Платное среднее обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Платное среднее обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 по делу N 88-25339/2023, 2-824/2022 (УИД 03RS0007-01-2020-009142-33)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О возмещении вреда, причиненного здоровью.
Обстоятельства: В результате преступных действий истцу был причинен физический вред, было нарушено личное неимущественное право - право на жизнь и здоровье. Истцу причинен тяжкий вред здоровью. В связи с причинением тяжкого вреда здоровью истцом утрачена профессиональная трудоспособность.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.Согласно выводам судебной экспертизы занятия ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс) и массаж, назначаемые лечащими врачами, проводятся в Российской Федерации в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования) бесплатно. В материалах дела отсутствуют лицензия на осуществление М.В. медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у него высшего или среднего медицинского образования, сертификат специалиста. Следовательно, доказательств, подтверждающих оказание М.В. платных услуг по массажу в качестве медицинской деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями закона, не имеется. То есть оказанные данным лицом услуги нельзя признать медицинскими, направленными на лечение К.П. Кроме того, доказательств, подтверждающих невозможность бесплатного получения истцом массажа, не имеется.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О возмещении вреда, причиненного здоровью.
Обстоятельства: В результате преступных действий истцу был причинен физический вред, было нарушено личное неимущественное право - право на жизнь и здоровье. Истцу причинен тяжкий вред здоровью. В связи с причинением тяжкого вреда здоровью истцом утрачена профессиональная трудоспособность.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.Согласно выводам судебной экспертизы занятия ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс) и массаж, назначаемые лечащими врачами, проводятся в Российской Федерации в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования) бесплатно. В материалах дела отсутствуют лицензия на осуществление М.В. медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у него высшего или среднего медицинского образования, сертификат специалиста. Следовательно, доказательств, подтверждающих оказание М.В. платных услуг по массажу в качестве медицинской деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями закона, не имеется. То есть оказанные данным лицом услуги нельзя признать медицинскими, направленными на лечение К.П. Кроме того, доказательств, подтверждающих невозможность бесплатного получения истцом массажа, не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Приказом Минобрнауки от 06.06.2013 N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное";
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Приказом Минобрнауки от 06.06.2013 N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное";
Ситуация: Каковы условия образовательного кредита с господдержкой, как его получить и есть ли право на вычет по НДФЛ в таком случае?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получить образовательный кредит с господдержкой вправе гражданин, достигший возраста 14 лет и поступивший на платной основе (за счет средств физического лица) на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования в образовательную организацию высшего образования (далее - вуз) или профессиональную образовательную организацию (например, в колледж или техникум). У образовательной организации должна быть лицензия (п. 1 ст. 26 ГК РФ; п. 18 ст. 2, п. п. 3, 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ; п. 1, абз. 7 п. 2 Правил; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.08.2004 N 1139-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получить образовательный кредит с господдержкой вправе гражданин, достигший возраста 14 лет и поступивший на платной основе (за счет средств физического лица) на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования в образовательную организацию высшего образования (далее - вуз) или профессиональную образовательную организацию (например, в колледж или техникум). У образовательной организации должна быть лицензия (п. 1 ст. 26 ГК РФ; п. 18 ст. 2, п. п. 3, 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ; п. 1, абз. 7 п. 2 Правил; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.08.2004 N 1139-р).
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"12. Лица, признанные гражданами Российской Федерации, а также лица, которые являются постоянно проживавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами Российской Федерации, обучавшиеся впервые по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной или очно-заочной форме обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц и призванные на военную службу по мобилизации в соответствии с нормативными правовыми актами этих республик, при увольнении с военной службы вправе перейти с платного обучения на бесплатное обучение в организациях, в которых они ранее проходили обучение по соответствующим образовательным программам среднего профессионального или высшего образования. Порядок перехода указанных в настоящей части лиц с платного обучения на бесплатное обучение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"12. Лица, признанные гражданами Российской Федерации, а также лица, которые являются постоянно проживавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами Российской Федерации, обучавшиеся впервые по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной или очно-заочной форме обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц и призванные на военную службу по мобилизации в соответствии с нормативными правовыми актами этих республик, при увольнении с военной службы вправе перейти с платного обучения на бесплатное обучение в организациях, в которых они ранее проходили обучение по соответствующим образовательным программам среднего профессионального или высшего образования. Порядок перехода указанных в настоящей части лиц с платного обучения на бесплатное обучение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6. В случае, если заказчик целевого обучения также оплачивает обучение гражданина по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, договор о целевом обучении может содержать условия договора об оказании платных образовательных услуг, предусмотренные статьей 54 настоящего Федерального закона.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6. В случае, если заказчик целевого обучения также оплачивает обучение гражданина по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, договор о целевом обучении может содержать условия договора об оказании платных образовательных услуг, предусмотренные статьей 54 настоящего Федерального закона.
Ситуация: Как поступить в вуз?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форму и перечень вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) программ бакалавриата и специалитета, а также для лиц, имеющих высшее образование, вуз определяет самостоятельно. При этом могут быть установлены вступительные испытания на базе профессионального образования и дополнительные вступительные испытания. При приеме указанных лиц на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на платные места может проводиться отдельный конкурс (ч. 6, 6.1 ст. 70 Закона N 273-ФЗ; п. п. 14, 34, 35 Порядка N 821).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форму и перечень вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) программ бакалавриата и специалитета, а также для лиц, имеющих высшее образование, вуз определяет самостоятельно. При этом могут быть установлены вступительные испытания на базе профессионального образования и дополнительные вступительные испытания. При приеме указанных лиц на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на платные места может проводиться отдельный конкурс (ч. 6, 6.1 ст. 70 Закона N 273-ФЗ; п. п. 14, 34, 35 Порядка N 821).
Ситуация: Как восстановиться в вузе или образовательной организации СПО после отчисления?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, например по состоянию здоровья, он имеет право восстановиться в своей образовательной организации высшего образования или среднего профессионального образования (далее соответственно - вуз, организация СПО) в течение пяти лет с момента отчисления (при наличии в образовательной организации свободных мест) на той основе обучения (бесплатной или платной), на которой он учился до отчисления, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором был отчислен.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, например по состоянию здоровья, он имеет право восстановиться в своей образовательной организации высшего образования или среднего профессионального образования (далее соответственно - вуз, организация СПО) в течение пяти лет с момента отчисления (при наличии в образовательной организации свободных мест) на той основе обучения (бесплатной или платной), на которой он учился до отчисления, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором был отчислен.
Статья: Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Одна из особенностей высшего образования состоит в непризнании государством необходимости обеспечения его сплошного характера, охвата им всего населения <5>, для чего организован конкурсный порядок его получения. Это правило призвано не допустить "усреднения" высшего образования за счет пополнения состава обучающихся лицами, имеющими недостаточный общий уровень подготовки. Вместе с тем отсутствие конституционно-правовых ограничений и условий получения высшего образования на платной внеконкурсной основе в значительной степени снижает качество подготовки выпускников. Данное обстоятельство ориентирует профессорско-преподавательский состав на подготовку "среднего" студента, обусловливая общее снижение уровня требований к оценке знаний обучающихся. К тому же вследствие ориентации абитуриента на получение высшего образования вне зависимости от уровня его способностей отмечается дефицит на рынке труда рабочих технических специальностей, подготовка по которым осуществляется по образовательным программам среднего профессионального образования <6>.
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Одна из особенностей высшего образования состоит в непризнании государством необходимости обеспечения его сплошного характера, охвата им всего населения <5>, для чего организован конкурсный порядок его получения. Это правило призвано не допустить "усреднения" высшего образования за счет пополнения состава обучающихся лицами, имеющими недостаточный общий уровень подготовки. Вместе с тем отсутствие конституционно-правовых ограничений и условий получения высшего образования на платной внеконкурсной основе в значительной степени снижает качество подготовки выпускников. Данное обстоятельство ориентирует профессорско-преподавательский состав на подготовку "среднего" студента, обусловливая общее снижение уровня требований к оценке знаний обучающихся. К тому же вследствие ориентации абитуриента на получение высшего образования вне зависимости от уровня его способностей отмечается дефицит на рынке труда рабочих технических специальностей, подготовка по которым осуществляется по образовательным программам среднего профессионального образования <6>.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Такие формы утверждаются (ч. 10 ст. 54 Закона об образовании и п. 15 Правил оказания платных образовательных услуг):
(КонсультантПлюс, 2025)Такие формы утверждаются (ч. 10 ст. 54 Закона об образовании и п. 15 Правил оказания платных образовательных услуг):
Статья: Платные образовательные услуги в вузах в 2025/26 учебном году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 6)На платной основе может осуществляться образовательная деятельность по программам высшего и среднего профессионального образования, репетиторская деятельность, платные кружки и дополнительные занятия, спортивные секции и т.д.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 6)На платной основе может осуществляться образовательная деятельность по программам высшего и среднего профессионального образования, репетиторская деятельность, платные кружки и дополнительные занятия, спортивные секции и т.д.
Статья: Правовая природа участия родителей в дополнительных расходах на детей и совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
(Матвеев И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)В судебной практике неоднократно возникали вопросы, могут ли расходы на платное воспитание в элитном детском саду или обучение по программам общего, среднего или высшего образования являться основанием для принудительного взыскания средств в качестве дополнительных расходов. Так, например, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 г. N 88-18105/2020 по делу N 2-520/2019 <7> истице было отказано в истребовании от отца ребенка, исправно платившего алименты, оплаты дополнительных расходов на услуги частного детского сада, поскольку она не смогла доказать невозможность пользоваться муниципальным детским садом, то есть исключительность соответствующих обстоятельств.
(Матвеев И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)В судебной практике неоднократно возникали вопросы, могут ли расходы на платное воспитание в элитном детском саду или обучение по программам общего, среднего или высшего образования являться основанием для принудительного взыскания средств в качестве дополнительных расходов. Так, например, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 г. N 88-18105/2020 по делу N 2-520/2019 <7> истице было отказано в истребовании от отца ребенка, исправно платившего алименты, оплаты дополнительных расходов на услуги частного детского сада, поскольку она не смогла доказать невозможность пользоваться муниципальным детским садом, то есть исключительность соответствующих обстоятельств.