Плата за негативное воздействие на окружающую среду нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за негативное воздействие на окружающую среду нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: К требованиям о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется общий срок исковой давности
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009
Применимые нормы: п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 196 ГК РФ, п. 2 ст. 8 НК РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗНалоговым кодексом РФ не предусмотрен такой сбор, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому положения данного Кодекса, в том числе в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению. На подобные требования распространяется установленный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности - три года.
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009
Применимые нормы: п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 196 ГК РФ, п. 2 ст. 8 НК РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗНалоговым кодексом РФ не предусмотрен такой сбор, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому положения данного Кодекса, в том числе в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению. На подобные требования распространяется установленный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности - три года.
Важнейшая практика по ст. 254 НК РФПри методе начисления плата за загрязнение окружающей среды учитывается на последнее число отчетного (налогового) периода, за который вносится платеж >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовой природе платы за негативное воздействие на окружающую среду в системе механизма экономико-административного воздействия на природопользователей
(Рыбинская Е.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Анализируя действующее законодательство, мы видим, что, несмотря на то что определение и признаки термина "сборы" определены ст. 8 НК РФ, плате за негативное воздействие на окружающую среду данные признаки не присущи. Вместе с тем не все фискальные сборы обладают указанными в Налоговом кодексе РФ признаками. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П допускается "...установление на федеральном уровне публичных платежей в бюджет... не являющихся налогами, а также не подпадающих под данное Налоговым кодексом РФ определение сборов... но по своей сути представляющие фискальные сборы... как обусловленное необходимостью решения общефедеральных задач..." <14>.
(Рыбинская Е.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Анализируя действующее законодательство, мы видим, что, несмотря на то что определение и признаки термина "сборы" определены ст. 8 НК РФ, плате за негативное воздействие на окружающую среду данные признаки не присущи. Вместе с тем не все фискальные сборы обладают указанными в Налоговом кодексе РФ признаками. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П допускается "...установление на федеральном уровне публичных платежей в бюджет... не являющихся налогами, а также не подпадающих под данное Налоговым кодексом РФ определение сборов... но по своей сути представляющие фискальные сборы... как обусловленное необходимостью решения общефедеральных задач..." <14>.
Готовое решение: Как учесть обязательные платежи в бюджет при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49
<О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия">Статья 56 Налогового кодекса РФ регулирует отношения по установлению и использованию льгот по налогам и сборам. Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Это платежи неналогового характера, поэтому доводы заявителя о несоответствии пункта 4 оспариваемого Постановления законодательству о налогах и сборах являются необоснованными.
<О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия">Статья 56 Налогового кодекса РФ регулирует отношения по установлению и использованию льгот по налогам и сборам. Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Это платежи неналогового характера, поэтому доводы заявителя о несоответствии пункта 4 оспариваемого Постановления законодательству о налогах и сборах являются необоснованными.
Вопрос: Об НДФЛ при выплате гарантированного среднего заработка работникам организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 03-04-05/69456)В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 03-04-05/69456)В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)С учетом того что экологический сбор является обязательным платежом, он учитывается в расходах по правилам подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ на отчетную дату того отчетного (налогового) периода, в котором начислен сбор, то есть на дату отражения соответствующего обязательства перед бюджетом в бухгалтерском учете.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)С учетом того что экологический сбор является обязательным платежом, он учитывается в расходах по правилам подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ на отчетную дату того отчетного (налогового) периода, в котором начислен сбор, то есть на дату отражения соответствующего обязательства перед бюджетом в бухгалтерском учете.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ упрощенцы могут учитывать в составе материальных расходов плату за негативное воздействие на окружающую среду.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ упрощенцы могут учитывать в составе материальных расходов плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сверхнормативные сбросы, а также административный штраф за ее несвоевременное внесение, если организация применяет: 1) УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"; 2) общую систему налогообложения с применением метода начисления?..
(Консультация эксперта, 2025)Организации, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Организации, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Статья: Бесплатный доступ к социально значимым интернет-сайтам в России: новый налог и вызов для конкуренции?
(Хуснутдинов А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)<15> Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 284-О по запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5290.
(Хуснутдинов А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)<15> Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 284-О по запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5290.
Статья: Рейтинговое агентство - банк - регулятор: в каких точках взаимодействия создаются условия для успешного кредитования
(Молодцов А., Лаврентьева А., Чаговец А.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)В крупном проекте обычно много критических точек, которые влияют на окупаемость. Малейшие изменения регуляторной среды могут сдвинуть срок окупаемости проекта, а в итоге сказаться и на платежеспособности организации. Поэтому вокруг компании, которая заключила СЗПК, формируется специфическое правовое поле, связанное с нормами НК РФ, земельным и градостроительным законодательством, актами о плате за негативное воздействие на окружающую среду и др. За экспертизу финансовой модели отвечает ВЭБ.РФ, министерство отвечает за перечень нормативных актов. Это максимально гарантирует инвестору, что его проект будет реализовываться в той бизнес-модели, которую он представил при заключении СЗПК.
(Молодцов А., Лаврентьева А., Чаговец А.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)В крупном проекте обычно много критических точек, которые влияют на окупаемость. Малейшие изменения регуляторной среды могут сдвинуть срок окупаемости проекта, а в итоге сказаться и на платежеспособности организации. Поэтому вокруг компании, которая заключила СЗПК, формируется специфическое правовое поле, связанное с нормами НК РФ, земельным и градостроительным законодательством, актами о плате за негативное воздействие на окружающую среду и др. За экспертизу финансовой модели отвечает ВЭБ.РФ, министерство отвечает за перечень нормативных актов. Это максимально гарантирует инвестору, что его проект будет реализовываться в той бизнес-модели, которую он представил при заключении СЗПК.
Статья: Правовая природа платы за превышение квоты выбросов парниковых газов
(Недорезков В.В.)
("Современное право", 2024, N 5)<8> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного Суда Республики Татарстан" // Российская газета. 2009. 27 мая; Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 25 дек.; Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2541-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб акционерного общества "МОСГАЗ" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Недорезков В.В.)
("Современное право", 2024, N 5)<8> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного Суда Республики Татарстан" // Российская газета. 2009. 27 мая; Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 25 дек.; Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 2541-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб акционерного общества "МОСГАЗ" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Об обстоятельствах, причинах и некоторых последствиях принятия в 2002 году Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(Нефедьев Н.Б.)
("Экологическое право", 2024, N 2)<11> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 52 (часть 2). Ст. 5290.
(Нефедьев Н.Б.)
("Экологическое право", 2024, N 2)<11> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 52 (часть 2). Ст. 5290.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вопрос: Об НДФЛ при выплате среднего заработка лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 03-04-06/59091)В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 03-04-06/59091)В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).