Подушевое финансирование омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Подушевое финансирование омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.4 "Нецелевое использование бюджетных средств" БК РФС учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу, что перечисленные расходы осуществляются за счет работодателя и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом по своему назначению эти затраты не относятся к необходимым для обеспечения деятельности именно медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги)."
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 N 13АП-2706/2023 по делу N А26-7249/2022
Категория: 1) Споры с ФФОМС; 2) Споры с органами государственной власти.
Требования ФОМС: О признании представления недействительным.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено неправомерное включение в поступившие в бюджет фонда средства на финансовое обеспечение ОМС в отчетном месяце остатков средств субвенции за предыдущие периоды, что привело к завышению размера средств, предназначенных для расчета финансового обеспечения ОМС и, соответственно, к завышению объема средств на финансовое обеспечение страховых медицинских организаций.
Решение: Отказано.Апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом, поскольку отсутствие запрета на формирование средств НСЗ для СМО в размере менее 1/12 от годового размера НСЗ для СМО не свидетельствует о правомерности направления средств на финансирование страховых медицинских организаций, на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций, на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в апреле 2020 года и в марте 2021 года в объемах определенных не в соответствии с формулой приведенной в подпункте 2 пункта 183 Правил.
Категория: 1) Споры с ФФОМС; 2) Споры с органами государственной власти.
Требования ФОМС: О признании представления недействительным.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено неправомерное включение в поступившие в бюджет фонда средства на финансовое обеспечение ОМС в отчетном месяце остатков средств субвенции за предыдущие периоды, что привело к завышению размера средств, предназначенных для расчета финансового обеспечения ОМС и, соответственно, к завышению объема средств на финансовое обеспечение страховых медицинских организаций.
Решение: Отказано.Апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом, поскольку отсутствие запрета на формирование средств НСЗ для СМО в размере менее 1/12 от годового размера НСЗ для СМО не свидетельствует о правомерности направления средств на финансирование страховых медицинских организаций, на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций, на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в апреле 2020 года и в марте 2021 года в объемах определенных не в соответствии с формулой приведенной в подпункте 2 пункта 183 Правил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности реализации программно-целевого метода управления в системе оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на современном этапе
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)<14> Особенности реализации модели подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи в рамках Московской областной программы ОМС / Д.Н. Муравьев, Р.А. Хальфин, М.А. Флорес, Т.И. Кришталева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. N 9 - 10. С. 16 - 23. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10016-023.
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)<14> Особенности реализации модели подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи в рамках Московской областной программы ОМС / Д.Н. Муравьев, Р.А. Хальфин, М.А. Флорес, Т.И. Кришталева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. N 9 - 10. С. 16 - 23. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10016-023.
Статья: Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)12. Суходолов А.П. Оптимизация тарифной политики в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации / А.П. Суходолов, Л.И. Меньшикова, Н.Н. Ясько [и др.] // Известия Байкальского государственного университета. 2019. N 1. С. 138 - 145.
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)12. Суходолов А.П. Оптимизация тарифной политики в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации / А.П. Суходолов, Л.И. Меньшикова, Н.Н. Ясько [и др.] // Известия Байкальского государственного университета. 2019. N 1. С. 138 - 145.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)27. Нормативы (нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования), определяемые в территориальной программе государственных гарантий, а также во входящей в нее территориальной программе ОМС, не могут быть меньше, чем аналогичные нормативы федеральной программы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)27. Нормативы (нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования), определяемые в территориальной программе государственных гарантий, а также во входящей в нее территориальной программе ОМС, не могут быть меньше, чем аналогичные нормативы федеральной программы.
Приказ Минздрава России от 21.08.2025 N 496н
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)РП - установленный тарифным соглашением субъекта Российской Федерации на дату проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и применяемый в зависимости от способа оплаты медицинской помощи, в отношении оказания которой проводится контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, установленный на год, или подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, установленный на год, или подушевой норматив финансирования медицинской помощи по всем видам и условиям ее оказания за счет средств обязательного медицинского страхования, установленный на год, или подушевой норматив финансирования медицинской помощи в условиях дневного и круглосуточного стационаров, установленный территориальной программой на год (за исключением нарушения/дефекта 2.12.1, предусмотренного приложением N 8 к настоящим Правилам, для которого РП - размер предъявленной к оплате стоимости оказанной медицинской помощи);
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)РП - установленный тарифным соглашением субъекта Российской Федерации на дату проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и применяемый в зависимости от способа оплаты медицинской помощи, в отношении оказания которой проводится контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, установленный на год, или подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, установленный на год, или подушевой норматив финансирования медицинской помощи по всем видам и условиям ее оказания за счет средств обязательного медицинского страхования, установленный на год, или подушевой норматив финансирования медицинской помощи в условиях дневного и круглосуточного стационаров, установленный территориальной программой на год (за исключением нарушения/дефекта 2.12.1, предусмотренного приложением N 8 к настоящим Правилам, для которого РП - размер предъявленной к оплате стоимости оказанной медицинской помощи);
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ). При этом органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств муниципального бюджета, направляемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), включая меры социальной поддержки работников и обучающихся образовательных учреждений.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ). При этом органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств муниципального бюджета, направляемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), включая меры социальной поддержки работников и обучающихся образовательных учреждений.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании;
Статья: Здравоохранение. Мнения
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Обоснованным является предложение о разработке индикаторов результативности деятельности не только для медицинских организаций при подушевом финансировании первичной медико-санитарной помощи, но и при оказании специализированной помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров с целью комплексного анализа эффективности использования средств ОМС, а также мотивации и вознаграждения работников за результаты работы. При этом действующий порядок оценки достижения медицинскими организациями показателей результативности <6> и расчет мотивационных выплат требуют доработки.
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Обоснованным является предложение о разработке индикаторов результативности деятельности не только для медицинских организаций при подушевом финансировании первичной медико-санитарной помощи, но и при оказании специализированной помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров с целью комплексного анализа эффективности использования средств ОМС, а также мотивации и вознаграждения работников за результаты работы. При этом действующий порядок оценки достижения медицинскими организациями показателей результативности <6> и расчет мотивационных выплат требуют доработки.
Вопрос: Какой порядок транспортировки больных на гемодиализ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании;
Статья: Надбавка за работу с практикантами из средств ОМС не предусмотрена
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Кроме того, Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 108н).
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Кроме того, Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 108н).
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как отметил суд в Постановлении АС МО от 02.02.2022 N Ф05-15531/2020 по делу N А41-51473/2019, в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304, расходы инвестиционного характера не входят в средний подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный указанной территориальной программой ОМС. С учетом изложенного расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера и не могут осуществляться за счет средств ОМС.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как отметил суд в Постановлении АС МО от 02.02.2022 N Ф05-15531/2020 по делу N А41-51473/2019, в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304, расходы инвестиционного характера не входят в средний подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный указанной территориальной программой ОМС. С учетом изложенного расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера и не могут осуществляться за счет средств ОМС.
Статья: Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021 - 2023 годах"
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)В соответствии с Приказом Минздрава России от 10 февраля 2023 г. N 44н "Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения" при определении размера тарифов на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях устанавливается перечень показателей результативности деятельности медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц.
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)В соответствии с Приказом Минздрава России от 10 февраля 2023 г. N 44н "Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения" при определении размера тарифов на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях устанавливается перечень показателей результативности деятельности медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц.