Под государственной гражданской службой понимается
Подборка наиболее важных документов по запросу Под государственной гражданской службой понимается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Становление советского и российского законодательства о государственной службе (в трудах профессора В.М. Манохина)
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Муниципальная служба является отдельным видом службы, не относящейся к государственной службе, поскольку органы местного самоуправления - где она преимущественно осуществляется - не входят в систему органов государственной власти. В то же время в научной литературе уже много лет справедливо отмечается, что по своим сущностным признакам государственная гражданская служба гораздо ближе к муниципальной службе <14>, чем к другим видам государственной. Однако, несмотря на это, законодатель при разработке в 2006 - 2007 гг. проекта Федерального закона о муниципальной службе, вопреки всей логике проводимой в тот период реформы, положил в его основу не административно-правовое, а трудоправовое регулирование, "что, естественно, никоим образом не позволяет говорить о декларированном единстве требований на государственной гражданской и муниципальной службе" <15>. Понятно, что данное решение не было связано с наименованием данного вида службы, однако тем не менее представляется, что с учетом конституционных поправок 2020 г., которые ввели в конституционно-правовое пространство Российской Федерации термин "публичная власть" как объединяющий власть государственную и власть муниципальную, в перспективе стоило бы рассмотреть вопрос о расширении самого понятия "гражданская служба", отнеся к ней не только государственную гражданскую службу, но и муниципальную. Такой подход, на наш взгляд, все же послужит посылом для формирования законодательства о государственной гражданской и муниципальной гражданской службе, основанного действительно на общих подходах.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Муниципальная служба является отдельным видом службы, не относящейся к государственной службе, поскольку органы местного самоуправления - где она преимущественно осуществляется - не входят в систему органов государственной власти. В то же время в научной литературе уже много лет справедливо отмечается, что по своим сущностным признакам государственная гражданская служба гораздо ближе к муниципальной службе <14>, чем к другим видам государственной. Однако, несмотря на это, законодатель при разработке в 2006 - 2007 гг. проекта Федерального закона о муниципальной службе, вопреки всей логике проводимой в тот период реформы, положил в его основу не административно-правовое, а трудоправовое регулирование, "что, естественно, никоим образом не позволяет говорить о декларированном единстве требований на государственной гражданской и муниципальной службе" <15>. Понятно, что данное решение не было связано с наименованием данного вида службы, однако тем не менее представляется, что с учетом конституционных поправок 2020 г., которые ввели в конституционно-правовое пространство Российской Федерации термин "публичная власть" как объединяющий власть государственную и власть муниципальную, в перспективе стоило бы рассмотреть вопрос о расширении самого понятия "гражданская служба", отнеся к ней не только государственную гражданскую службу, но и муниципальную. Такой подход, на наш взгляд, все же послужит посылом для формирования законодательства о государственной гражданской и муниципальной гражданской службе, основанного действительно на общих подходах.
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Авторы Комментария к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указывают, что "под утратой доверия к гражданскому служащему можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения гражданским служащим действий (бездействия), которые порождают у представителя нанимателя обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности" [3].
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Авторы Комментария к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указывают, что "под утратой доверия к гражданскому служащему можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения гражданским служащим действий (бездействия), которые порождают у представителя нанимателя обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности" [3].
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
Вопрос: О закрытии смены продолжительностью более 24 ч и ответственности за нарушение требований, предъявляемых к кассовому чеку и БСО.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 18.07.2023 N 17-23/2/079901@)Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 18.07.2023 N 17-23/2/079901@)Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Прибалтики
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Вместе с тем противодействие коррупции практически исключено из сферы правоотношений, связанных с государственной гражданской службой, что также следует рассматривать как одну из особенностей современной модели стран Прибалтики. Безусловно, на государственном уровне приняты специальные законы, направленные на противодействие этому негативному социальному явлению, но сфера их реализации напрямую не связана с институтом государственной гражданской службы, поскольку, как отмечалось ранее, эти страны не присоединились к рекомендациям, выработанным странами - участницами СНГ. Одной из причин отсутствия прямого включения соответствующих норм можно считать и специфическое влияние европейского права, поскольку для стран ЕС государственная гражданская служба в первую очередь является особой сферой трудовых отношений. Для стран постсоветского пространства это сфера административных правоотношений, что определяется влиянием норм советского права. Принципиальным различием становится недопустимость установления дискриминационных условий нормами трудового права, а значительный объем обязанностей представителей органов власти, обеспечивающий предупреждение коррупционного поведения, может пониматься именно как неравное положение лиц в различных сферах трудовых отношений.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Вместе с тем противодействие коррупции практически исключено из сферы правоотношений, связанных с государственной гражданской службой, что также следует рассматривать как одну из особенностей современной модели стран Прибалтики. Безусловно, на государственном уровне приняты специальные законы, направленные на противодействие этому негативному социальному явлению, но сфера их реализации напрямую не связана с институтом государственной гражданской службы, поскольку, как отмечалось ранее, эти страны не присоединились к рекомендациям, выработанным странами - участницами СНГ. Одной из причин отсутствия прямого включения соответствующих норм можно считать и специфическое влияние европейского права, поскольку для стран ЕС государственная гражданская служба в первую очередь является особой сферой трудовых отношений. Для стран постсоветского пространства это сфера административных правоотношений, что определяется влиянием норм советского права. Принципиальным различием становится недопустимость установления дискриминационных условий нормами трудового права, а значительный объем обязанностей представителей органов власти, обеспечивающий предупреждение коррупционного поведения, может пониматься именно как неравное положение лиц в различных сферах трудовых отношений.
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Законодательство о государственной службе прямо не связывает понятие такой службы с реализацией властных или управленческих полномочий. В соответствии с Федеральным законом N 58-ФЗ государственной службой признается профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или федеральных территорий, государственных органов, органов публичной власти федеральных территорий, а также лиц, замещающих государственные должности (ст. 1). Таким образом, в числе государственных служащих сегодня могут оказаться как лица, наделенные функциями в области государственного управления, так и сотрудники, осуществляющие организационное, правовое, информационное и иное материально-техническое обеспечение функционирования государственного аппарата. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по сравнению с системообразующим актом "сужает" понятие государственной гражданской службы до деятельности по обеспечению полномочий государственных органов, органов публичной власти федеральных территорий и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, исключая из понятия деятельность по обеспечению полномочий государства в целом. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", так же как и законодательство о государственной гражданской службе, не выделяет сущностных признаков служебной деятельности, определяя муниципальную службу опосредованно через понятие должности муниципальной службы, под которой понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ст. 6). При этом из числа муниципальных служащих исключаются лица, замещающие муниципальные должности (ч. 2 ст. 1), а также лица, "исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления" (ч. 2 ст. 10). Содержание последнего понятия не отличается определенностью.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Законодательство о государственной службе прямо не связывает понятие такой службы с реализацией властных или управленческих полномочий. В соответствии с Федеральным законом N 58-ФЗ государственной службой признается профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или федеральных территорий, государственных органов, органов публичной власти федеральных территорий, а также лиц, замещающих государственные должности (ст. 1). Таким образом, в числе государственных служащих сегодня могут оказаться как лица, наделенные функциями в области государственного управления, так и сотрудники, осуществляющие организационное, правовое, информационное и иное материально-техническое обеспечение функционирования государственного аппарата. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по сравнению с системообразующим актом "сужает" понятие государственной гражданской службы до деятельности по обеспечению полномочий государственных органов, органов публичной власти федеральных территорий и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, исключая из понятия деятельность по обеспечению полномочий государства в целом. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", так же как и законодательство о государственной гражданской службе, не выделяет сущностных признаков служебной деятельности, определяя муниципальную службу опосредованно через понятие должности муниципальной службы, под которой понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ст. 6). При этом из числа муниципальных служащих исключаются лица, замещающие муниципальные должности (ч. 2 ст. 1), а также лица, "исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления" (ч. 2 ст. 10). Содержание последнего понятия не отличается определенностью.
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Однако возможно и иное понимание этой нормы: несоблюдением ограничения является представление подложного документа (любого), а также представление заведомо ложных сведений (непредставление сведений), подтверждающих возможность замещения должности государственной гражданской службы.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Однако возможно и иное понимание этой нормы: несоблюдением ограничения является представление подложного документа (любого), а также представление заведомо ложных сведений (непредставление сведений), подтверждающих возможность замещения должности государственной гражданской службы.
Вопрос: Каким нормативным актом учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под государственной гражданской службой Российской Федерации понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; далее - Закон о государственной гражданской службе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под государственной гражданской службой Российской Федерации понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; далее - Закон о государственной гражданской службе).
Вопрос: Каков порядок применения ККТ при осуществлении деятельности платежными агентами?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Таким образом, платежные агенты применяют ККТ наравне с другими организациями и ИП в случаях осуществления ими расчетов в понимании Закона N 54-ФЗ с учетом вышеперечисленных особенностей.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Таким образом, платежные агенты применяют ККТ наравне с другими организациями и ИП в случаях осуществления ими расчетов в понимании Закона N 54-ФЗ с учетом вышеперечисленных особенностей.
Статья: Вопросы организации органов государственной власти в сфере юстиции федерального и регионального уровней
(Артамонов А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Автор статьи исполнял обязанности начальника территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по Донецкой Народной Республике и решал первостепенные задачи по созданию Управления, подбору высококвалифицированных кадров - юристов, имеющих практический опыт, знающих законодательство, понимающих полномочия и вопросы российских органов юстиции (таковых оказалось очень много: мотивированных на работу, желающих приносить пользу своей Родине, подготовленных интеллектуально и информационно не хуже, а во многих случаях и лучше тех специалистов, которых мы много лет принимаем на работу на вакантные должности государственной гражданской службы), началу деятельности по основным направлениям: регистрация некоммерческих организаций, прежде всего региональных отделений политических партий, чтобы была возможность формировать органы власти, проводить полноценные выборы, принимать управленческие, в том числе нормотворческие решения; обеспечение единства правового пространства нашего большого государства на всей его территории; формирование институтов адвокатуры и нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния; оказание гражданам международной правовой помощи и легализация (апостилирование) документов, осуществление других задач, отнесенных к полномочиям Минюста России.
(Артамонов А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Автор статьи исполнял обязанности начальника территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по Донецкой Народной Республике и решал первостепенные задачи по созданию Управления, подбору высококвалифицированных кадров - юристов, имеющих практический опыт, знающих законодательство, понимающих полномочия и вопросы российских органов юстиции (таковых оказалось очень много: мотивированных на работу, желающих приносить пользу своей Родине, подготовленных интеллектуально и информационно не хуже, а во многих случаях и лучше тех специалистов, которых мы много лет принимаем на работу на вакантные должности государственной гражданской службы), началу деятельности по основным направлениям: регистрация некоммерческих организаций, прежде всего региональных отделений политических партий, чтобы была возможность формировать органы власти, проводить полноценные выборы, принимать управленческие, в том числе нормотворческие решения; обеспечение единства правового пространства нашего большого государства на всей его территории; формирование институтов адвокатуры и нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния; оказание гражданам международной правовой помощи и легализация (апостилирование) документов, осуществление других задач, отнесенных к полномочиям Минюста России.
Интервью: Не облагаемый НДФЛ размер выплат при увольнении - 2025
("Главная книга", 2025, N 1)Стельмах Николай Николаевич - советник государственной гражданской службы РФ 1 класса.
("Главная книга", 2025, N 1)Стельмах Николай Николаевич - советник государственной гражданской службы РФ 1 класса.
Статья: Принцип профессионализма в деятельности государственных служащих
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Ученые предлагают различные подходы к пониманию профессионализма. К примеру, такой исследователь, как В.В. Черепанов, под профессиональным развитием понимает усовершенствование квалификационных способностей государственного служащего. Поскольку профессионализм является одним из основных требований, которое предъявляется к сотрудникам, то данный принцип - одно из главных направлений организации персонала государственной гражданской службы. В его состав входят мастерство, опыт, познания, а также образовательный уровень развития <2>.
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Ученые предлагают различные подходы к пониманию профессионализма. К примеру, такой исследователь, как В.В. Черепанов, под профессиональным развитием понимает усовершенствование квалификационных способностей государственного служащего. Поскольку профессионализм является одним из основных требований, которое предъявляется к сотрудникам, то данный принцип - одно из главных направлений организации персонала государственной гражданской службы. В его состав входят мастерство, опыт, познания, а также образовательный уровень развития <2>.
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Можно привести здесь примеры и из других видов службы, но в целом из контекста нашего обсуждения уже понятно, что мы считаем стратегически правильным использовать в системе государственной гражданской службы именно распределительную модель организации дисциплинарной власти. Учитывая, что государственная гражданская служба обладает менее жесткой и единообразной иерархической структурой "власти - подчинения" по сравнению с военной службой, по нашему мнению, здесь предпочтительным будет вариант распределения дисциплинарной власти по аналогии с принятым в системе органов внутренних дел, то есть между непосредственным руководителем гражданского служащего (начальник управления, отдела, департамента) и руководителем государственного органа в целом.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Можно привести здесь примеры и из других видов службы, но в целом из контекста нашего обсуждения уже понятно, что мы считаем стратегически правильным использовать в системе государственной гражданской службы именно распределительную модель организации дисциплинарной власти. Учитывая, что государственная гражданская служба обладает менее жесткой и единообразной иерархической структурой "власти - подчинения" по сравнению с военной службой, по нашему мнению, здесь предпочтительным будет вариант распределения дисциплинарной власти по аналогии с принятым в системе органов внутренних дел, то есть между непосредственным руководителем гражданского служащего (начальник управления, отдела, департамента) и руководителем государственного органа в целом.