Побег из мест лишения свободы
Подборка наиболее важных документов по запросу Побег из мест лишения свободы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)§ 4.1. Побег из места лишения свободы, из-под ареста
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)§ 4.1. Побег из места лишения свободы, из-под ареста
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 313. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 313. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 313. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
(ред. от 17.11.2025)Статья 313. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями,
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями,
Статья: Изменения нормативной регламентации избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)При этом следует отметить, что для определения насильственного характера деяния недостаточно констатации формальных признаков инкриминируемого лицу состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК. Во-первых, при совершении некоторых преступлений угроза применения насилия составляет сущность деяния (прежде всего угроза убийством), однако характер этого преступления таков, что угроза носит исключительно внешний, формальный характер, виновный не собирается ее осуществлять и общественную опасность представляет именно угроза как таковая, а не последствия ее фактической реализации. Поэтому степень общественной опасности угрозы убийством считается весьма невысокой, и избрание в связи с совершением этого преступления меры пресечения в виде заключения под стражу должно стать исключением, а не правилом. Во-вторых, применительно к некоторым преступлениям уголовный закон прямо говорит о применении насилия или высказывании угрозы, но только в тяжелых формах. Например, при побеге из мест лишения свободы установлен квалифицирующий признак применения насилия, опасного для жизни и здоровья (ч. 3 ст. 313 УК). Менее тяжкое насилие охватывается составами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 313 УК, отдельно признак применения насилия в этих частях не выделен.
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)При этом следует отметить, что для определения насильственного характера деяния недостаточно констатации формальных признаков инкриминируемого лицу состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК. Во-первых, при совершении некоторых преступлений угроза применения насилия составляет сущность деяния (прежде всего угроза убийством), однако характер этого преступления таков, что угроза носит исключительно внешний, формальный характер, виновный не собирается ее осуществлять и общественную опасность представляет именно угроза как таковая, а не последствия ее фактической реализации. Поэтому степень общественной опасности угрозы убийством считается весьма невысокой, и избрание в связи с совершением этого преступления меры пресечения в виде заключения под стражу должно стать исключением, а не правилом. Во-вторых, применительно к некоторым преступлениям уголовный закон прямо говорит о применении насилия или высказывании угрозы, но только в тяжелых формах. Например, при побеге из мест лишения свободы установлен квалифицирующий признак применения насилия, опасного для жизни и здоровья (ч. 3 ст. 313 УК). Менее тяжкое насилие охватывается составами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 313 УК, отдельно признак применения насилия в этих частях не выделен.
Статья: Неисполнение требований судебного акта должником: исторические и современные аспекты
(Белова А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 3)Широкий перечень норм, обеспечивающих судебные акты от их неисполнения, предусмотрен уголовным законодательством Республики Беларусь. Значительное количество правовых положений обусловлено тем, что законодатель увеличил количество предписаний, регламентирующих уголовную ответственность за уклонение от судебных требований. Так, например, ответственность наступает за побег из мест лишения свободы, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 413 - 414 УК Республики Беларусь). Также уголовное преследование ждет лиц, уклоняющихся и от иных мер ответственности: ограничение свободы, исправительные работы и другие (ст. 420 - 423.1) <9>. Следует констатировать, что в белорусском законодательстве уклонение от отбывания наказаний признается криминальным поведением, в то время как в РФ данное деяние служит основанием замены всего наказания или его неотбытой части на более суровое. Это позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь законодателем введен более строгий порядок ответственности за неисполнение решений, которые связаны с уголовным наказанием. В общеправовой сфере в данном государстве запрет на неисполнение судебного акта упоминается один раз. Так, согласно УК Республики Беларусь наказуемым является неисполнение должностным лицом судебного акта, который вступил в законную силу, либо любые действия, направленные на воспрепятствование исполнению решения. Отличительными чертами в сравнении с российским законодательством является отсутствие признака злостности, наличие исключительно специального субъекта. Последнее следует расценить в негативном ключе, так как сужается круг субъектов, что дает право иным лицам пользоваться данным пробелом в праве.
(Белова А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 3)Широкий перечень норм, обеспечивающих судебные акты от их неисполнения, предусмотрен уголовным законодательством Республики Беларусь. Значительное количество правовых положений обусловлено тем, что законодатель увеличил количество предписаний, регламентирующих уголовную ответственность за уклонение от судебных требований. Так, например, ответственность наступает за побег из мест лишения свободы, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 413 - 414 УК Республики Беларусь). Также уголовное преследование ждет лиц, уклоняющихся и от иных мер ответственности: ограничение свободы, исправительные работы и другие (ст. 420 - 423.1) <9>. Следует констатировать, что в белорусском законодательстве уклонение от отбывания наказаний признается криминальным поведением, в то время как в РФ данное деяние служит основанием замены всего наказания или его неотбытой части на более суровое. Это позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь законодателем введен более строгий порядок ответственности за неисполнение решений, которые связаны с уголовным наказанием. В общеправовой сфере в данном государстве запрет на неисполнение судебного акта упоминается один раз. Так, согласно УК Республики Беларусь наказуемым является неисполнение должностным лицом судебного акта, который вступил в законную силу, либо любые действия, направленные на воспрепятствование исполнению решения. Отличительными чертами в сравнении с российским законодательством является отсутствие признака злостности, наличие исключительно специального субъекта. Последнее следует расценить в негативном ключе, так как сужается круг субъектов, что дает право иным лицам пользоваться данным пробелом в праве.
Статья: Модернизация правового регулирования обеспечения правового порядка сотрудниками уголовно-исполнительной системы
(Хритин Р.Д.)
("Современное право", 2025, N 5)В данных случаях применение БПЛА могло бы обеспечить быстрый доступ к оперативно значимой информации, сократить время реагирования на постоянно изменяющуюся картину происшествия, характерную для подобного рода случаев. В свою очередь, применение БПЛА могло бы значительно сократить количество сотрудников, привлекаемых к мероприятиям, связанным с розыском и поиском лиц, совершивших побег из мест лишения свободы.
(Хритин Р.Д.)
("Современное право", 2025, N 5)В данных случаях применение БПЛА могло бы обеспечить быстрый доступ к оперативно значимой информации, сократить время реагирования на постоянно изменяющуюся картину происшествия, характерную для подобного рода случаев. В свою очередь, применение БПЛА могло бы значительно сократить количество сотрудников, привлекаемых к мероприятиям, связанным с розыском и поиском лиц, совершивших побег из мест лишения свободы.
Статья: Основания и порядок объявления подсудимого в розыск
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращение прокурору уголовного дела в этом случае обосновывается еще и тем, что скрывшийся обвиняемый совершает новое преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи). Таким образом, возвращение прокурору основного дела, по которому это лицо является подсудимым, объясняется необходимостью соединения его с делом о побеге ("Обобщение практики судов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области о возвращении в 2012 году уголовных дел прокурору для организации розыска скрывшихся на стадии судебного разбирательства подсудимых; практика рассмотрения уголовных дел в порядке ч. 5 ст. 247 УПК РФ (заочное судебное разбирательство)" (подготовлен Нижегородским областным судом)). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности) задачей оперативно-розыскной деятельности является в том числе осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда. Обеспечение такого розыска возложено на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращение прокурору уголовного дела в этом случае обосновывается еще и тем, что скрывшийся обвиняемый совершает новое преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи). Таким образом, возвращение прокурору основного дела, по которому это лицо является подсудимым, объясняется необходимостью соединения его с делом о побеге ("Обобщение практики судов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области о возвращении в 2012 году уголовных дел прокурору для организации розыска скрывшихся на стадии судебного разбирательства подсудимых; практика рассмотрения уголовных дел в порядке ч. 5 ст. 247 УПК РФ (заочное судебное разбирательство)" (подготовлен Нижегородским областным судом)). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности) задачей оперативно-розыскной деятельности является в том числе осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда. Обеспечение такого розыска возложено на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.