Подача жалобы нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Подача жалобы нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139 "Порядок и сроки подачи жалобы" НК РФСТАТЬЯ 139 "ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ" НК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139 "Порядок и сроки подачи жалобы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 139 "ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 139 "ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ" НК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Досудебный порядок подачи жалобы на решения и действия налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть вашу жалобу в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ). Жалобу, поданную по ТКС или через ЛК налогоплательщика, могут рассмотреть в упрощенном порядке - в течение семи рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 6.1, ст. 140.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть вашу жалобу в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ). Жалобу, поданную по ТКС или через ЛК налогоплательщика, могут рассмотреть в упрощенном порядке - в течение семи рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 6.1, ст. 140.1 НК РФ).
Готовое решение: Как составить и подать апелляционную жалобу по ГПК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Освобождение от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы зависит от того, имелись ли льготы по ее уплате при обращении в суд на стадии первой инстанции. Это следует из п. п. 1, 2 ст. 333.36 НК РФ. Например, не платят госпошлину истцы при подаче иска о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца (пп. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). В случае подачи апелляционной жалобы апеллянт-истец также не должен платить госпошлину.
(КонсультантПлюс, 2025)Освобождение от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы зависит от того, имелись ли льготы по ее уплате при обращении в суд на стадии первой инстанции. Это следует из п. п. 1, 2 ст. 333.36 НК РФ. Например, не платят госпошлину истцы при подаче иска о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца (пп. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). В случае подачи апелляционной жалобы апеллянт-истец также не должен платить госпошлину.
Нормативные акты
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления (направления) жалобы (апелляционной жалобы) и иных документов, предусмотренных статьями 138, 139, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления (направления) жалобы (апелляционной жалобы) и иных документов, предусмотренных статьями 138, 139, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
Статья: Возможно ли принудительное взыскание налогов при нарушении сроков налоговой инспекцией: ВС РФ уточнил свою позицию
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)В настоящее время действует разъяснение п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 <2>: несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и 5 ст. 100, п. 1, 6, 9 ст. 101, п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет за собой изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. При проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена НК РФ.
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)В настоящее время действует разъяснение п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 <2>: несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и 5 ст. 100, п. 1, 6, 9 ст. 101, п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет за собой изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. При проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена НК РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Государственная пошлина для отдельных производств определяется путем системного анализа норм КАС РФ и НК РФ. Так, например, в силу ч. 1 ст. 229, ч. 1 ст. 231, ч. 3 ст. 220, п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, а также подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче жалобы в Дисциплинарную коллегию ВС РФ лицом, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение им дисциплинарного проступка, уплачивается госпошлина в размере 3 000 руб.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Государственная пошлина для отдельных производств определяется путем системного анализа норм КАС РФ и НК РФ. Так, например, в силу ч. 1 ст. 229, ч. 1 ст. 231, ч. 3 ст. 220, п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, а также подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче жалобы в Дисциплинарную коллегию ВС РФ лицом, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение им дисциплинарного проступка, уплачивается госпошлина в размере 3 000 руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обращаем внимание на то, что комментируемым Законом не предусмотрен срок обращения страхователя или застрахованного лица с заявлением или жалобой в орган страховщика. Некоторыми авторами высказывается мнение, что здесь по аналогии можно применить нормы п. 2 ст. 139 НК, согласно которой жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы <76>. Однако приведенная позиция вызывает возражения. Во-первых, как уже было сказано, срок обращения с жалобой законодательством о пенсионном страховании не установлен, а значит, подать такую жалобу можно в любой момент, и орган страховщика не может отказать в ее рассмотрении со ссылкой на нарушение срока подачи жалобы. Во-вторых, довольно спорным является применение по аналогии налогового законодательства к законодательству о пенсионном страховании, учитывая отсутствие в НК специальной нормы об аналогии (см., например, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 N 41 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков"). К тому же согласно п. 1 ст. 2 НК предметом регулирования налогового законодательства являются отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Исходя из этого, сроки подачи жалобы, установленные НК, распространяются исключительно на жалобы в отношении решений, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Данный порядок не может охватывать иные ведомства.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обращаем внимание на то, что комментируемым Законом не предусмотрен срок обращения страхователя или застрахованного лица с заявлением или жалобой в орган страховщика. Некоторыми авторами высказывается мнение, что здесь по аналогии можно применить нормы п. 2 ст. 139 НК, согласно которой жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы <76>. Однако приведенная позиция вызывает возражения. Во-первых, как уже было сказано, срок обращения с жалобой законодательством о пенсионном страховании не установлен, а значит, подать такую жалобу можно в любой момент, и орган страховщика не может отказать в ее рассмотрении со ссылкой на нарушение срока подачи жалобы. Во-вторых, довольно спорным является применение по аналогии налогового законодательства к законодательству о пенсионном страховании, учитывая отсутствие в НК специальной нормы об аналогии (см., например, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 N 41 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков"). К тому же согласно п. 1 ст. 2 НК предметом регулирования налогового законодательства являются отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Исходя из этого, сроки подачи жалобы, установленные НК, распространяются исключительно на жалобы в отношении решений, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Данный порядок не может охватывать иные ведомства.
Готовое решение: Что делать, если вы получили уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в электронном виде
(КонсультантПлюс, 2025)обжаловать действия инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Если вы подаете жалобу в налоговый орган через ТКС или личный кабинет налогоплательщика, то ее могут рассмотреть в упрощенном порядке. Нужно указать на это в самой жалобе. Срок рассмотрения - в течение семи рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3 ст. 140.1 НК РФ, п. 8 Порядка заполнения формы жалобы).
(КонсультантПлюс, 2025)обжаловать действия инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Если вы подаете жалобу в налоговый орган через ТКС или личный кабинет налогоплательщика, то ее могут рассмотреть в упрощенном порядке. Нужно указать на это в самой жалобе. Срок рассмотрения - в течение семи рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3 ст. 140.1 НК РФ, п. 8 Порядка заполнения формы жалобы).
Статья: Теоретико-правовые аспекты рассмотрения материалов налоговой проверки
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 2)С целью соблюдения прав и законных интересов подконтрольных лиц законодателем установлена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, которая осуществляется в несколько этапов и зависит от мероприятия налогового контроля, проводимого налоговыми органами. Данные обстоятельства необходимо учитывать при дальнейшем оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Так, например, решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, вступает в силу по истечении одного месяца со дня получения его налогоплательщиком и подлежит оспариванию посредством подачи апелляционной жалобы. Решение налогового органа, вынесенное по ст. 101.4 НК РФ, вступает в силу с момента его вынесения и подлежит обжалованию посредством подачи жалобы в течение одного года, что установлено НК РФ. Несоблюдение процедуры оспаривания актов налогового органа может привести к отказу в принятии к рассмотрению жалобы (апелляционной жалобы) налогоплательщика и невозможности обратиться суд.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 2)С целью соблюдения прав и законных интересов подконтрольных лиц законодателем установлена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, которая осуществляется в несколько этапов и зависит от мероприятия налогового контроля, проводимого налоговыми органами. Данные обстоятельства необходимо учитывать при дальнейшем оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Так, например, решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, вступает в силу по истечении одного месяца со дня получения его налогоплательщиком и подлежит оспариванию посредством подачи апелляционной жалобы. Решение налогового органа, вынесенное по ст. 101.4 НК РФ, вступает в силу с момента его вынесения и подлежит обжалованию посредством подачи жалобы в течение одного года, что установлено НК РФ. Несоблюдение процедуры оспаривания актов налогового органа может привести к отказу в принятии к рассмотрению жалобы (апелляционной жалобы) налогоплательщика и невозможности обратиться суд.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор, исходя из положений, закрепленных в п. 4 и 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Вместе с тем законодательство не устанавливает льгот по уплате этого сбора при подаче заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных постановлений по делам об административном надзоре за лицами, в отношении которых применена данная мера. Эти лица, согласно п. 3, 9 и 10 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления и жалобы уплачивают государственную пошлину в размере, предусмотренном для заявлений и жалоб по делам неимущественного характера. Соответственно, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обращаясь с заявлением о его прекращении или частичной отмене, помимо документов, указанных в ст. 271 КАС РФ, должно представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор, исходя из положений, закрепленных в п. 4 и 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Вместе с тем законодательство не устанавливает льгот по уплате этого сбора при подаче заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных постановлений по делам об административном надзоре за лицами, в отношении которых применена данная мера. Эти лица, согласно п. 3, 9 и 10 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления и жалобы уплачивают государственную пошлину в размере, предусмотренном для заявлений и жалоб по делам неимущественного характера. Соответственно, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обращаясь с заявлением о его прекращении или частичной отмене, помимо документов, указанных в ст. 271 КАС РФ, должно представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Статья: Подача жалобы в Верховный Суд РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. 21 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, а также жалобы на определение судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании размер госпошлины составляет 30 000 руб. для физических лиц и 80 000 руб. для организаций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. 21 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, а также жалобы на определение судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании размер госпошлины составляет 30 000 руб. для физических лиц и 80 000 руб. для организаций.
Готовое решение: Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Электронная жалоба, которую вы подаете по ТКС, должна соответствовать утвержденному Формату (п. 1 ст. 139.2 НК РФ, пп. 1 п. 8 Порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме). Оформлять по утвержденной форме апелляционную жалобу, которую вы подаете на бумаге, не обязательно. Такого требования нет в п. 1 ст. 139.2 НК РФ. Однако апелляционная жалоба должна соответствовать определенным требованиям (п. п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ). Чтобы их соблюсти и не допустить ошибок, а также чтобы не спорить лишний раз с инспекцией, используйте форму, утвержденную ФНС России.
(КонсультантПлюс, 2025)Электронная жалоба, которую вы подаете по ТКС, должна соответствовать утвержденному Формату (п. 1 ст. 139.2 НК РФ, пп. 1 п. 8 Порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме). Оформлять по утвержденной форме апелляционную жалобу, которую вы подаете на бумаге, не обязательно. Такого требования нет в п. 1 ст. 139.2 НК РФ. Однако апелляционная жалоба должна соответствовать определенным требованиям (п. п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ). Чтобы их соблюсти и не допустить ошибок, а также чтобы не спорить лишний раз с инспекцией, используйте форму, утвержденную ФНС России.
Статья: Процессуальные моменты, связанные с привлечением к налоговой ответственности
(Новикова С.Г.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)В п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 сказано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках контрольных мероприятий сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1, 5 ст. 100, п. 1, 6, 9 ст. 101, п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. (Указанная позиция также подтверждается Определением КС РФ от 20.04.2017 N 790-О.)
(Новикова С.Г.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)В п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 сказано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках контрольных мероприятий сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1, 5 ст. 100, п. 1, 6, 9 ст. 101, п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. (Указанная позиция также подтверждается Определением КС РФ от 20.04.2017 N 790-О.)
Типовая ситуация: Как обжаловать решение налогового органа
(Издательство "Главная книга", 2025)Решение, принятое без проверки, вступает в силу со дня вручения. Решение по проверке - через месяц со дня вручения, если не подана апелляционная жалоба (ст. 101 НК РФ, п. 48 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57).
(Издательство "Главная книга", 2025)Решение, принятое без проверки, вступает в силу со дня вручения. Решение по проверке - через месяц со дня вручения, если не подана апелляционная жалоба (ст. 101 НК РФ, п. 48 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57).