Плата за публичный сервитут
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за публичный сервитут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Правообладатель недвижимости хочет установить плату за сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законодательством не предоставлено право арендатору земельного участка требовать плату за установление публичного сервитута с органа местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законодательством не предоставлено право арендатору земельного участка требовать плату за установление публичного сервитута с органа местного самоуправления
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФМежду тем положениями главы V.7 ЗК РФ определены правила установления публичного сервитута в отдельных целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, срок такого публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)4. В каком порядке устанавливается плата за публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)4. В каком порядке устанавливается плата за публичный сервитут на земельный участок
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Плата за публичный сервитут в специальном порядке
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Плата за публичный сервитут в специальном порядке
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
Приказ Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321
"Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)<3> Плата должна определяться в результате проведения независимой оценки, отвечающей требованиям Закона "Об оценочной деятельности" и Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 4 июня 2019 г. N 321.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)<3> Плата должна определяться в результате проведения независимой оценки, отвечающей требованиям Закона "Об оценочной деятельности" и Методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 4 июня 2019 г. N 321.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядки установления платы за частный и публичный сервитут отличны друг от друга. Так, правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ; п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядки установления платы за частный и публичный сервитут отличны друг от друга. Так, правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ; п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)<2> Плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)<2> Плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются: стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; иные убытки, предусмотренные ст. 56.8 ЗК РФ (п. 2.1 ст. 56.8 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются: стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; иные убытки, предусмотренные ст. 56.8 ЗК РФ (п. 2.1 ст. 56.8 ЗК РФ).
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)13. О порядке внесения в депозит нотариуса платы
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)13. О порядке внесения в депозит нотариуса платы
Готовое решение: Что такое кадастровая стоимость и для чего она применяется
(КонсультантПлюс, 2025)для расчета платы за публичный сервитут в отношении земельных участков или земель, кадастровая стоимость которых не определена (п. 5 ст. 39.46 ЗК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)для расчета платы за публичный сервитут в отношении земельных участков или земель, кадастровая стоимость которых не определена (п. 5 ст. 39.46 ЗК РФ);
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Между тем изъятие земельных участков осуществляется при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 56.8 ЗК РФ), что соответствует ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, тогда как в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ, п. 4 ст. 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <9>, плата за публичный сервитут не устанавливается вообще.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Между тем изъятие земельных участков осуществляется при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 56.8 ЗК РФ), что соответствует ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, тогда как в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ, п. 4 ст. 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <9>, плата за публичный сервитут не устанавливается вообще.
Статья: Права и обязанности собственников земельной недвижимости: вопросы теории
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
(Чаркин С.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)д) обязанность своевременно производить платежи за землю. Существует три вида платежей за землю: земельный налог (предусмотрен гл. 31 Налогового кодекса РФ <18>, там же установлены сроки платежей); арендная плата (предусмотрена ст. 614 ГК РФ, срок и размер ее уплаты определяются договором аренды); плата за установление сервитута (плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования; в отношении частного сервитута порядок определения платы законом четко не регламентируется);
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Так, исходя из пункта 63 Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 года N 59 <3>, размер убытков, причиненных в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, должен быть уменьшен на размер платы за публичный сервитут, выплаченной правообладателю земельного участка в отношении той части земельного участка, которая одновременно обременяется и публичным сервитутом, и зоной с особыми условиями использования территории, установленной в связи с размещением объекта на условиях публичного сервитута.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Так, исходя из пункта 63 Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 года N 59 <3>, размер убытков, причиненных в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, должен быть уменьшен на размер платы за публичный сервитут, выплаченной правообладателю земельного участка в отношении той части земельного участка, которая одновременно обременяется и публичным сервитутом, и зоной с особыми условиями использования территории, установленной в связи с размещением объекта на условиях публичного сервитута.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В частях 3 и 4 комментируемой статьи определены особенности применения сведений о кадастровой стоимости в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В частях 3 и 4 комментируемой статьи определены особенности применения сведений о кадастровой стоимости в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности.