Побуждение налогоплательщиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Побуждение налогоплательщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ"Таким образом, если при квалификации деяния лица по статье 171 УК РФ не были определены налоговые последствия вменяемой деятельности, ущерб государству в виде неуплаченных налогов, и полученный в результате такой деятельности доход не был признан вещественным доказательством и не был изъят у налогоплательщика, в связи с чем наличие факта получения дохода и распоряжения этим доходом порождает налоговые последствия, а действия налогового органа по установлению действительных налоговых обязательств и взысканию налога в указанных условиях представляют собой не действия по взысканию причиненного государству ущерба, а направлены на побуждение налогоплательщика к исполнению установленной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанности по уплате налогов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В статье рассматриваются вопросы, обусловленные отсутствием нормативного регулирования работы налоговых комиссий. Поскольку в настоящее время вызов на заседание рабочей группы по побуждению налогоплательщика к выполнению его налоговых обязательств является скрытой формой налогового контроля без определенного статуса и законодательно закрепленного порядка ее проведения, автором предлагаются практические рекомендации налогоплательщику для осуществления своей правовой защиты.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В статье рассматриваются вопросы, обусловленные отсутствием нормативного регулирования работы налоговых комиссий. Поскольку в настоящее время вызов на заседание рабочей группы по побуждению налогоплательщика к выполнению его налоговых обязательств является скрытой формой налогового контроля без определенного статуса и законодательно закрепленного порядка ее проведения, автором предлагаются практические рекомендации налогоплательщику для осуществления своей правовой защиты.
Статья: Медиативный подход в налоговых спорах
(Мошкин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- Легализация процедуры побуждения налогоплательщиков к "добровольному" уточнению своих налоговых обязательств за прошлые периоды. Все основные активности налогового контроля давно сместились на допроверочный этап. По всей стране проводятся рабочие встречи, различные "комиссии", на которых сотрудники налоговых органов различными способами и с разным уровнем подготовки доказательной базы мотивируют налогоплательщиков доплачивать налоги. Процесс поставлен на поток, это один из самых массовых и эффективных инструментов пополнения государственного бюджета. Однако сам формат подобного взаимодействия ФНС и бизнеса сейчас никак не предусмотрен налоговым законодательством, что как минимум странно.
(Мошкин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- Легализация процедуры побуждения налогоплательщиков к "добровольному" уточнению своих налоговых обязательств за прошлые периоды. Все основные активности налогового контроля давно сместились на допроверочный этап. По всей стране проводятся рабочие встречи, различные "комиссии", на которых сотрудники налоговых органов различными способами и с разным уровнем подготовки доказательной базы мотивируют налогоплательщиков доплачивать налоги. Процесс поставлен на поток, это один из самых массовых и эффективных инструментов пополнения государственного бюджета. Однако сам формат подобного взаимодействия ФНС и бизнеса сейчас никак не предусмотрен налоговым законодательством, что как минимум странно.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 17.08.2023 N БВ-4-7/10590@
"Об основных принципах урегулирования споров (мировых соглашений)"8. Побуждение налогоплательщиков к примирительным процедурам.
"Об основных принципах урегулирования споров (мировых соглашений)"8. Побуждение налогоплательщиков к примирительным процедурам.
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Налоговый орган может вызвать для дачи пояснений налогоплательщика с целью побуждения его к добровольному устранению выявленного нарушения. По результатам дачи пояснений оформляют протокол, который содержит указания и претензии, предъявляемые налогоплательщику. На основании этого протокола на налогоплательщика не возлагают каких-либо обязанностей, а также не привлекают к ответственности <3>.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Налоговый орган может вызвать для дачи пояснений налогоплательщика с целью побуждения его к добровольному устранению выявленного нарушения. По результатам дачи пояснений оформляют протокол, который содержит указания и претензии, предъявляемые налогоплательщику. На основании этого протокола на налогоплательщика не возлагают каких-либо обязанностей, а также не привлекают к ответственности <3>.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Исходя из нашей практики, работа с представителем налогоплательщика часто нацелена на "побуждение к самостоятельному уточнению налоговых обязательств за период, указанный в Уведомлении, и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах" (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722). Вместе с тем, представитель налогоплательщика должен быть готов дать пояснения по следующим вопросам (п. 12 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Исходя из нашей практики, работа с представителем налогоплательщика часто нацелена на "побуждение к самостоятельному уточнению налоговых обязательств за период, указанный в Уведомлении, и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах" (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722). Вместе с тем, представитель налогоплательщика должен быть готов дать пояснения по следующим вопросам (п. 12 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):
Статья: Проблемы правового регулирования цифрового налогового контроля
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 12)В условиях отсутствия законодательного регулирования цифрового налогового контроля данная проблема разрастается из локальной, затрагивающей отдельных налогоплательщиков, в организованную на основе искусственного интеллекта систему сверхизъятия налоговых платежей. Об этом, в частности, свидетельствует все чаще распространяемая в публичном пространстве информация о повышении результативности контрольной деятельности ФНС при сокращении числа выездных налоговых проверок. В первую очередь эти достижения связаны с применением цифровых методов анализа и обработки информации. Согласно данным, отраженным в отчете Счетной палаты РФ за 2019 - 2022 гг., соотношение поступлений в бюджет по результатам выездных налоговых проверок и контрольно-аналитической работы, направленной на побуждение налогоплательщика к добровольной доплате налогов, изменилось коренным образом. Если в 2019 г. доля поступлений в бюджет по результатам выездных налоговых проверок составила 57% против 37% поступивших в результате контрольно-аналитической работы, то в 2021 г. данные показатели составили 36% и 52% соответственно <11>. О неуклонном снижении интенсивности выездного налогового контроля свидетельствует официальная статистика выездных налоговых проверок организаций (табл. 1).
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 12)В условиях отсутствия законодательного регулирования цифрового налогового контроля данная проблема разрастается из локальной, затрагивающей отдельных налогоплательщиков, в организованную на основе искусственного интеллекта систему сверхизъятия налоговых платежей. Об этом, в частности, свидетельствует все чаще распространяемая в публичном пространстве информация о повышении результативности контрольной деятельности ФНС при сокращении числа выездных налоговых проверок. В первую очередь эти достижения связаны с применением цифровых методов анализа и обработки информации. Согласно данным, отраженным в отчете Счетной палаты РФ за 2019 - 2022 гг., соотношение поступлений в бюджет по результатам выездных налоговых проверок и контрольно-аналитической работы, направленной на побуждение налогоплательщика к добровольной доплате налогов, изменилось коренным образом. Если в 2019 г. доля поступлений в бюджет по результатам выездных налоговых проверок составила 57% против 37% поступивших в результате контрольно-аналитической работы, то в 2021 г. данные показатели составили 36% и 52% соответственно <11>. О неуклонном снижении интенсивности выездного налогового контроля свидетельствует официальная статистика выездных налоговых проверок организаций (табл. 1).
Статья: Принцип добросовестности налогового администрирования. Сравнительно-правовой анализ концепций России и ОЭСР
(Кукушкин Д.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Однако нельзя не отметить разницу в подходах ОЭСР и отечественной доктрины. Если в первом случае акцент делается на анализе факторов, влияющих на мотивацию налогоплательщиков платить налоги, то во втором случае речь идет о побуждении налогоплательщиков к законопослушному поведению.
(Кукушкин Д.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Однако нельзя не отметить разницу в подходах ОЭСР и отечественной доктрины. Если в первом случае акцент делается на анализе факторов, влияющих на мотивацию налогоплательщиков платить налоги, то во втором случае речь идет о побуждении налогоплательщиков к законопослушному поведению.
Статья: Понятие и признаки способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)1) предусмотренные налоговым законодательством правовые средства, направленные на побуждение налогоплательщика (плательщика сборов) совершить действия по уплате в установленном законом размере, порядке и сроке суммы денежных средств, а также на защиту интересов государства и общества в случае несовершения таких действий <6>;
(Барыкин М.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)1) предусмотренные налоговым законодательством правовые средства, направленные на побуждение налогоплательщика (плательщика сборов) совершить действия по уплате в установленном законом размере, порядке и сроке суммы денежных средств, а также на защиту интересов государства и общества в случае несовершения таких действий <6>;