Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган
Подборка наиболее важных документов по запросу Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 138 НК РФиз-за пропуска срока подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган она не была им рассмотрена по существу >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 "Установление размера требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий оспорил включение требований налогового органа в реестр требований кредиторов, сославшись на обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и в центральный аппарат ФНС России. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что в реестр подлежат включению только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Спорные требования налогового органа были основаны на решении по результатам выездной налоговой проверки о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанное решение налоговой инспекции было обжаловано обществом в вышестоящий налоговый орган и суд, но жалобы были оставлены без рассмотрения в связи с допущенными заявителем процессуальными нарушениями, решение налогового органа вступило в силу. Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь ст. ст. 16, 32, 71, 100, 137, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. ст. 45, 48, 70, 101, 138 НК РФ, суд пришел к выводу о правомерном включении требований налогового органа в реестр требований кредиторов. Суд отметил, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не является препятствием для включения требования налогового органа в реестр. В случае отмены решения о привлечении к ответственности, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре определения суда по правилам гл. 37 АПК РФ или с заявлением об исключении требований в порядке п. 8 ст. 71, п. 8 ст. 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий оспорил включение требований налогового органа в реестр требований кредиторов, сославшись на обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и в центральный аппарат ФНС России. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что в реестр подлежат включению только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Спорные требования налогового органа были основаны на решении по результатам выездной налоговой проверки о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанное решение налоговой инспекции было обжаловано обществом в вышестоящий налоговый орган и суд, но жалобы были оставлены без рассмотрения в связи с допущенными заявителем процессуальными нарушениями, решение налогового органа вступило в силу. Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь ст. ст. 16, 32, 71, 100, 137, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. ст. 45, 48, 70, 101, 138 НК РФ, суд пришел к выводу о правомерном включении требований налогового органа в реестр требований кредиторов. Суд отметил, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не является препятствием для включения требования налогового органа в реестр. В случае отмены решения о привлечении к ответственности, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре определения суда по правилам гл. 37 АПК РФ или с заявлением об исключении требований в порядке п. 8 ст. 71, п. 8 ст. 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Досудебный порядок подачи жалобы на решения и действия налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как в досудебном порядке подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как в досудебном порядке подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган
Нормативные акты
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении (КНД 1112557)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении (КНД 1112557)
Готовое решение: Как осуществляются зачет и возврат сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета
(КонсультантПлюс, 2025)Если прежний налоговый орган вам отказал в зачете (возврате) и вы не согласны с этим, вы можете для начала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган через этот налоговый орган. Если решение по жалобе вас не устроит, вы сможете обжаловать отказ в суде. Если по вашей жалобе или в судебном порядке будет признано ваше право на зачет (возврат), в котором вам ранее отказали, полагаем, осуществлять зачет (возврат) будет налоговый орган по новому месту учета. Полномочия прежнего будут ограничены (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
(КонсультантПлюс, 2025)Если прежний налоговый орган вам отказал в зачете (возврате) и вы не согласны с этим, вы можете для начала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган через этот налоговый орган. Если решение по жалобе вас не устроит, вы сможете обжаловать отказ в суде. Если по вашей жалобе или в судебном порядке будет признано ваше право на зачет (возврат), в котором вам ранее отказали, полагаем, осуществлять зачет (возврат) будет налоговый орган по новому месту учета. Полномочия прежнего будут ограничены (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Ситуация: Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обжаловании решения о привлечении/отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения исполнение данного решения приостанавливается в части обжалуемых сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, не уплаченных по состоянию на дату получения налоговым органом жалобы. Приостановление действует до даты вступления в силу судебного акта о взыскании таких сумм, а если соответствующий судебный акт отсутствует - до истечения 15 дней со дня принятия решения по жалобе. В остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого решения, принятого по результатам налоговой проверки (п. 5, абз. 1, 3 п. 5.2 ст. 138 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обжаловании решения о привлечении/отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения исполнение данного решения приостанавливается в части обжалуемых сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, не уплаченных по состоянию на дату получения налоговым органом жалобы. Приостановление действует до даты вступления в силу судебного акта о взыскании таких сумм, а если соответствующий судебный акт отсутствует - до истечения 15 дней со дня принятия решения по жалобе. В остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого решения, принятого по результатам налоговой проверки (п. 5, абз. 1, 3 п. 5.2 ст. 138 НК РФ).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС7.5. Можно ли применить вычет по НДС, если подтверждающие документы представлены вместе с жалобой в вышестоящий налоговый орган?
Статья: Подача жалобы вышестоящему налоговому органу
(Долгополов О.)
("Российский бухгалтер", 2011, N 12)"Российский бухгалтер", 2011, N 12
(Долгополов О.)
("Российский бухгалтер", 2011, N 12)"Российский бухгалтер", 2011, N 12
Готовое решение: Какие ошибки в ходе налоговой проверки, в том числе при составлении акта, могут стать основанием для отмены решения
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы обжалуете решение по проверке из-за нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, то заявлять об этом нужно уже при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган. Иначе суд впоследствии может оставить этот довод без внимания (п. 68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы обжалуете решение по проверке из-за нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, то заявлять об этом нужно уже при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган. Иначе суд впоследствии может оставить этот довод без внимания (п. 68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Имеется также общее правило ст. 138 НК РФ: акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) по ст. 138 НК РФ не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено в рамках процедур ст. 101.2 НК РФ, которые были рассмотрены выше.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Имеется также общее правило ст. 138 НК РФ: акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) по ст. 138 НК РФ не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено в рамках процедур ст. 101.2 НК РФ, которые были рассмотрены выше.
Готовое решение: Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого вам нужно в течение года со дня принятия решения по проверке подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого вам нужно в течение года со дня принятия решения по проверке подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Ситуация: Как получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ за прошедшие периоды?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об отказе в возврате можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом обратиться в суд можно только после обращения в вышестоящий налоговый орган. Срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган - год, а в суд - три месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав (п. п. 1 - 3 ст. 138, п. п. 1, 2 ст. 139 НК РФ; ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение об отказе в возврате можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом обратиться в суд можно только после обращения в вышестоящий налоговый орган. Срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган - год, а в суд - три месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав (п. п. 1 - 3 ст. 138, п. п. 1, 2 ст. 139 НК РФ; ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Пропуск установленного срока подачи жалобы, например, в вышестоящий налоговый орган свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка обжалования и влечет за собой невозможность последующего судебного оспаривания <38>. Отметим, что ранее Высший Арбитражный Суд РФ указывал на возможность рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика, поданной с нарушением установленного срока <39>. Неопределенность по данному вопросу приводит к формированию противоречивой судебной практики. С одной стороны, суды усматривают в таком пропуске нарушение процедуры досудебного урегулирования спора <40>, а с другой - объективные основания для пропуска срока подачи жалобы, включая отказ административного органа в ее рассмотрении, свидетельствуют о соблюдении досудебного порядка обжалования <41>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Пропуск установленного срока подачи жалобы, например, в вышестоящий налоговый орган свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка обжалования и влечет за собой невозможность последующего судебного оспаривания <38>. Отметим, что ранее Высший Арбитражный Суд РФ указывал на возможность рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика, поданной с нарушением установленного срока <39>. Неопределенность по данному вопросу приводит к формированию противоречивой судебной практики. С одной стороны, суды усматривают в таком пропуске нарушение процедуры досудебного урегулирования спора <40>, а с другой - объективные основания для пропуска срока подачи жалобы, включая отказ административного органа в ее рассмотрении, свидетельствуют о соблюдении досудебного порядка обжалования <41>.
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Кроме того, законодателем был избран подход, согласно которому досудебный порядок (рассмотрение жалоб на решение антимонопольного органа внутренней апелляцией) не является обязательным при обращении в суд об обжаловании актов антимонопольного органа в отличие, например, от налоговой службы. В силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) существует обязательный досудебный порядок урегулирования споров путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган для требований об оспаривании актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц. У таможенной службы обязательного досудебного порядка тоже нет, но в настоящее время ФТС предлагает предусмотреть обязательное досудебное обжалование решений таможенных органов в вышестоящий таможенный орган путем внесения изменений в ст. 286 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Возможно, по антимонопольным делам также следует ввести обязательный досудебный порядок, допустим, по какой-то отдельной категории дел, например, по ст. 10 и ст. 11 Закона о защите конкуренции. Конечно, эти вопросы нужно решать в комплексе с возможностями службы - наличием штатной численности, финансирования, помещений и т.д.
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Кроме того, законодателем был избран подход, согласно которому досудебный порядок (рассмотрение жалоб на решение антимонопольного органа внутренней апелляцией) не является обязательным при обращении в суд об обжаловании актов антимонопольного органа в отличие, например, от налоговой службы. В силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) существует обязательный досудебный порядок урегулирования споров путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган для требований об оспаривании актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц. У таможенной службы обязательного досудебного порядка тоже нет, но в настоящее время ФТС предлагает предусмотреть обязательное досудебное обжалование решений таможенных органов в вышестоящий таможенный орган путем внесения изменений в ст. 286 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Возможно, по антимонопольным делам также следует ввести обязательный досудебный порядок, допустим, по какой-то отдельной категории дел, например, по ст. 10 и ст. 11 Закона о защите конкуренции. Конечно, эти вопросы нужно решать в комплексе с возможностями службы - наличием штатной численности, финансирования, помещений и т.д.