Подведомственность это
Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность дел о расторжении брака в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Дела о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы, рассматриваются, в случае подведомственности этих дел суду, с соблюдением общих правил о подсудности. Если исковое заявление о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы, принимается судом к производству в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, то надлежит исходить из последнего места жительства указанного лица до его осуждения..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Дела о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы, рассматриваются, в случае подведомственности этих дел суду, с соблюдением общих правил о подсудности. Если исковое заявление о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы, принимается судом к производству в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, то надлежит исходить из последнего места жительства указанного лица до его осуждения..."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления
(КонсультантПлюс, 2025)допущено существенное нарушение процессуальных требований (например, дело рассмотрено судом с нарушением правил подведомственности), при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения жалобы в вышестоящем суде истек
(КонсультантПлюс, 2025)допущено существенное нарушение процессуальных требований (например, дело рассмотрено судом с нарушением правил подведомственности), при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения жалобы в вышестоящем суде истек
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компетенция судов и подсудность гражданских дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятие "подведомственность" исключено из АПК РФ и ГПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятие "подведомственность" исключено из АПК РФ и ГПК РФ.
Статья: Подведомственность и подсудность гражданских дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Институт подведомственности гражданских дел первоначально был направлен на разграничение компетенции различных органов государства в сфере защиты прав, свобод и законных интересов. Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в теории предметную компетенцию различных органов государства, компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, комиссий по трудовым спорам и иных организаций, имеющих право разрешать вопросы права. Подведомственность - это совокупность юридических норм, установленных в законах и определяющих возможность конкретного органа разрешать тот или иной спор (правовой вопрос) в зависимости от субъекта, предмета и характера спора. Таким образом, как межотраслевой правовой институт, подведомственность указывает, какой орган разрешает спор, в отношении каких субъектов и по какому вопросу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Институт подведомственности гражданских дел первоначально был направлен на разграничение компетенции различных органов государства в сфере защиты прав, свобод и законных интересов. Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в теории предметную компетенцию различных органов государства, компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, комиссий по трудовым спорам и иных организаций, имеющих право разрешать вопросы права. Подведомственность - это совокупность юридических норм, установленных в законах и определяющих возможность конкретного органа разрешать тот или иной спор (правовой вопрос) в зависимости от субъекта, предмета и характера спора. Таким образом, как межотраслевой правовой институт, подведомственность указывает, какой орган разрешает спор, в отношении каких субъектов и по какому вопросу.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Один из аспектов проявления принципа правовой определенности касается четкого определения критериев компетенции юрисдикционных органов по разрешению споров и юридических дел. В этом смысле коллизии компетенции являются теми негативными явлениями, в которых проявляется нарушение принципа правовой определенности. Возьмем, к примеру, разрешение корпоративных споров, компетенцию на разрешение которых законодатель относительно недавно разделил между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, отказавшись от специальной подведомственности этих дел арбитражным судам <1>. Среди корпоративных споров проявились корпоративные споры саморегулируемых организаций, по определению компетенции которых существует неясность, так как формальные критерии, закрепленные законодателем в ст. 225.1 АПК РФ и ст. 22 ГПК РФ, не позволяют четко и однозначно разделить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции по данным спорам, на что уже указывалось в научной литературе <2>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Один из аспектов проявления принципа правовой определенности касается четкого определения критериев компетенции юрисдикционных органов по разрешению споров и юридических дел. В этом смысле коллизии компетенции являются теми негативными явлениями, в которых проявляется нарушение принципа правовой определенности. Возьмем, к примеру, разрешение корпоративных споров, компетенцию на разрешение которых законодатель относительно недавно разделил между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, отказавшись от специальной подведомственности этих дел арбитражным судам <1>. Среди корпоративных споров проявились корпоративные споры саморегулируемых организаций, по определению компетенции которых существует неясность, так как формальные критерии, закрепленные законодателем в ст. 225.1 АПК РФ и ст. 22 ГПК РФ, не позволяют четко и однозначно разделить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции по данным спорам, на что уже указывалось в научной литературе <2>.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности судопроизводства по делам о банкротстве граждан проявляются в подведомственности и подсудности этих дел, основаниях возбуждения и рассмотрения таких дел, правилах оспаривания сделок гражданина в деле о его банкротстве, ряде других правил.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности судопроизводства по делам о банкротстве граждан проявляются в подведомственности и подсудности этих дел, основаниях возбуждения и рассмотрения таких дел, правилах оспаривания сделок гражданина в деле о его банкротстве, ряде других правил.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)При этом подведомственность обращения с жалобами в тот или иной суд в исполнительном производстве определяется следующим образом:
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)При этом подведомственность обращения с жалобами в тот или иной суд в исполнительном производстве определяется следующим образом:
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 03.08.2023 N Ф06-7088/2023 по делу N А65-6521/2023 <Когда нужно оспаривать решение фискалов в отношении юрлица в судах общей юрисдикции>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 23)Гражданин не отчаялся, но апелляция, а вслед за ней и АС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.06.2023 N Ф07-7129/2023 согласились с коллегами из первой инстанции. Как и в "нашем" деле, определяющим фактором стало то, что на момент обращения к служителям Фемиды у Е. не было статуса индивидуального предпринимателя. Выходит, заявителем выступает физлицо, а это не соответствует субъектному критерию подведомственности арбитражного суда.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 23)Гражданин не отчаялся, но апелляция, а вслед за ней и АС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.06.2023 N Ф07-7129/2023 согласились с коллегами из первой инстанции. Как и в "нашем" деле, определяющим фактором стало то, что на момент обращения к служителям Фемиды у Е. не было статуса индивидуального предпринимателя. Выходит, заявителем выступает физлицо, а это не соответствует субъектному критерию подведомственности арбитражного суда.
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В ранний советский период депутаты пользовались значительной защитой от административных взысканий. Например, депутат поселкового или сельского совета на территории подведомственности этого совета не мог быть подвергнут административному наказанию, налагаемому судебным органом, без предварительного согласия совета. В период между сессиями такое согласие должен был дать исполнительный орган соответствующего совета. Эта процедура служила гарантией от произвольного применения административных санкций к депутатам и обеспечивала им возможность свободно исполнять свои обязанности.
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)В ранний советский период депутаты пользовались значительной защитой от административных взысканий. Например, депутат поселкового или сельского совета на территории подведомственности этого совета не мог быть подвергнут административному наказанию, налагаемому судебным органом, без предварительного согласия совета. В период между сессиями такое согласие должен был дать исполнительный орган соответствующего совета. Эта процедура служила гарантией от произвольного применения административных санкций к депутатам и обеспечивала им возможность свободно исполнять свои обязанности.
Статья: Оспаривание нормативных правовых актов органов публичной власти в порядке конституционного и административного судопроизводства: проблемы разграничения подведомственности
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2025, N 1)Конституционное право на судебную защиту органично включает в себя и возможность оспаривания в суде любых нормативных правовых актов органов публичной власти, нарушающих права и свободы граждан. Подобные дела могут рассматриваться в порядке как конституционного, так и административного судопроизводства. В статье показана специфика сложившейся в современной России модели разграничения подведомственности этой категории дел между Конституционным Судом РФ и иными судебными органами, основанной на разделении критериев и объектов нормоконтроля, условий допустимости обращений, отличиях в юридической силе соответствующих судебных актов. С учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ показаны возможности взаимодействия судов различной юрисдикции при осуществлении нормоконтроля.
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2025, N 1)Конституционное право на судебную защиту органично включает в себя и возможность оспаривания в суде любых нормативных правовых актов органов публичной власти, нарушающих права и свободы граждан. Подобные дела могут рассматриваться в порядке как конституционного, так и административного судопроизводства. В статье показана специфика сложившейся в современной России модели разграничения подведомственности этой категории дел между Конституционным Судом РФ и иными судебными органами, основанной на разделении критериев и объектов нормоконтроля, условий допустимости обращений, отличиях в юридической силе соответствующих судебных актов. С учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ показаны возможности взаимодействия судов различной юрисдикции при осуществлении нормоконтроля.
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Сущность ведомственного контроля достаточно хорошо изучена в советское время, когда была установлена организационная (управленческая) взаимосвязь субъекта контроля и контролируемого объекта в рамках подведомственности. В науке административного права подведомственность рассматривается как предмет ведения, как определенный круг вопросов, решаемых государственным органом, как нормативное закрепление объектов властных полномочий <12>. Вместе с тем при анализе наиболее распространенных точек зрения (Д.Н. Бахрах, Б.М. Лазарев, В.С. Пронина, Ю.А. Тихомиров, Ц.А. Ямпольская и др.) становится очевидным, что подведомственность наряду с полномочиями выступает неотъемлемой частью компетенции органа государственного управления, это мнение не оспаривается никем. Мы солидаризируемся с позицией ученых-административистов, справедливо указывающих на то, что "подведомственность в то же время - это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Для лидирующих субъектов подведомственность - это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия" <13>. В этой связи существование отношений подведомственности предопределяет наличие у органа власти контрольных полномочий.
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Сущность ведомственного контроля достаточно хорошо изучена в советское время, когда была установлена организационная (управленческая) взаимосвязь субъекта контроля и контролируемого объекта в рамках подведомственности. В науке административного права подведомственность рассматривается как предмет ведения, как определенный круг вопросов, решаемых государственным органом, как нормативное закрепление объектов властных полномочий <12>. Вместе с тем при анализе наиболее распространенных точек зрения (Д.Н. Бахрах, Б.М. Лазарев, В.С. Пронина, Ю.А. Тихомиров, Ц.А. Ямпольская и др.) становится очевидным, что подведомственность наряду с полномочиями выступает неотъемлемой частью компетенции органа государственного управления, это мнение не оспаривается никем. Мы солидаризируемся с позицией ученых-административистов, справедливо указывающих на то, что "подведомственность в то же время - это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Для лидирующих субъектов подведомственность - это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия" <13>. В этой связи существование отношений подведомственности предопределяет наличие у органа власти контрольных полномочий.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Причины сохранения понятия "подведомственность" в гл. 2 КАС РФ, его содержание и соотношение с понятиями "компетенция" и "подсудность". В ст. 47 Конституции РФ <1> указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В.М. Жуйков отмечает, что "термин "подсудность", употребляемый в Конституции РФ, шире, чем тот же термин в процессуальном законодательстве. Конституция РФ под надлежащим судом, конечно, понимает суд, определенный законом, как с учетом правил подведомственности, так и подсудности" <2>. При этом автор полагает, что, с учетом этимологического происхождения термина "подведомственность", его использование при распределении дел между судебными подсистемами - судами общей юрисдикции и арбитражными судами - является неточным, поэтому предлагает для разграничения компетенции в этом случае использовать термин "подсудность" <3>. Таким образом, до принятия Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4> (далее - Федеральный закон N 451-ФЗ) указанные положения ст. 47 Конституции РФ реализовывались с помощью институтов подведомственности и подсудности, при этом понятие "подведомственность" использовалось для разграничения предметов ведения как между несудебными и судебными органами, так и между судами общей юрисдикции и арбитражными судами Конституционным Судом РФ. Под теоретической и практической значимостью разграничения подведомственности и подсудности в том числе понималось определение критерия отнесения юридических дел к компетенции разнородных (подведомственность) и однородных (подсудность) юрисдикционных органов, а также разграничение последствий ненадлежащего определения соответствующего компетентного суда <5>. Федеральным законом N 451-ФЗ внесены изменения в процессуальное законодательство, касающиеся регулирования институтов подведомственности и подсудности дел судам общей и арбитражной юрисдикции, согласно которым в этих целях термин "подведомственность" исключен, разграничение предметов ведения между судами указанных подсистем (звеньев) судебной системы производится с помощью понятий "компетенция" и "подсудность".
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Причины сохранения понятия "подведомственность" в гл. 2 КАС РФ, его содержание и соотношение с понятиями "компетенция" и "подсудность". В ст. 47 Конституции РФ <1> указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В.М. Жуйков отмечает, что "термин "подсудность", употребляемый в Конституции РФ, шире, чем тот же термин в процессуальном законодательстве. Конституция РФ под надлежащим судом, конечно, понимает суд, определенный законом, как с учетом правил подведомственности, так и подсудности" <2>. При этом автор полагает, что, с учетом этимологического происхождения термина "подведомственность", его использование при распределении дел между судебными подсистемами - судами общей юрисдикции и арбитражными судами - является неточным, поэтому предлагает для разграничения компетенции в этом случае использовать термин "подсудность" <3>. Таким образом, до принятия Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4> (далее - Федеральный закон N 451-ФЗ) указанные положения ст. 47 Конституции РФ реализовывались с помощью институтов подведомственности и подсудности, при этом понятие "подведомственность" использовалось для разграничения предметов ведения как между несудебными и судебными органами, так и между судами общей юрисдикции и арбитражными судами Конституционным Судом РФ. Под теоретической и практической значимостью разграничения подведомственности и подсудности в том числе понималось определение критерия отнесения юридических дел к компетенции разнородных (подведомственность) и однородных (подсудность) юрисдикционных органов, а также разграничение последствий ненадлежащего определения соответствующего компетентного суда <5>. Федеральным законом N 451-ФЗ внесены изменения в процессуальное законодательство, касающиеся регулирования институтов подведомственности и подсудности дел судам общей и арбитражной юрисдикции, согласно которым в этих целях термин "подведомственность" исключен, разграничение предметов ведения между судами указанных подсистем (звеньев) судебной системы производится с помощью понятий "компетенция" и "подсудность".
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если подать заявление с нарушением указанных правил подведомственности, это не будет основанием для его возврата. Заявление передадут в нужное подразделение антимонопольной службы в течение трех рабочих дней, следующих за днем его поступления (п. 4 Порядка проверки документов для включения в РНП).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если подать заявление с нарушением указанных правил подведомственности, это не будет основанием для его возврата. Заявление передадут в нужное подразделение антимонопольной службы в течение трех рабочих дней, следующих за днем его поступления (п. 4 Порядка проверки документов для включения в РНП).