Платежный клиринг
Подборка наиболее важных документов по запросу Платежный клиринг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<38> Принято вместе с Порядком досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России, Порядком взаимодействия в рамках платежной системы Банка России в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование Банком России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы, участниками платежной системы Банка России о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях, Условиями формирования пула ликвидности, перевода денежных средств с использованием пула ликвидности, расформирования пула ликвидности, Процедурами удостоверения права распоряжения денежными средствами, контроля целостности, структурного контроля и контроля значений реквизитов распоряжений на бумажном носителе, Условиями взаимодействия платежной системы Банка России с клиринговой организацией, действующей в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<38> Принято вместе с Порядком досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России, Порядком взаимодействия в рамках платежной системы Банка России в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование Банком России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы, участниками платежной системы Банка России о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях, Условиями формирования пула ликвидности, перевода денежных средств с использованием пула ликвидности, расформирования пула ликвидности, Процедурами удостоверения права распоряжения денежными средствами, контроля целостности, структурного контроля и контроля значений реквизитов распоряжений на бумажном носителе, Условиями взаимодействия платежной системы Банка России с клиринговой организацией, действующей в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)АО "НСПК" осуществляет проверку соблюдения участниками СБП условий договора об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга, заключенного им с участниками СБП.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)АО "НСПК" осуществляет проверку соблюдения участниками СБП условий договора об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга, заключенного им с участниками СБП.
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Помимо изложенного параллельное правовое регулирование в исследуемой сфере обусловлено правовой девиацией штрафных санкций в сфере осуществления расчетов с участием банков. Например, порядок применения штрафов в отношении банков не подчиняется общим принципам установления принудительных изъятий, а в отдельных случаях устанавливается на уровне решений Агентством по страхованию вкладов. За правонарушения в сфере расчетных отношений торгово-сервисные предприятия подвергаются штрафным тарифам в соответствии с офертой Национальной системы платежных карт о заключении Договора оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга <22> и т.д.
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Помимо изложенного параллельное правовое регулирование в исследуемой сфере обусловлено правовой девиацией штрафных санкций в сфере осуществления расчетов с участием банков. Например, порядок применения штрафов в отношении банков не подчиняется общим принципам установления принудительных изъятий, а в отдельных случаях устанавливается на уровне решений Агентством по страхованию вкладов. За правонарушения в сфере расчетных отношений торгово-сервисные предприятия подвергаются штрафным тарифам в соответствии с офертой Национальной системы платежных карт о заключении Договора оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга <22> и т.д.
Статья: Разбор стандарта НСПК по управлению рисками ИБ субъектов ПС "Мир"
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)Пункт 2.2. Субъект должен управлять риском ИБ в отношении платежных услуг, операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных услуг в рамках ПС "Мир".
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)Пункт 2.2. Субъект должен управлять риском ИБ в отношении платежных услуг, операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных услуг в рамках ПС "Мир".
Статья: Развитие финансово-правового механизма функционирования платежных систем в новых экономических условиях
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)2) необходимо предусмотреть правовые средства, направленные на поддержание функционирования платежной системы в случае, если в отношении ее участников вводятся санкции, влекущие за собой приостановление их участия в платежной системе. Должен быть определен порядок завершения расчетов в ситуации, когда обязательства исключенного участника допущены к платежному клирингу. В этом случае исключенный участник не может предоставить денежные средства для завершения расчетов внутри платежной системы, поскольку его участие в платежной системе приостановлено. Следовательно, необходимо предусмотреть резервный способ предоставления денежных средств. В этом случае может быть использован механизм завершения расчетов в деньгах центрального банка <17>, предполагающий кредитование Банком России оператора платежной системы в размере суммы обязательств исключенного участника. Для реализации данного предложения необходимо внести изменения в Закон о Банке России (ст. 46 и 48), допускающие возможность кредитования оператора платежной системы на указанные цели вне зависимости от наличия у него статуса кредитной организации;
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)2) необходимо предусмотреть правовые средства, направленные на поддержание функционирования платежной системы в случае, если в отношении ее участников вводятся санкции, влекущие за собой приостановление их участия в платежной системе. Должен быть определен порядок завершения расчетов в ситуации, когда обязательства исключенного участника допущены к платежному клирингу. В этом случае исключенный участник не может предоставить денежные средства для завершения расчетов внутри платежной системы, поскольку его участие в платежной системе приостановлено. Следовательно, необходимо предусмотреть резервный способ предоставления денежных средств. В этом случае может быть использован механизм завершения расчетов в деньгах центрального банка <17>, предполагающий кредитование Банком России оператора платежной системы в размере суммы обязательств исключенного участника. Для реализации данного предложения необходимо внести изменения в Закон о Банке России (ст. 46 и 48), допускающие возможность кредитования оператора платежной системы на указанные цели вне зависимости от наличия у него статуса кредитной организации;
Статья: К вопросу о совершенствовании финансово-правовой ответственности операторов платежных систем
(Ларионова Е.С.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Другой критерий, определяющий степень общественной опасности нарушения в деятельности ОПС, описывается через его влияние на услуги, оказываемые участникам ПС и их клиентам. Статья 34 (ч. 1 и 2) Закона о НПС не конкретизирует, какие именно услуги важны для квалификации нарушения. Положениями Закона о НПС предусмотрено оказание в рамках ПС услуг платежной инфраструктуры (операционных, расчетных услуг, а также услуг платежного клиринга) участникам ПС, а также услуг по переводу денежных средств их клиентам. Представляется, что нарушение должно оказывать негативное влияние именно на указанные услуги. Вместе с тем анализ правил отдельных ПС указывает, что речь может идти и об иных услугах, непосредственно не предусмотренных Законом об НПС, но предоставляемых участникам ПС и их клиентам в целях обеспечения надлежащей работы ПС (например, услуги обработки информации <6>, услуги по выпуску ключей электронных подписей <7>).
(Ларионова Е.С.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Другой критерий, определяющий степень общественной опасности нарушения в деятельности ОПС, описывается через его влияние на услуги, оказываемые участникам ПС и их клиентам. Статья 34 (ч. 1 и 2) Закона о НПС не конкретизирует, какие именно услуги важны для квалификации нарушения. Положениями Закона о НПС предусмотрено оказание в рамках ПС услуг платежной инфраструктуры (операционных, расчетных услуг, а также услуг платежного клиринга) участникам ПС, а также услуг по переводу денежных средств их клиентам. Представляется, что нарушение должно оказывать негативное влияние именно на указанные услуги. Вместе с тем анализ правил отдельных ПС указывает, что речь может идти и об иных услугах, непосредственно не предусмотренных Законом об НПС, но предоставляемых участникам ПС и их клиентам в целях обеспечения надлежащей работы ПС (например, услуги обработки информации <6>, услуги по выпуску ключей электронных подписей <7>).