Поддержка детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Поддержка детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 Конституции РФ"Установив в ходе судебного разбирательства, что У.,ДД.ММ.ГГГГ.р., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи включенной на основании приказа Министерства социальной защиты населения от 16.07.2021 N в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение за счет государства жилым помещением специализированного жилого фонда, в то же время, соответствующим жильем по достижении совершеннолетия не обеспечена, и ее обращение к ответчику в июне 2024 года по поводу предоставления ей специализированного жилого помещения оставлено администрацией без удовлетворения, что повлекло нарушение гарантированных законом жилищных прав У., как лица, нуждающегося в особой заботе государства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. ст. 39, 40 Конституции РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришли к выводу о правомерности заявленного иска и о наличии оснований для понуждения администрации г. Белогорска к предоставлению истице благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения 18 кв. м, на территории г. Белогорска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6
Нормативные акты
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве", ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве", ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", Распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Увольняемым в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работникам, таким, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно быть обеспечено получение за счет средств работодателя необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Увольняемым в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работникам, таким, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно быть обеспечено получение за счет средств работодателя необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В дальнейшем законодательство о занятости развивается по пути закрепления дополнительных гарантий, предоставляемых лицам, испытывающим трудности в трудоустройстве. Такие гарантии находят отражение не только в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР", но и в положениях Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) (ч. 3 ст. 81, ст. 178), Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ст. 5, 35) <1>, Федеральных законах от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 20 - 24) <2>, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 9) <3>; а также в законах о занятости субъектов РФ и других нормативных актах.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В дальнейшем законодательство о занятости развивается по пути закрепления дополнительных гарантий, предоставляемых лицам, испытывающим трудности в трудоустройстве. Такие гарантии находят отражение не только в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР", но и в положениях Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) (ч. 3 ст. 81, ст. 178), Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ст. 5, 35) <1>, Федеральных законах от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 20 - 24) <2>, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 9) <3>; а также в законах о занятости субъектов РФ и других нормативных актах.
Статья: Анализ судов по теме сирот и жилья
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)В Государственную Думу внесен законопроект (N 1247651-7) относительно гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по вопросу предоставления жилых помещений. Данная категория граждан особенно нуждается в помощи и защите со стороны государства в силу отсутствия родительской поддержки, а также нахождения в течение продолжительного периода в воспитательном учреждении.
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)В Государственную Думу внесен законопроект (N 1247651-7) относительно гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по вопросу предоставления жилых помещений. Данная категория граждан особенно нуждается в помощи и защите со стороны государства в силу отсутствия родительской поддержки, а также нахождения в течение продолжительного периода в воспитательном учреждении.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Помимо комментируемой статьи предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется такими правовыми актами, как Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Помимо комментируемой статьи предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется такими правовыми актами, как Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
Статья: Стандартные налоговые вычеты на детей
(Солодимова Т.Ю.)
("Финансы", 2023, N 5)По нормам п. 4 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю, а также приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Причем если налогоплательщик - единственный опекун или попечитель, то вопросов не возникает, тогда как правильно определить, является ли налогоплательщик единственным родителем или нет, не всегда представляется возможным. Термин "единственный родитель" НК РФ не содержит. Поэтому возникают ситуации, когда налоговый агент неправомерно предоставляет вычет в двойном размере. Причина этому - неверное толкование указанного термина. Следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [4], ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [5], ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [6], а также Письмами Минфина России от 01.02.2016 N 03-04-05/4293, от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23 и ФНС России от 15.05.2009 N 3-5-03/592@.
(Солодимова Т.Ю.)
("Финансы", 2023, N 5)По нормам п. 4 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю, а также приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Причем если налогоплательщик - единственный опекун или попечитель, то вопросов не возникает, тогда как правильно определить, является ли налогоплательщик единственным родителем или нет, не всегда представляется возможным. Термин "единственный родитель" НК РФ не содержит. Поэтому возникают ситуации, когда налоговый агент неправомерно предоставляет вычет в двойном размере. Причина этому - неверное толкование указанного термина. Следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [4], ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [5], ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [6], а также Письмами Минфина России от 01.02.2016 N 03-04-05/4293, от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23 и ФНС России от 15.05.2009 N 3-5-03/592@.