Подмена номера телефона
Подборка наиболее важных документов по запросу Подмена номера телефона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Обязанности операторов связи" Федерального закона "О связи""Доводы жалобы о принятии обществом всех зависящих мер для соблюдения требований п. 10 ст. 46 Федерального закона "О связи" подлежали установлению при рассмотрении дела, с соблюдением требований о полном, всестороннем установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, с применением норм материального права, подлежащего системному толкованию, поскольку положения п. 10 ст. 46 приведенного Закона являются общей нормой права, тогда как вмененное нарушение следовало установить путем истребования дополнительных доказательств, свидетельствующих о наличии сведений в период предоставления услуг связи 23.11.2022 г. подмены телефонного номера, с указанием конкретных обстоятельств, указанного нарушения. В постановлении о возбуждении дела, равно как и в принятых по делу решениях, такие обстоятельства не установлены и доказательства отсутствуют.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2024 N 14АП-1218/2024 по делу N А44-6593/2023
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Данные обстоятельства управлением не учтены, как не установлено административным органом и фактическое сокрытие обществом телефонного номера в том числе наличие у заявителя технической возможности такого сокрытия в условиях используемого вида связи и вида направленных сообщений. Информация относительно того, была ли у общества техническая возможность произвести подмену телефонного номера с целью его последующего сокрытия от получателя сообщения и предпринимались ли подобные попытки, у операторов связи управлением в ходе административного расследования не запрашивалась и не исследовалась.
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Данные обстоятельства управлением не учтены, как не установлено административным органом и фактическое сокрытие обществом телефонного номера в том числе наличие у заявителя технической возможности такого сокрытия в условиях используемого вида связи и вида направленных сообщений. Информация относительно того, была ли у общества техническая возможность произвести подмену телефонного номера с целью его последующего сокрытия от получателя сообщения и предпринимались ли подобные попытки, у операторов связи управлением в ходе административного расследования не запрашивалась и не исследовалась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах организации противодействия преступлениям, совершаемым в сфере информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации
(Раскина Т.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 2)В частности, Генеральной прокуратурой Российской Федерации акцентируется внимание нижестоящих прокуратур на необходимости наиболее полного использования возможностей координационной деятельности и инструментов межведомственного взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами для установления обстоятельств и средств подмены телефонных номеров, почтовых сервисов, включая администрированные за пределами Российской Федерации, и их модификации. Поскольку эти сведения необходимы для раскрытия конкретного преступления и предупреждения новых криминальных посягательств, прокурорам указывается на необходимость обязательного информирования Роскомнадзора обо всех фактах пропуска теневого трафика, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, а также досудебного производства, для принятия к операторам связи мер в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 и ст. 13.2.1 КоАП РФ.
(Раскина Т.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 2)В частности, Генеральной прокуратурой Российской Федерации акцентируется внимание нижестоящих прокуратур на необходимости наиболее полного использования возможностей координационной деятельности и инструментов межведомственного взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами для установления обстоятельств и средств подмены телефонных номеров, почтовых сервисов, включая администрированные за пределами Российской Федерации, и их модификации. Поскольку эти сведения необходимы для раскрытия конкретного преступления и предупреждения новых криминальных посягательств, прокурорам указывается на необходимость обязательного информирования Роскомнадзора обо всех фактах пропуска теневого трафика, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, а также досудебного производства, для принятия к операторам связи мер в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 и ст. 13.2.1 КоАП РФ.
Статья: Тенденции развития противодействия различным видам мошенничества по российскому законодательству
(Семенова В.В., Шеншин В.М.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Таким образом, широкое информирование населения о мошеннических схемах заставляет злоумышленников модернизировать свои сценарии и делать их более хитрыми, поэтому срок действия последних сокращается. Соответственно, следует помнить о том, что современные технологии позволяют подменять телефонные номера, подделывать голос и видео. В случае если собеседник не вызывает доверия, разговор с ним лучше всего прекратить и вместе с тем не совершать действий, которые якобы рекомендованы в соответствии с полученными инструкциями. Не стоит забывать и о том, что сотрудники банка, а также третьи лица не вправе запрашивать конфиденциальную информацию по телефону.
(Семенова В.В., Шеншин В.М.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Таким образом, широкое информирование населения о мошеннических схемах заставляет злоумышленников модернизировать свои сценарии и делать их более хитрыми, поэтому срок действия последних сокращается. Соответственно, следует помнить о том, что современные технологии позволяют подменять телефонные номера, подделывать голос и видео. В случае если собеседник не вызывает доверия, разговор с ним лучше всего прекратить и вместе с тем не совершать действий, которые якобы рекомендованы в соответствии с полученными инструкциями. Не стоит забывать и о том, что сотрудники банка, а также третьи лица не вправе запрашивать конфиденциальную информацию по телефону.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2023 N 3339-р
<Об утверждении Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года>развитие системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования для исключения подмены номера в российских телефонных сетях;
<Об утверждении Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года>развитие системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования для исключения подмены номера в российских телефонных сетях;
Указание Генпрокуратуры России N 503/11, МВД России N 1 от 28.07.2025
"О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"с использованием SIP-телефонии, под которой понимается система звонков через сеть "Интернет" с использованием протокола IP на обычные телефонные сети передачи голосовой информации (подвижной или стационарной), включая технологии ВАТС, за исключением подмены абонентского телефонного номера через поставщика телефонных услуг (код 092);
"О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"с использованием SIP-телефонии, под которой понимается система звонков через сеть "Интернет" с использованием протокола IP на обычные телефонные сети передачи голосовой информации (подвижной или стационарной), включая технологии ВАТС, за исключением подмены абонентского телефонного номера через поставщика телефонных услуг (код 092);
Статья: Новые законодательные меры по защите персональных данных
(Солдатова В.И.)
("Право и экономика", 2023, N 3)Звонки с подменой номера исходят от легальной автоматизированной телефонной станции (АТС), затем происходит подмена номера, и вызов направляется на купленную мошенниками (или взломанную) АТС на территории России, на которой вновь происходит подмена номера, после чего звонок "от службы безопасности Сбербанка" поступает абоненту <1>.
(Солдатова В.И.)
("Право и экономика", 2023, N 3)Звонки с подменой номера исходят от легальной автоматизированной телефонной станции (АТС), затем происходит подмена номера, и вызов направляется на купленную мошенниками (или взломанную) АТС на территории России, на которой вновь происходит подмена номера, после чего звонок "от службы безопасности Сбербанка" поступает абоненту <1>.
Статья: Правовое содержание мошенничества в сфере потребительского кредитования
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)От действий мошенников в сфере потребительского кредитования пострадали десятки тысяч граждан, у банков похищены десятки миллиардов рублей. Сложившаяся ситуация представляет угрозу надлежащему функционированию финансовых рынков страны, подрывая доверие населения к безопасности взаимодействия с банками как крупнейшими профессиональными участниками экономических отношений. "Совокупный объем мошенничества с использованием электронных средств платежа увеличился более чем в девять раз с момента криминализации деяния в уголовном законодательстве РФ в 2012 г." (Репецкая, Петрякова 2022, 63). Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <1> в 2021 г. совокупное количество операций по переводу денежных средств без согласия клиента и операций по переводу денежных средств, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, увеличилось на 33,8% (1 035,01 тыс. операций за 2021 г. по сравнению с 773,27 тыс. операций за 2020 г.). Совокупный объем таких операций вырос на 38,8%, составив 13 582,23 млн руб. по сравнению с 9 783,13 млн руб. за 2020 г. За два месяца 2022 г. количество указанных операций составило 738,073 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (306,950 тыс. операций). В 2021 г. было зафиксировано увеличение количества случаев "мобильного мошенничества", направленного на граждан РФ - клиентов кредитных организаций. Так, за 2021 г. Банк России выявил и направил операторам связи для принятия соответствующих мер информацию о 179,071 тыс. номеров телефонов, используемых в противоправных целях, что более чем в 6,7 раза превышает показатели 2020 г. (26,397 тыс. телефонных номеров). За 2021 г. на основании формируемого кредитными организациями перечня телефонных номеров, используемых исключительно для входящей связи (приема звонков от граждан, клиентов), операторы связи заблокировали более 2 млн нелегитимных вызовов, осуществленных мошенниками с использованием технологии подмены номера.
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)От действий мошенников в сфере потребительского кредитования пострадали десятки тысяч граждан, у банков похищены десятки миллиардов рублей. Сложившаяся ситуация представляет угрозу надлежащему функционированию финансовых рынков страны, подрывая доверие населения к безопасности взаимодействия с банками как крупнейшими профессиональными участниками экономических отношений. "Совокупный объем мошенничества с использованием электронных средств платежа увеличился более чем в девять раз с момента криминализации деяния в уголовном законодательстве РФ в 2012 г." (Репецкая, Петрякова 2022, 63). Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <1> в 2021 г. совокупное количество операций по переводу денежных средств без согласия клиента и операций по переводу денежных средств, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, увеличилось на 33,8% (1 035,01 тыс. операций за 2021 г. по сравнению с 773,27 тыс. операций за 2020 г.). Совокупный объем таких операций вырос на 38,8%, составив 13 582,23 млн руб. по сравнению с 9 783,13 млн руб. за 2020 г. За два месяца 2022 г. количество указанных операций составило 738,073 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (306,950 тыс. операций). В 2021 г. было зафиксировано увеличение количества случаев "мобильного мошенничества", направленного на граждан РФ - клиентов кредитных организаций. Так, за 2021 г. Банк России выявил и направил операторам связи для принятия соответствующих мер информацию о 179,071 тыс. номеров телефонов, используемых в противоправных целях, что более чем в 6,7 раза превышает показатели 2020 г. (26,397 тыс. телефонных номеров). За 2021 г. на основании формируемого кредитными организациями перечня телефонных номеров, используемых исключительно для входящей связи (приема звонков от граждан, клиентов), операторы связи заблокировали более 2 млн нелегитимных вызовов, осуществленных мошенниками с использованием технологии подмены номера.
Статья: Перспективы развития института административной ответственности: реальность и иллюзии
(Денисенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)Качественный сдвиг здесь объясняется не только инфраструктурой платформ, но и перенастройкой самой юридической логики: от "прочитал норму - интерпретировал - решил" к "норма формализована заранее - алгоритм проверяем - результат воспроизводим". В этом контексте уместно говорить о "кодексе в коде" (rules as code), когда норма существует и как текст, и как исполнимое правило с четкими условиями, порогами и исключениями. Корректная реализация не "заменяет судью алгоритмом", а делает норму машинно-исполняемой при сохранении верховенства текста и права на человеческий пересмотр. Слабая реализация, напротив, создает "черный ящик", где программная логика незаметно подменяет смысл закона. Пределы допустимой автоматизации проявляются в двух типах ошибок: ложноположительных (когда алгоритм видит состав там, где его нет, - характерны для распознавания объектов на изображениях, например, в случаях ошибочной идентификации регистрационных номеров, ложных срабатываний ИИ на якобы непристегнутый ремень безопасности либо за разговор по мобильному телефону без hands-free <9>) и ложноотрицательных (когда состав "теряется" из-за дефектов данных). Именно поэтому вместе с цифровыми инструментами должны институционализироваться защитные контуры - обязательная протоколируемость логики принятия решения, доступ к журналам проверок, презумпция права на "человеческий пересмотр" и понятные процедуры обжалования.
(Денисенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)Качественный сдвиг здесь объясняется не только инфраструктурой платформ, но и перенастройкой самой юридической логики: от "прочитал норму - интерпретировал - решил" к "норма формализована заранее - алгоритм проверяем - результат воспроизводим". В этом контексте уместно говорить о "кодексе в коде" (rules as code), когда норма существует и как текст, и как исполнимое правило с четкими условиями, порогами и исключениями. Корректная реализация не "заменяет судью алгоритмом", а делает норму машинно-исполняемой при сохранении верховенства текста и права на человеческий пересмотр. Слабая реализация, напротив, создает "черный ящик", где программная логика незаметно подменяет смысл закона. Пределы допустимой автоматизации проявляются в двух типах ошибок: ложноположительных (когда алгоритм видит состав там, где его нет, - характерны для распознавания объектов на изображениях, например, в случаях ошибочной идентификации регистрационных номеров, ложных срабатываний ИИ на якобы непристегнутый ремень безопасности либо за разговор по мобильному телефону без hands-free <9>) и ложноотрицательных (когда состав "теряется" из-за дефектов данных). Именно поэтому вместе с цифровыми инструментами должны институционализироваться защитные контуры - обязательная протоколируемость логики принятия решения, доступ к журналам проверок, презумпция права на "человеческий пересмотр" и понятные процедуры обжалования.
Статья: Особенности расследования киберпреступлений
(Лебедева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)- сканирование с использованием программ, последовательно перебирающих возможные точки входа в систему (например, номера TCP-портов или телефонные номера) с целью установления путей и возможностей проникновения; подмену, навязывание, уничтожение, переупорядочивание или изменение содержимого данных (сообщений), передаваемых по сети, и др.
(Лебедева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)- сканирование с использованием программ, последовательно перебирающих возможные точки входа в систему (например, номера TCP-портов или телефонные номера) с целью установления путей и возможностей проникновения; подмену, навязывание, уничтожение, переупорядочивание или изменение содержимого данных (сообщений), передаваемых по сети, и др.
Статья: Социальная инженерия как угроза хозяйственной деятельности кредитной организации
(Ошманкевич К.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Также стоит отметить, что в целях противодействия социальной инженерии были внесены изменения в законодательство в части запрета подмены номеров, что позволит минимизировать риски, связанные с введением лиц в заблуждение относительно принадлежности того или иного номера телефона кредитной организации. Примечательно, что в середине 2022 г. в России впервые был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11>, в отношении оператора связи за неисполнение предусмотренной ст. 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <12> обязанности по прекращению оказания услуг по пропуску трафика в свою сеть. В Роскомнадзоре указали, что в соответствии с ч. 10 вышеуказанной статьи оператор связи должен прекратить оказание услуг, если нет информации об инициировании соединения абонентом или в случае, когда инициированное в сети связи иностранного оператора соединение сопровождается российской нумерацией. Исключение составляют случаи, когда соединение инициирует российский абонент в роуминге <13>.
(Ошманкевич К.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Также стоит отметить, что в целях противодействия социальной инженерии были внесены изменения в законодательство в части запрета подмены номеров, что позволит минимизировать риски, связанные с введением лиц в заблуждение относительно принадлежности того или иного номера телефона кредитной организации. Примечательно, что в середине 2022 г. в России впервые был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11>, в отношении оператора связи за неисполнение предусмотренной ст. 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <12> обязанности по прекращению оказания услуг по пропуску трафика в свою сеть. В Роскомнадзоре указали, что в соответствии с ч. 10 вышеуказанной статьи оператор связи должен прекратить оказание услуг, если нет информации об инициировании соединения абонентом или в случае, когда инициированное в сети связи иностранного оператора соединение сопровождается российской нумерацией. Исключение составляют случаи, когда соединение инициирует российский абонент в роуминге <13>.
Статья: Мошенники совершенствуются
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 1)По оценкам Минцифры, сейчас каждый двадцатый вызов с неизвестного номера - это звонок мошенника, 90% банковского мошенничества - телефонное, а девять из десяти звонков происходят с подменой номера.
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 1)По оценкам Минцифры, сейчас каждый двадцатый вызов с неизвестного номера - это звонок мошенника, 90% банковского мошенничества - телефонное, а девять из десяти звонков происходят с подменой номера.
Статья: Особенности расследования преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий
(Орлова А.А., Гончар В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Решение проблемы идентификации лиц, использующих программы-анонимайзеры, видится в комплексе законодательных, технических, организационных и научных мер. Например, организация на должном уровне работы по исследованию cookie-файлов, важной особенностью которых является их неизменность <10>. На сегодняшний день существует определенный опыт противодействия анонимным абонентским номерам при входящих и исходящих телефонных вызовах, использующих функцию подмены номера, с помощью создания центров очистки интернет-трафика.
(Орлова А.А., Гончар В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Решение проблемы идентификации лиц, использующих программы-анонимайзеры, видится в комплексе законодательных, технических, организационных и научных мер. Например, организация на должном уровне работы по исследованию cookie-файлов, важной особенностью которых является их неизменность <10>. На сегодняшний день существует определенный опыт противодействия анонимным абонентским номерам при входящих и исходящих телефонных вызовах, использующих функцию подмены номера, с помощью создания центров очистки интернет-трафика.