компетенции. Однако исключение термина "подведомственность" из процессуального законодательства не отменяет действие данного института при распределении дел между различными органами государственной власти, являясь, по сути, свойством дела, позволяющим определить компетенцию суда, а не другого органа. Доктринально сложилось, что компетенция суда определяется при правильном применении в совокупности правил подведомственности и подсудности, которые являются свойствами дел. Кроме того, корректнее было бы использовать процессуальный инструмент "подсудность" в полном объеме, дополнив его еще одним видом - "по предмету ведения", закрепив законодательно критерии распределения дел между арбитражными, военными и судами общей юрисдикции.
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)В рамках реализации судебной реформы фундаментальные институты цивилистического процесса, такие как компетенция, подведомственность, подсудность, подверглись серьезной трансформации. Зачастую в законодательстве РФ и в доктрине понятия "компетенция", "подведомственность", "подсудность", "полномочие", "к ведению", "юрисдикция" применяются как синонимы. Взаимозаменяемость этих слов в обычном лексиконе, по сути, смысловой нагрузки не меняет, однако, если речь идет об "обращении в компетентный суд, уполномоченный рассматривать дело, отнесенное к его ведению", каждый термин имеет свое значение. В силу принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ, каждая из них (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляется самостоятельными органами в рамках компетенции, установленной соответствующими правовыми нормами, определяющими предметы ведения. Предметы ведения (подведомственность) - это первый необходимый элемент компетенции. Однако исключение термина "подведомственность" из процессуального законодательства не отменяет действие данного института при распределении дел между различными органами государственной власти, являясь, по сути, свойством дела, позволяющим определить компетенцию суда, а не другого органа. Доктринально сложилось, что компетенция суда определяется при правильном применении в совокупности правил подведомственности и подсудности, которые являются свойствами дел. Кроме того, корректнее было бы использовать процессуальный инструмент "подсудность" в полном объеме, дополнив его еще одним видом - "по предмету ведения", закрепив законодательно критерии распределения дел между арбитражными, военными и судами общей юрисдикции.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 1 ст. 34 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" указано, что районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. Поэтому ст. 19 КАС РФ конкретизирует, что районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает все административные дела, за исключением административных дел, подсудных мировым судьям, военным судам, верховному суду республики, краевому областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, Верховному Суду Российской Федерации, а также арбитражным судам.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 1 ст. 34 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" указано, что районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. Поэтому ст. 19 КАС РФ конкретизирует, что районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает все административные дела, за исключением административных дел, подсудных мировым судьям, военным судам, верховному суду республики, краевому областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, Верховному Суду Российской Федерации, а также арбитражным судам.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)- федеральные суды общей юрисдикции: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды;
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)- федеральные суды общей юрисдикции: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды;