Подсудность споров воздушной перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность споров воздушной перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Исковое заявление в суд общей юрисдикции о выплате компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни пассажира при воздушной перевозке
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<1> Дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, подсудны районным судам (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<1> Дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, подсудны районным судам (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 N 1863-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иоч Елизаветы Валерьевны на нарушение ее конституционных прав статьей 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 29, 30 и 403 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"Как следует из представленных материалов, определением мирового судьи, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, дело с участием заявительницы по спору, вытекающему из договора международной воздушной перевозки, по ходатайству ответчика было передано по подсудности в суд по месту его нахождения со ссылкой на положения международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере международной воздушной перевозки, включая вопросы подсудности. Довод Е.В. Иоч о том, что она как потребитель согласно федеральному законодательству имеет право на рассмотрение ее иска к перевозчику в суде по месту своего жительства, был отклонен судами, поскольку соответствующие международно-правовые нормы не допускают возможности предъявления таких исков по месту жительства потребителя.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иоч Елизаветы Валерьевны на нарушение ее конституционных прав статьей 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 29, 30 и 403 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"Как следует из представленных материалов, определением мирового судьи, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, дело с участием заявительницы по спору, вытекающему из договора международной воздушной перевозки, по ходатайству ответчика было передано по подсудности в суд по месту его нахождения со ссылкой на положения международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере международной воздушной перевозки, включая вопросы подсудности. Довод Е.В. Иоч о том, что она как потребитель согласно федеральному законодательству имеет право на рассмотрение ее иска к перевозчику в суде по месту своего жительства, был отклонен судами, поскольку соответствующие международно-правовые нормы не допускают возможности предъявления таких исков по месту жительства потребителя.
Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 N 212-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Авиакомпания "Самара" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 32 и пунктами 2 и 5 статьи 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"1. Сызранский городской суд Самарской области удовлетворил ходатайство ОАО "Авиакомпания "Самара" о передаче в другой суд - в соответствии с правилами о подсудности - гражданского дела по спору, возникшему из договора перевозки пассажира воздушным транспортом. Председатель Самарского областного суда опротестовал указанное решение, и оно было отменено президиумом этого суда, заседание которого проводилось под его председательством.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Авиакомпания "Самара" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 32 и пунктами 2 и 5 статьи 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"1. Сызранский городской суд Самарской области удовлетворил ходатайство ОАО "Авиакомпания "Самара" о передаче в другой суд - в соответствии с правилами о подсудности - гражданского дела по спору, возникшему из договора перевозки пассажира воздушным транспортом. Председатель Самарского областного суда опротестовал указанное решение, и оно было отменено президиумом этого суда, заседание которого проводилось под его председательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Начнем с положительных моментов. Применение судами норм таких процессуальных институтов, как отказ в принятии иска, прекращение производства по делу за неподведомственностью, наряду с положениями международных договоров Российской Федерации и гл. 44 "Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации" ГПК РФ позволяет думать, что суды определяли в первую очередь международную подсудность спора из договора воздушной перевозки.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Начнем с положительных моментов. Применение судами норм таких процессуальных институтов, как отказ в принятии иска, прекращение производства по делу за неподведомственностью, наряду с положениями международных договоров Российской Федерации и гл. 44 "Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации" ГПК РФ позволяет думать, что суды определяли в первую очередь международную подсудность спора из договора воздушной перевозки.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Во-первых, как следует из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ, необходимым условием для отказа в применении пророгационного соглашения является оспаривание потребителем его условий. Во-вторых, правила ст. 29 ГПК РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей, равно как и названное Постановление Пленума ВС РФ, применяются, как справедливо отмечает А.И. Щукин <14>, для определения подсудности внутренних споров.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Во-первых, как следует из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ, необходимым условием для отказа в применении пророгационного соглашения является оспаривание потребителем его условий. Во-вторых, правила ст. 29 ГПК РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей, равно как и названное Постановление Пленума ВС РФ, применяются, как справедливо отмечает А.И. Щукин <14>, для определения подсудности внутренних споров.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Постановление ВЦИК от 10.07.1923
(ред. от 31.01.1958)
"О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р."
(вместе с "Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.")из договоров железнодорожных, водных и воздушных перевозок - на сумму до 10000 рублей, кроме споров по генеральным договорам о массовых плановых перевозках;
(ред. от 31.01.1958)
"О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р."
(вместе с "Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.")из договоров железнодорожных, водных и воздушных перевозок - на сумму до 10000 рублей, кроме споров по генеральным договорам о массовых плановых перевозках;
"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья: Учебно-практический комментарий"
(постатейный)
(под ред. А.П. Сергеева)
("Проспект", 2011)12. По вопросу коллизионных норм, применимых к договору перевозки, в том числе международных договоров, см. коммент. к ст. 1211 ГК. Нормы материального права содержатся также в Европейском соглашении о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятом в Дублине 26 мая 1982 г. (автотранспортные перевозки туристов); Варшавской конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" 1929 г.; Бернской конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г., которая связывает Россию и страны дальнего зарубежья. Права и обязанности в связи с пассажирскими перевозками морем (за исключением перевозок на судах на воздушной подушке) регулируются Афинской конвенцией о перевозках морем пассажиров и их багажа от 1974 г. и региональными соглашениями.
(постатейный)
(под ред. А.П. Сергеева)
("Проспект", 2011)12. По вопросу коллизионных норм, применимых к договору перевозки, в том числе международных договоров, см. коммент. к ст. 1211 ГК. Нормы материального права содержатся также в Европейском соглашении о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятом в Дублине 26 мая 1982 г. (автотранспортные перевозки туристов); Варшавской конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" 1929 г.; Бернской конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г., которая связывает Россию и страны дальнего зарубежья. Права и обязанности в связи с пассажирскими перевозками морем (за исключением перевозок на судах на воздушной подушке) регулируются Афинской конвенцией о перевозках морем пассажиров и их багажа от 1974 г. и региональными соглашениями.
Статья: Современный правовой режим международных воздушных перевозок вступил в силу для России
(Остроумов Н.Н.)
("Закон", 2017, N 11)Монреальская конвенция предусматривает дополнительный (пятый) вариант альтернативной территориальной подсудности исков. Это означает, что в случае причинения вреда жизни и здоровью иск может быть предъявлен в государстве, где пассажир на момент происшествия имел основное и постоянное место жительства (п. п. 1 и 2 ст. 33 Конвенции). Во всех остальных случаях, как и прежде, споры, вытекающие из договоров международной воздушной перевозки, подлежат рассмотрению в судах государств - участников Конвенции по месту нахождения перевозчика, или его главного управленческого органа, или его предприятия, заключавшего договор перевозки, либо по месту назначения перевозки.
(Остроумов Н.Н.)
("Закон", 2017, N 11)Монреальская конвенция предусматривает дополнительный (пятый) вариант альтернативной территориальной подсудности исков. Это означает, что в случае причинения вреда жизни и здоровью иск может быть предъявлен в государстве, где пассажир на момент происшествия имел основное и постоянное место жительства (п. п. 1 и 2 ст. 33 Конвенции). Во всех остальных случаях, как и прежде, споры, вытекающие из договоров международной воздушной перевозки, подлежат рассмотрению в судах государств - участников Конвенции по месту нахождения перевозчика, или его главного управленческого органа, или его предприятия, заключавшего договор перевозки, либо по месту назначения перевозки.
"Вопросы подсудности в международных договорах с участием России: Монография"
(Щукин А.И.)
("Проспект", 2015)Особое внимание обращают на себя правила международной подсудности, содержащиеся в ст. 28 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (далее - Варшавская конвенция 1929 г.) <1>. В соответствии с названной статьей иск об ответственности по выбору истца может быть заявлен: по месту жительства перевозчика; по месту его основной коммерческой деятельности; по месту, где перевозчик имеет коммерческое предприятие (учреждение, контору), посредством которого заключен договор перевозки <2>. Последним из четырех вариантов подсудности, предусмотренных Варшавской конвенцией 1929 г., является суд места назначения перевозки. Эту норму воспроизводит также п. 1 ст. 33 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. <3> (далее - Монреальская конвенция 1999 г.). Стремление государств предоставить потерпевшим гражданам более широкий доступ к правосудию обусловило внесение дополнительно в Монреальскую конвенцию 1999 г. пятого варианта подсудности споров. Согласно п. 2 ст. 33 данной Конвенции, в отношении вреда, происшедшего в результате смерти или телесного повреждения пассажира, иск об ответственности может быть подан в одном из судов на территории государства-участника, в котором пассажир на момент происшествия имеет основное и постоянное место жительства. Такая возможность в сочетании с ответственностью перевозчика дает потерпевшим, в первую очередь малообеспеченным пассажирам или их иждивенцам, получить компенсацию по месту проживания с минимальными судебными издержками. Появляется также возможность более объективно оценить размер причиненного ущерба, поскольку суд по месту жительства пассажира будет исходить из местных условий, стандартов и уровня жизни. Вместе с тем Монреальская конвенция 1999 г., учитывая интересы перевозчика, устанавливает, что право пассажира на подачу искового заявления по месту своего жительства может быть реализовано лишь при наличии одновременно двух условий. Во-первых, в месте проживания пассажира перевозчик должен осуществлять перевозки пассажиров своими воздушными судами либо судами своего партнера по коммерческому соглашению. Наличия просто агентского соглашения о продаже перевозок с местной авиакомпанией или агентством для подачи искового заявления по месту проживания пассажира недостаточно. Во-вторых, у перевозчика или его партнера по соглашению в месте проживания пассажира должны иметься собственные или арендованные для вышеуказанной цели помещения. Таким образом, в месте проживания пассажира перевозчик должен прямо или опосредованно осуществлять коммерческую деятельность, иметь помещение с определенным адресом, по которому ответчику может быть вручена судебная повестка. Только в этом случае суд по месту жительства пассажира вправе принять к рассмотрению его иск к перевозчику. По нашему мнению, в значительной степени способствовало бы повышению роли Конвенции в обеспечении защиты прав и интересов потребителей при международных воздушных перевозках указание на возможность рассмотрения требований, связанных с несохранностью багажа, в том же суде, где рассматривается спор о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира. В этом видится одно из направлений совершенствования международного договора.
(Щукин А.И.)
("Проспект", 2015)Особое внимание обращают на себя правила международной подсудности, содержащиеся в ст. 28 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (далее - Варшавская конвенция 1929 г.) <1>. В соответствии с названной статьей иск об ответственности по выбору истца может быть заявлен: по месту жительства перевозчика; по месту его основной коммерческой деятельности; по месту, где перевозчик имеет коммерческое предприятие (учреждение, контору), посредством которого заключен договор перевозки <2>. Последним из четырех вариантов подсудности, предусмотренных Варшавской конвенцией 1929 г., является суд места назначения перевозки. Эту норму воспроизводит также п. 1 ст. 33 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. <3> (далее - Монреальская конвенция 1999 г.). Стремление государств предоставить потерпевшим гражданам более широкий доступ к правосудию обусловило внесение дополнительно в Монреальскую конвенцию 1999 г. пятого варианта подсудности споров. Согласно п. 2 ст. 33 данной Конвенции, в отношении вреда, происшедшего в результате смерти или телесного повреждения пассажира, иск об ответственности может быть подан в одном из судов на территории государства-участника, в котором пассажир на момент происшествия имеет основное и постоянное место жительства. Такая возможность в сочетании с ответственностью перевозчика дает потерпевшим, в первую очередь малообеспеченным пассажирам или их иждивенцам, получить компенсацию по месту проживания с минимальными судебными издержками. Появляется также возможность более объективно оценить размер причиненного ущерба, поскольку суд по месту жительства пассажира будет исходить из местных условий, стандартов и уровня жизни. Вместе с тем Монреальская конвенция 1999 г., учитывая интересы перевозчика, устанавливает, что право пассажира на подачу искового заявления по месту своего жительства может быть реализовано лишь при наличии одновременно двух условий. Во-первых, в месте проживания пассажира перевозчик должен осуществлять перевозки пассажиров своими воздушными судами либо судами своего партнера по коммерческому соглашению. Наличия просто агентского соглашения о продаже перевозок с местной авиакомпанией или агентством для подачи искового заявления по месту проживания пассажира недостаточно. Во-вторых, у перевозчика или его партнера по соглашению в месте проживания пассажира должны иметься собственные или арендованные для вышеуказанной цели помещения. Таким образом, в месте проживания пассажира перевозчик должен прямо или опосредованно осуществлять коммерческую деятельность, иметь помещение с определенным адресом, по которому ответчику может быть вручена судебная повестка. Только в этом случае суд по месту жительства пассажира вправе принять к рассмотрению его иск к перевозчику. По нашему мнению, в значительной степени способствовало бы повышению роли Конвенции в обеспечении защиты прав и интересов потребителей при международных воздушных перевозках указание на возможность рассмотрения требований, связанных с несохранностью багажа, в том же суде, где рассматривается спор о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира. В этом видится одно из направлений совершенствования международного договора.
Статья: Белорусское законодательство о посредничестве на фоне мировых и европейских актов о медиации
(Каменков В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2009, N 6)"При этом Типовой закон может быть использован применительно к отношениям коммерческого характера (как договорным, так и внедоговорным). Иными словами, подлежащий урегулированию с использованием согласительной процедуры спор может вытекать из любых отношений коммерческого характера, в том числе из любых торговых сделок на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторских соглашений; коммерческого представительства или агентского соглашения; факторинга; лизинга; строительства промышленных объектов; предоставления консультативных услуг; инжиниринга; лицензирования; инвестирования; финансирования; банковских услуг; страхования; соглашений об эксплуатации или концессии; совместных предприятий и других форм промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозки товаров или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом" <4>.
(Каменков В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2009, N 6)"При этом Типовой закон может быть использован применительно к отношениям коммерческого характера (как договорным, так и внедоговорным). Иными словами, подлежащий урегулированию с использованием согласительной процедуры спор может вытекать из любых отношений коммерческого характера, в том числе из любых торговых сделок на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторских соглашений; коммерческого представительства или агентского соглашения; факторинга; лизинга; строительства промышленных объектов; предоставления консультативных услуг; инжиниринга; лицензирования; инвестирования; финансирования; банковских услуг; страхования; соглашений об эксплуатации или концессии; совместных предприятий и других форм промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозки товаров или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом" <4>.
Статья: Исключительная подсудность гражданских дел, вытекающих из договоров перевозки
(Ракитина Л.Н.)
("Транспортное право", 2013, N 3)11. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009.
(Ракитина Л.Н.)
("Транспортное право", 2013, N 3)11. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009.
"Договор перевозки в международном воздушном сообщении"
(Остроумов Н.Н.)
("Статут", 2009)Таким образом, место рассмотрения возможного спора становится непредсказуемым как для перевозчика, так и для его клиентуры, что особенно опасно, если внутри государства, в котором может быть рассмотрен спор, имеется несколько правовых систем. Указанная позиция судов вносит элемент неопределенности в правовой режим, установленный Конвенциями, а следовательно, противоречит их целям. Не случайно судебная практика подавляющего большинства государств, включая страны континентальной системы права, придерживается противоположной позиции, применяя положения Конвенций буквально и в полном объеме, не прибегая к нормам своего внутреннего права для решения вопроса о подсудности споров, вытекающих из договора международной воздушной перевозки <1>.
(Остроумов Н.Н.)
("Статут", 2009)Таким образом, место рассмотрения возможного спора становится непредсказуемым как для перевозчика, так и для его клиентуры, что особенно опасно, если внутри государства, в котором может быть рассмотрен спор, имеется несколько правовых систем. Указанная позиция судов вносит элемент неопределенности в правовой режим, установленный Конвенциями, а следовательно, противоречит их целям. Не случайно судебная практика подавляющего большинства государств, включая страны континентальной системы права, придерживается противоположной позиции, применяя положения Конвенций буквально и в полном объеме, не прибегая к нормам своего внутреннего права для решения вопроса о подсудности споров, вытекающих из договора международной воздушной перевозки <1>.
"Приобретение технически сложных товаров: права потребителей"
(выпуск 24)
(Воронин А.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2016)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
(выпуск 24)
(Воронин А.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2016)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
"Комментарий к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
(постатейный)
(Чернова О.А., Буряк Е.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Вместе с тем суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта (п. 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
(постатейный)
(Чернова О.А., Буряк Е.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Вместе с тем суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта (п. 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
"Защита прав потребителей: Учебное пособие"
(Гафарова Г.Р.)
(под ред. З.М. Фаткудинова)
("Юстицинформ", 2018)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта;
(Гафарова Г.Р.)
(под ред. З.М. Фаткудинова)
("Юстицинформ", 2018)Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта;
"Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: Монография"
(Писаревский Е.Л.)
("Юрист", 2011)- установление подсудности рассмотрения споров исключительно по месту нахождения исполнителя;
(Писаревский Е.Л.)
("Юрист", 2011)- установление подсудности рассмотрения споров исключительно по месту нахождения исполнителя;