Плата за содержание общедомового имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за содержание общедомового имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ремонт системы отопления (тепловых сетей)
(КонсультантПлюс, 2025)...Довод ответчика о том, что стоимость работ по переподключению систем отопления в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, в результате аварий на наружных тепловых сетях, принадлежащих ответчику, не может быть взыскана, поскольку включена в ставку платы за содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, рассмотрен и обоснованно отклонен судами... суды пришли выводу о том, что работы по аварийным (не связанным с началом либо завершением отопительного сезона) отключениям и повторным запускам систем отопления многоквартирных домов в тариф на содержание жилья не заложены и собственниками жилых помещений такие работы не финансируются..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Довод ответчика о том, что стоимость работ по переподключению систем отопления в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, в результате аварий на наружных тепловых сетях, принадлежащих ответчику, не может быть взыскана, поскольку включена в ставку платы за содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, рассмотрен и обоснованно отклонен судами... суды пришли выводу о том, что работы по аварийным (не связанным с началом либо завершением отопительного сезона) отключениям и повторным запускам систем отопления многоквартирных домов в тариф на содержание жилья не заложены и собственниками жилых помещений такие работы не финансируются..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ограниченные вещные права
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку ответчик не представил в дело доказательства внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за спорный период, наличие и размер долга документально не опроверг, суд первой инстанции, проверив выполненный истцом расчет и признав его верным, обоснованно пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в предъявленной к взысканию сумме и правомерно удовлетворил соответствующее требование Общества в полном объеме..."
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку ответчик не представил в дело доказательства внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за спорный период, наличие и размер долга документально не опроверг, суд первой инстанции, проверив выполненный истцом расчет и признав его верным, обоснованно пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в предъявленной к взысканию сумме и правомерно удовлетворил соответствующее требование Общества в полном объеме..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
(ред. от 04.11.2025)Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"29(1). В соответствии с положениями статей 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, предусмотренных пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"29(1). В соответствии с положениями статей 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, предусмотренных пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В предмет муниципального жилищного контроля входит соблюдение: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; 2) требований к формированию фондов капитального ремонта; 3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; 10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (п. 1 - 11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В предмет муниципального жилищного контроля входит соблюдение: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; 2) требований к формированию фондов капитального ремонта; 3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; 10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (п. 1 - 11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
Ситуация: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник помещения в МКД вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение шести месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ; п. п. 7, 8, 10 Правил изменения размера платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник помещения в МКД вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение шести месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ; п. п. 7, 8, 10 Правил изменения размера платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Вопрос: О включении сумм НДС в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД для управляющих организаций, применяющих с 1 января 2025 г. УСН.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4672)Вопрос: ООО является организацией, осуществляющей управление МКД.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4672)Вопрос: ООО является организацией, осуществляющей управление МКД.
Ситуация: Что будет, если выйти из ТСЖ, и как это сделать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плата за коммунальные услуги вносятся собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ, за исключением случаев, когда собственники вносят плату за коммунальные услуги соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если ТСЖ был заключен договор управления многоквартирным домом, плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации (ч. 6, 6.1, 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плата за коммунальные услуги вносятся собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ, за исключением случаев, когда собственники вносят плату за коммунальные услуги соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если ТСЖ был заключен договор управления многоквартирным домом, плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации (ч. 6, 6.1, 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
Статья: Спор о признании незаконными размеров платы за коммунальные услуги и за содержание жилого помещения (на основании практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления (ст. 162 ЖК РФ), при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок (ст. 168, п. 1 ст. 181.3, ст. 181.5 ГК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления (ст. 162 ЖК РФ), при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок (ст. 168, п. 1 ст. 181.3, ст. 181.5 ГК РФ).
Статья: Анализ споров по защите прав жильцов многоквартирных домов
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Так, Верховный Суд вынес Определение N 309-ЭС21-5387 по делу N А50-179/2019 о споре между ТСЖ и собственником примыкающего к многоквартирному дому здания о плате за пользование общим имуществом многоквартирного дома, в котором указал, что общие инженерные сети - не основание взимать плату за содержание общедомового имущества, если здание обособлено от многоквартирного дома.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Так, Верховный Суд вынес Определение N 309-ЭС21-5387 по делу N А50-179/2019 о споре между ТСЖ и собственником примыкающего к многоквартирному дому здания о плате за пользование общим имуществом многоквартирного дома, в котором указал, что общие инженерные сети - не основание взимать плату за содержание общедомового имущества, если здание обособлено от многоквартирного дома.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N 15066/12 по делу N А55-21717/2011, от 19 ноября 2013 г. N 7111/13 по делу N А13-6157/2012 разъяснено, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N 15066/12 по делу N А55-21717/2011, от 19 ноября 2013 г. N 7111/13 по делу N А13-6157/2012 разъяснено, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Вопрос: Об учете организацией в целях налога при УСН сумм уплаченных взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, в котором ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 03-11-11/102660)Вопрос: Об учете организацией в целях налога при УСН сумм уплаченных взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, в котором ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 03-11-11/102660)Вопрос: Об учете организацией в целях налога при УСН сумм уплаченных взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, в котором ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До включения 1 октября 2019 г. <4> в число требований приказного производства требований о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива уже имелось разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 о возможности их рассмотрения в приказном производстве. На основании положений абз. 11 ст. 122 ГПК РФ, п. 1 ст. 229.2 АПК РФ судебный приказ выдавался в случае, если было заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов, в том числе с членов потребительских кооперативов, а также с товариществ собственников недвижимости (пп. 1, 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ), связанных, например, с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплатой коммунальных услуг. При этом наличие договорных отношений между взыскателем и должником может подтверждаться не только письменным договором, составленным в виде одного документа, подписанного сторонами, но и иными документами, подтверждающими наличие обязательства, и при условии, что у суда не имеется сомнений относительно отсутствия спора о праве.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До включения 1 октября 2019 г. <4> в число требований приказного производства требований о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива уже имелось разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 о возможности их рассмотрения в приказном производстве. На основании положений абз. 11 ст. 122 ГПК РФ, п. 1 ст. 229.2 АПК РФ судебный приказ выдавался в случае, если было заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов, в том числе с членов потребительских кооперативов, а также с товариществ собственников недвижимости (пп. 1, 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ), связанных, например, с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплатой коммунальных услуг. При этом наличие договорных отношений между взыскателем и должником может подтверждаться не только письменным договором, составленным в виде одного документа, подписанного сторонами, но и иными документами, подтверждающими наличие обязательства, и при условии, что у суда не имеется сомнений относительно отсутствия спора о праве.
Вопрос: По вопросу увеличения платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021