Пленум по избирательным правам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум по избирательным правам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Исчисление процессуальных сроков" КАС РФ"Как разъяснено в п. 38 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24, исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Административный истец не согласен с отказом в принятии иска
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемое решение, действие (бездействие) избирательной комиссии не затрагивает избирательные права Административного истца либо его право на участие в референдуме
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемое решение, действие (бездействие) избирательной комиссии не затрагивает избирательные права Административного истца либо его право на участие в референдуме
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Статья посвящена видению избирательного права в практике административного судопроизводства, которое нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24. Обращено внимание на формализм как признание приоритетного значения формы и реализм как приоритет ценностей достоверности содержания. Эти приоритеты на разных стадиях избирательного процесса меняются местами. Преобладающая тенденция на укрепление формализма, уклонение от признания наличия в избирательном праве мер юридической ответственности не способствуют раскрытию демократического потенциала содержания конституционного права граждан избирать и быть избранными, единообразию судебной практики.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Статья посвящена видению избирательного права в практике административного судопроизводства, которое нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24. Обращено внимание на формализм как признание приоритетного значения формы и реализм как приоритет ценностей достоверности содержания. Эти приоритеты на разных стадиях избирательного процесса меняются местами. Преобладающая тенденция на укрепление формализма, уклонение от признания наличия в избирательном праве мер юридической ответственности не способствуют раскрытию демократического потенциала содержания конституционного права граждан избирать и быть избранными, единообразию судебной практики.
Статья: Цифровые технологии как средство реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Кроме того, согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ лица, участвующие в делах о защите избирательных прав, с их согласия могут быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг <12>, что следует расценивать как меру по обеспечению своевременного рассмотрения указанной категории дел.
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Кроме того, согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ лица, участвующие в делах о защите избирательных прав, с их согласия могут быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг <12>, что следует расценивать как меру по обеспечению своевременного рассмотрения указанной категории дел.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья: Обжалование определения суда об отказе в выдаче дубликата исполнительного листа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дубликат документа - повторный экземпляр подлинника документа (абз. 12 п. 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 20.01.2016 N 321/1831-6). Дубликат судебного приказа должен полностью воспроизводить утраченный судебный приказ, в его правом верхнем углу проставляется штамп "Дубликат" (абз. 2 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дубликат документа - повторный экземпляр подлинника документа (абз. 12 п. 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 20.01.2016 N 321/1831-6). Дубликат судебного приказа должен полностью воспроизводить утраченный судебный приказ, в его правом верхнем углу проставляется штамп "Дубликат" (абз. 2 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве").
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С учетом особенностей разрешения соответствующей категории дел, а также в связи с вопросами, возникающими у судов, рассматривающих административные исковые заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ также неоднократно давал необходимые разъяснения, в частности в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (в части невозможности продления срока рассмотрения и разрешения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (в части возможности привлечения ЦИК РФ к участию в деле для дачи заключения и несвязанности суда содержанием консультации специалиста и заключения ЦИК РФ), а также в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятого исключительно по вопросам защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме и заменившего собой ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Безусловно, такое повышенное внимание высших судебных инстанций к проблеме защиты избирательных прав граждан в суде способствует устранению недостатков в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, обеспечивающих реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, создает предпосылки для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, а также является гарантией строгого соблюдения законодательства о выборах.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С учетом особенностей разрешения соответствующей категории дел, а также в связи с вопросами, возникающими у судов, рассматривающих административные исковые заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ также неоднократно давал необходимые разъяснения, в частности в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (в части невозможности продления срока рассмотрения и разрешения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (в части возможности привлечения ЦИК РФ к участию в деле для дачи заключения и несвязанности суда содержанием консультации специалиста и заключения ЦИК РФ), а также в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятого исключительно по вопросам защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме и заменившего собой ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Безусловно, такое повышенное внимание высших судебных инстанций к проблеме защиты избирательных прав граждан в суде способствует устранению недостатков в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, обеспечивающих реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, создает предпосылки для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, а также является гарантией строгого соблюдения законодательства о выборах.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что кандидат, включенный в зарегистрированный список кандидатов, не вправе оспорить регистрацию этого списка и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу. Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не имеет права на обращение в суд с иском об отмене регистрации (решения о регистрации) другого кандидата, списка кандидатов (п. п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что кандидат, включенный в зарегистрированный список кандидатов, не вправе оспорить регистрацию этого списка и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу. Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не имеет права на обращение в суд с иском об отмене регистрации (решения о регистрации) другого кандидата, списка кандидатов (п. п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24).
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)В период избирательной кампании, кампании референдума мировые судьи наравне с федеральными судами организовывают свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные и нерабочие дни, хотя такие рекомендации приведены только для районных (городских) судов при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с КАС РФ (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 24)).
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)В период избирательной кампании, кампании референдума мировые судьи наравне с федеральными судами организовывают свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные и нерабочие дни, хотя такие рекомендации приведены только для районных (городских) судов при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с КАС РФ (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 24)).
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<27> См.: пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2023. N 9.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<27> См.: пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2023. N 9.
Статья: Акты (позиции) судов общей юрисдикции как источник конституционного права России: формальные основания и фактические предпосылки
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)<8> См., напр.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. N 6; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. N 2; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. N 2.
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)<8> См., напр.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. N 6; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. N 2; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. N 2.
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику
(КонсультантПлюс, 2025)руководитель - беременная женщина (ч. 1 ст. 261 ТК РФ, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);
(КонсультантПлюс, 2025)руководитель - беременная женщина (ч. 1 ст. 261 ТК РФ, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)2) полномочия суда по установлению обстоятельств, выходящих за основание заявленных требований, по делам о защите избирательных прав и права на участие граждан в референдуме.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)2) полномочия суда по установлению обстоятельств, выходящих за основание заявленных требований, по делам о защите избирательных прав и права на участие граждан в референдуме.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно разъяснению, изложенному в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решения вышестоящих избирательных комиссий, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу; подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня избирательной комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую избирательную комиссию.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно разъяснению, изложенному в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решения вышестоящих избирательных комиссий, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу; подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня избирательной комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую избирательную комиссию.
Статья: О регулировании новых полномочий Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению конституционного судебного контроля
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Наряду с включением в круг объектов предварительного нормоконтроля Конституционного Суда РФ проектов законов (законопроектов) значительно расширились его полномочия в сфере последующего нормоконтроля в отношении федеральных конституционных законов и подзаконных нормативных актов федерального и регионального законодательства, проверяемых на соответствие Конституции РФ, в процедуре осуществления как абстрактного, так и конкретного нормоконтроля. В частности, согласно новой редакции ФКЗ о КС объектами конкретного последующего нормоконтроля Конституционного Суда РФ являются нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, которые могут вводить помимо федеральных конституционных законов, федеральных законов отдельные основания и порядок ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 ФКЗ о КС). В то же время остается неурегулированным вопрос о прерогативе Конституционного Суда РФ в порядке конкретного последующего нормоконтроля проверять конституционность постановлений ЦИК РФ, Пленумов Верховного Суда РФ, носящих, по сути, квазинормативный характер и содержащих нередко выводы, базирующиеся на конституционно-правовом истолковании смысла примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, в части реализации прав и свобод личности, имеющие общеобязательное значение в правоприменительной деятельности нижестоящих избирательных комиссий, судов общей и арбитражной юрисдикции <11>. Наконец, в методологическом аспекте необходимо признать дискуссионной проблему о возможности принятия Конституционным Судом РФ на практике двух различных постановлений по итогам проверки на соответствие Конституции РФ одного и того же закона в процедуре осуществления предварительного и последующего нормоконтроля, оцениваемого в том числе исходя из смысла, придаваемого официальным и иным толкованием по конкретному делу либо с учетом сложившейся правоприменительной практики <12> (ч. 2 ст. 74 ФКЗ о КС), что предполагает более четкое размежевание критериев проведения проверки при использовании названных видов нормоконтроля Конституционным Судом РФ оспариваемого закона (законопроекта).
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Наряду с включением в круг объектов предварительного нормоконтроля Конституционного Суда РФ проектов законов (законопроектов) значительно расширились его полномочия в сфере последующего нормоконтроля в отношении федеральных конституционных законов и подзаконных нормативных актов федерального и регионального законодательства, проверяемых на соответствие Конституции РФ, в процедуре осуществления как абстрактного, так и конкретного нормоконтроля. В частности, согласно новой редакции ФКЗ о КС объектами конкретного последующего нормоконтроля Конституционного Суда РФ являются нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, которые могут вводить помимо федеральных конституционных законов, федеральных законов отдельные основания и порядок ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 ФКЗ о КС). В то же время остается неурегулированным вопрос о прерогативе Конституционного Суда РФ в порядке конкретного последующего нормоконтроля проверять конституционность постановлений ЦИК РФ, Пленумов Верховного Суда РФ, носящих, по сути, квазинормативный характер и содержащих нередко выводы, базирующиеся на конституционно-правовом истолковании смысла примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, в части реализации прав и свобод личности, имеющие общеобязательное значение в правоприменительной деятельности нижестоящих избирательных комиссий, судов общей и арбитражной юрисдикции <11>. Наконец, в методологическом аспекте необходимо признать дискуссионной проблему о возможности принятия Конституционным Судом РФ на практике двух различных постановлений по итогам проверки на соответствие Конституции РФ одного и того же закона в процедуре осуществления предварительного и последующего нормоконтроля, оцениваемого в том числе исходя из смысла, придаваемого официальным и иным толкованием по конкретному делу либо с учетом сложившейся правоприменительной практики <12> (ч. 2 ст. 74 ФКЗ о КС), что предполагает более четкое размежевание критериев проведения проверки при использовании названных видов нормоконтроля Конституционным Судом РФ оспариваемого закона (законопроекта).