Подконтрольная группа лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Подконтрольная группа лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов" Федерального закона "О защите конкуренции"Приведенный перечень условий (критериев) отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц является закрытым. На основании изложенного недопустимым является расширительное толкование положений части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции при наличии родственных связей между учредителями, акционерами или единоличными исполнительными органами хозяйствующих субъектов."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, в связи с ведением предпринимательской деятельности через группу подконтрольных юридических лиц, необоснованным применением УСН, а также заявлением подконтрольными лицами налоговых вычетов (расходов) по сделкам с "техническими" компаниями общество получило налоговую выгоду.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, в связи с ведением предпринимательской деятельности через группу подконтрольных юридических лиц, необоснованным применением УСН, а также заявлением подконтрольными лицами налоговых вычетов (расходов) по сделкам с "техническими" компаниями общество получило налоговую выгоду.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исключение антимонопольного иммунитета на подконтрольную группу лиц при заключении картеля на торгах
(Радионов Г.Г.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3
(Радионов Г.Г.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Интересы корпоративной группы и ответственность директоров
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Интересы корпоративной группы и ответственность директоров
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 08.08.2019 N 1073/19
"Об утверждении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации)")Для того чтобы определить входят ли проверяемые хозяйствующие субъекты в подконтрольную группу лиц необходимо:
"Об утверждении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации)")Для того чтобы определить входят ли проверяемые хозяйствующие субъекты в подконтрольную группу лиц необходимо:
Статья: Картель или не картель: проблемы доказывания соглашений между конкурентами после принятия Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2
(Бузин М.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Пункт 28 Постановления N 2 посвящен вопросам конкуренции и освобождения от антимонопольных запретов подконтрольной группы лиц (ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
(Бузин М.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Пункт 28 Постановления N 2 посвящен вопросам конкуренции и освобождения от антимонопольных запретов подконтрольной группы лиц (ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Статья: Ведомственная апелляция ФАС России: процедура и практика
(Кашеваров А.Б., Акимова И.В., Симакова К.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 2)Примером такой практики является дело N 078/01/1175/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, которое было возбуждено в связи с обнаружением признаков нарушения обществами п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции при участии в электронных торгах на поставку расходных материалов медицинского назначения в бюджетные учреждения на территории города Санкт-Петербурга. Вместе с тем производство по данному делу было прекращено, так как территориальный орган пришел к выводу, что ответчики по делу находились в подконтрольной одному физическому лицу группе лиц. Отменяя решение территориального органа, Апелляционная коллегия ФАС России возвратила данное дело на новое рассмотрение, указав, что ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции является специальной по отношению к ст. 9 указанного Закона и перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц, при которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, является исчерпывающим <13>.
(Кашеваров А.Б., Акимова И.В., Симакова К.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 2)Примером такой практики является дело N 078/01/1175/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, которое было возбуждено в связи с обнаружением признаков нарушения обществами п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции при участии в электронных торгах на поставку расходных материалов медицинского назначения в бюджетные учреждения на территории города Санкт-Петербурга. Вместе с тем производство по данному делу было прекращено, так как территориальный орган пришел к выводу, что ответчики по делу находились в подконтрольной одному физическому лицу группе лиц. Отменяя решение территориального органа, Апелляционная коллегия ФАС России возвратила данное дело на новое рассмотрение, указав, что ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции является специальной по отношению к ст. 9 указанного Закона и перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц, при которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, является исчерпывающим <13>.
Готовое решение: Как применяется налоговая амнистия за дробление бизнеса
(КонсультантПлюс, 2025)указанная группа подконтрольна тем же лицам, что и налогоплательщик.
(КонсультантПлюс, 2025)указанная группа подконтрольна тем же лицам, что и налогоплательщик.
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если участники закупки входят в группу лиц, подконтрольную одному лицу, их идентичные действия, выражающиеся, например, в существенном снижении НМЦК, контролирующий орган может признать нарушением ст. 14.8 Закона N 135-ФЗ (п. 17 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если участники закупки входят в группу лиц, подконтрольную одному лицу, их идентичные действия, выражающиеся, например, в существенном снижении НМЦК, контролирующий орган может признать нарушением ст. 14.8 Закона N 135-ФЗ (п. 17 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России).
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Предполагалось, что под предпринимательской группой будет пониматься совокупность двух или более взаимозависимых юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольны одному контролирующему лицу - члену этой предпринимательской группы и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Предполагалось, что под предпринимательской группой будет пониматься совокупность двух или более взаимозависимых юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольны одному контролирующему лицу - члену этой предпринимательской группы и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.
Статья: Долгий путь к эффективной уголовно-правовой защите конкуренции в современной России: 30 лет реформ
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)Не опровергая бланкетности ст. 178 УК РФ, все же не согласимся с тем, что такое изменение ее диспозиции каким-либо образом влияет (или могло повлиять) на возможность возбуждения по ней уголовных дел, минуя ФАС России (о чем свидетельствует и имеющаяся на сегодняшний день правоприменительная практика). Однако это изменение играет весьма важную роль в свете, например, положений ч. 7 - 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, согласно которым действие указанных в этой статье запретов (в том числе запрета на заключение и реализацию картельных соглашений) не распространяется на подконтрольную группу лиц. Отметим также, что исследователи предлагали дополнить диспозицию ст. 178 УК РФ указанием на незаконный характер деяния задолго до 2015 г.: например, К.М. Хутов еще в 2007-м аргументировал такую необходимость тем, что "недопущение, ограничение или устранение конкуренции могут быть совершены на законном основании" <69>.
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)Не опровергая бланкетности ст. 178 УК РФ, все же не согласимся с тем, что такое изменение ее диспозиции каким-либо образом влияет (или могло повлиять) на возможность возбуждения по ней уголовных дел, минуя ФАС России (о чем свидетельствует и имеющаяся на сегодняшний день правоприменительная практика). Однако это изменение играет весьма важную роль в свете, например, положений ч. 7 - 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, согласно которым действие указанных в этой статье запретов (в том числе запрета на заключение и реализацию картельных соглашений) не распространяется на подконтрольную группу лиц. Отметим также, что исследователи предлагали дополнить диспозицию ст. 178 УК РФ указанием на незаконный характер деяния задолго до 2015 г.: например, К.М. Хутов еще в 2007-м аргументировал такую необходимость тем, что "недопущение, ограничение или устранение конкуренции могут быть совершены на законном основании" <69>.
Статья: Правовое обеспечение баланса интересов в корпоративных группах
(Ефимов А.В.)
("Закон", 2022, N 6)5. Интересы корпоративной группы и ответственность
(Ефимов А.В.)
("Закон", 2022, N 6)5. Интересы корпоративной группы и ответственность
Статья: Установление единого экономического интереса в делах о картелях и его влияние на квалификацию
(Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Позиция ФАС по данному вопросу остается неизменной - исключения из ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции не подлежат расширительному толкованию <20>. Данному разъяснению следуют некоторые арбитражные суды, а также суды, рассматривающие уголовные дела. Так, Арбитражный суд Свердловской области отметил, что в ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц, при соблюдении которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами. Расширительное толкование критериев контроля недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня критериев допустимости антиконкурентных соглашений <21>. Аналогичный подход отражен в приговоре Индустриального районного суда г. Перми, согласно которому наличие родственных связей, документы, подтверждающие тесные деловые отношения и наличие у лиц мотива действовать в едином интересе при участии в торгах (договоры беспроцентного займа, счета на оплату поставляемых товаров, частичные выписки о движении денежных средств по счетам, указывающие на многочисленные взаимные денежные переводы между организациями), не являлись основанием для включения судом таких хозяйствующих субъектов в группу лиц. Как отмечается в приговоре, заключение антиконкурентных соглашений между такими хозяйствующими субъектами будет являться допустимым только при условии выполнения хотя бы одного из критериев контроля, установленных ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции <22>.
(Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Позиция ФАС по данному вопросу остается неизменной - исключения из ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции не подлежат расширительному толкованию <20>. Данному разъяснению следуют некоторые арбитражные суды, а также суды, рассматривающие уголовные дела. Так, Арбитражный суд Свердловской области отметил, что в ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц, при соблюдении которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами. Расширительное толкование критериев контроля недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня критериев допустимости антиконкурентных соглашений <21>. Аналогичный подход отражен в приговоре Индустриального районного суда г. Перми, согласно которому наличие родственных связей, документы, подтверждающие тесные деловые отношения и наличие у лиц мотива действовать в едином интересе при участии в торгах (договоры беспроцентного займа, счета на оплату поставляемых товаров, частичные выписки о движении денежных средств по счетам, указывающие на многочисленные взаимные денежные переводы между организациями), не являлись основанием для включения судом таких хозяйствующих субъектов в группу лиц. Как отмечается в приговоре, заключение антиконкурентных соглашений между такими хозяйствующими субъектами будет являться допустимым только при условии выполнения хотя бы одного из критериев контроля, установленных ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции <22>.
Статья: Комментарий к Постановлению КС РФ от 30.03.2023 N 12-П
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Таким образом, перечень оснований признания хозяйствующих субъектов подконтрольной группой лиц является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Таким образом, перечень оснований признания хозяйствующих субъектов подконтрольной группой лиц является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Статья: Картель не может признаваться сделкой. Позиция Верховного Суда РФ
(Федоров Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 10)Важной особенностью антисоциальных сделок является то обстоятельство, что они признаются ничтожными вне зависимости от наличия формальных признаков. Негативное отношение правопорядка к таким сделкам имеет устойчивый характер. Вместе с тем для картелей этот тест не выдерживается: действия компаний, внешне имеющие признаки сговора, могут признаваться допустимым соглашением хозяйствующих субъектов, если последние образуют подконтрольную группу лиц (ч. 8 ст. 11 Закона N 135-ФЗ <5>). В этом случае квалификация антиконкурентного соглашения может зависеть не столько от содержащихся в нем условий, сколько от субъектного состава участвующих в нем лиц, что явно нехарактерно для антисоциальных сделок.
(Федоров Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 10)Важной особенностью антисоциальных сделок является то обстоятельство, что они признаются ничтожными вне зависимости от наличия формальных признаков. Негативное отношение правопорядка к таким сделкам имеет устойчивый характер. Вместе с тем для картелей этот тест не выдерживается: действия компаний, внешне имеющие признаки сговора, могут признаваться допустимым соглашением хозяйствующих субъектов, если последние образуют подконтрольную группу лиц (ч. 8 ст. 11 Закона N 135-ФЗ <5>). В этом случае квалификация антиконкурентного соглашения может зависеть не столько от содержащихся в нем условий, сколько от субъектного состава участвующих в нем лиц, что явно нехарактерно для антисоциальных сделок.