Персональный водитель
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональный водитель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, управляющих транспортными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в соответствующий акт. После указания в таком акте персональных данных водителя проводится первое исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя с использованием поверенного алкотестера, обеспечивающего запись результатов на бумажном носителе. Затем врач-специалист (фельдшер) проводит осмотр водителя, включающий сбор жалоб, анамнеза и физикальное обследование в целях выявления клинических признаков опьянения (п. п. 12, 14 - 16 Порядка N 262н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в соответствующий акт. После указания в таком акте персональных данных водителя проводится первое исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя с использованием поверенного алкотестера, обеспечивающего запись результатов на бумажном носителе. Затем врач-специалист (фельдшер) проводит осмотр водителя, включающий сбор жалоб, анамнеза и физикальное обследование в целях выявления клинических признаков опьянения (п. п. 12, 14 - 16 Порядка N 262н).
Ситуация: Как получить медицинскую справку водителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом не требуется проходить медицинское освидетельствование и представлять медицинское заключение при замене водительских удостоверений в связи с изменением персональных данных водителя (сменой фамилии и т.п.), утратой (хищением) прав, приведением их в негодность, при замене водительского удостоверения до истечения срока его действия по желанию водителя. Медицинское заключение не представляется также при выдаче российского национального водительского удостоверения на основании иностранного национального водительского удостоверения сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам аккредитованных международных организаций и их представительств и членам семей данных лиц. В указанных случаях водитель может представить медицинское заключение по собственной инициативе (пп. "б", "в", "г", "е" п. 29, пп. "в" п. 30, абз. 2 п. 32, пп. "в" п. 39 Правил; пп. 28.5.2, 28.5.3 п. 28 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом не требуется проходить медицинское освидетельствование и представлять медицинское заключение при замене водительских удостоверений в связи с изменением персональных данных водителя (сменой фамилии и т.п.), утратой (хищением) прав, приведением их в негодность, при замене водительского удостоверения до истечения срока его действия по желанию водителя. Медицинское заключение не представляется также при выдаче российского национального водительского удостоверения на основании иностранного национального водительского удостоверения сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам аккредитованных международных организаций и их представительств и членам семей данных лиц. В указанных случаях водитель может представить медицинское заключение по собственной инициативе (пп. "б", "в", "г", "е" п. 29, пп. "в" п. 30, абз. 2 п. 32, пп. "в" п. 39 Правил; пп. 28.5.2, 28.5.3 п. 28 Административного регламента).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"3. Передача за пределы территории Российской Федерации сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, содержащих персональные данные водителей легковых такси, фрахтователей и пассажиров, не допускается.
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"3. Передача за пределы территории Российской Федерации сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, содержащих персональные данные водителей легковых такси, фрахтователей и пассажиров, не допускается.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, - персональные данные каждого из таких водителей.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, - персональные данные каждого из таких водителей.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
Статья: Ответственность должностных лиц налоговых органов в конституционно-правовой парадигме обеспечения законных интересов налогоплательщиков
(Ядрихинский С.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Должностное лицо налогового органа при принятии решения должно учитывать риск несения персонального наказания подобно водителю, превышающему скорость передвижения. Нарушение должно стать дороже (невыгоднее), чем ненарушение. При таком подходе нарушение прав и законных интересов налогоплательщика произойдет только в случае, если будет выполнено условие: ожидаемые выгоды (карьерный рост, красивый отчет, денежная премия и т.д.) будут превышать вероятность разоблачения и наказания нарушителя (увольнение, депремирование и т.п.).
(Ядрихинский С.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Должностное лицо налогового органа при принятии решения должно учитывать риск несения персонального наказания подобно водителю, превышающему скорость передвижения. Нарушение должно стать дороже (невыгоднее), чем ненарушение. При таком подходе нарушение прав и законных интересов налогоплательщика произойдет только в случае, если будет выполнено условие: ожидаемые выгоды (карьерный рост, красивый отчет, денежная премия и т.д.) будут превышать вероятность разоблачения и наказания нарушителя (увольнение, депремирование и т.п.).
Статья: При приеме на работу водителя нужно проверять действительность его водительских прав
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 14)Законом N 297-ФЗ предусмотрен государственный учет самоходных машин и других видов техники в федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. С 1 сентября 2022 г. в эту систему вносятся сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами. Информация, содержащаяся в федеральной системе, представляется пользователям информации без взимания платы. Таким образом, с 1 сентября 2022 г. неограниченный круг субъектов, включая юридических лиц, обрел возможность (без взимания с них платы) с помощью Интернета получать из указанной федеральной государственной информационной системы достоверную информацию о действительности удостоверений тракториста-машиниста (тракториста). Для этого им достаточно обладать не относящимися к персональным данным работника (водителя) сведениями о серии и номере такого удостоверения, а также о дате его выдачи.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 14)Законом N 297-ФЗ предусмотрен государственный учет самоходных машин и других видов техники в федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. С 1 сентября 2022 г. в эту систему вносятся сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами. Информация, содержащаяся в федеральной системе, представляется пользователям информации без взимания платы. Таким образом, с 1 сентября 2022 г. неограниченный круг субъектов, включая юридических лиц, обрел возможность (без взимания с них платы) с помощью Интернета получать из указанной федеральной государственной информационной системы достоверную информацию о действительности удостоверений тракториста-машиниста (тракториста). Для этого им достаточно обладать не относящимися к персональным данным работника (водителя) сведениями о серии и номере такого удостоверения, а также о дате его выдачи.
Статья: Условие take or pay и свобода договора
(Тай Ю., Павлов А., Сарбаш С., Белов В., Байбак В., Евстигнеев Э.)
("Закон", 2021, N 9)Также следует поддержать позицию КЭС и даже чуть подробнее описать правовую проблему, которая состоит не столько в самой возможности одностороннего отказа от договора (для договора услуг он возможен), сколько в последствиях такого отказа. Полный запрет на отказ от договора об оказании услуг, да и от ряда других договоров, не имеет опоры на право, экономически (житейски) абсурден и не должен иметь места (что, впрочем, не исключает, а, наоборот, предполагает возможность и даже необходимость достижения договоренности сторон о том, как будет скомпенсирован отказ второй стороне обязательства). Ведь, заключая договор с условиями take or pay, одна из сторон несет понятные затраты и неудобства от того, что гарантирует второй стороне надлежащее исполнение обязательств путем резервирования, бронирования, вынужденного простоя и т.д. Так, отель, который держит номер для гостя, очевидно несет затраты хотя бы потому, что не отдает номер третьим лицам, вне зависимости от того, приехал ли гость, использует он номер активно или просто хранит там свои вещи. То же касается, например, работы персонального водителя или таксиста. Каждый выбирает для себя модель договорного взаимодействия, но, единожды избрав ее, уже не вправе оппортунистически изменять это решение в угоду только своим интересам. В связи с этим представляется правильным и вывод КЭС о том, что компенсация отказавшейся стороны должна устанавливаться не в режиме возмещения фактически понесенных в целях исполнения договора расходов, но в заранее оговоренном в соглашении размере, поскольку фактически понесенные расходы не учитывают трудно доказуемые (или вообще неизмеримые) неполученные доходы исполнителя, ожидавшего от контрагента ординарного (ожидаемого) исполнения обязательства.
(Тай Ю., Павлов А., Сарбаш С., Белов В., Байбак В., Евстигнеев Э.)
("Закон", 2021, N 9)Также следует поддержать позицию КЭС и даже чуть подробнее описать правовую проблему, которая состоит не столько в самой возможности одностороннего отказа от договора (для договора услуг он возможен), сколько в последствиях такого отказа. Полный запрет на отказ от договора об оказании услуг, да и от ряда других договоров, не имеет опоры на право, экономически (житейски) абсурден и не должен иметь места (что, впрочем, не исключает, а, наоборот, предполагает возможность и даже необходимость достижения договоренности сторон о том, как будет скомпенсирован отказ второй стороне обязательства). Ведь, заключая договор с условиями take or pay, одна из сторон несет понятные затраты и неудобства от того, что гарантирует второй стороне надлежащее исполнение обязательств путем резервирования, бронирования, вынужденного простоя и т.д. Так, отель, который держит номер для гостя, очевидно несет затраты хотя бы потому, что не отдает номер третьим лицам, вне зависимости от того, приехал ли гость, использует он номер активно или просто хранит там свои вещи. То же касается, например, работы персонального водителя или таксиста. Каждый выбирает для себя модель договорного взаимодействия, но, единожды избрав ее, уже не вправе оппортунистически изменять это решение в угоду только своим интересам. В связи с этим представляется правильным и вывод КЭС о том, что компенсация отказавшейся стороны должна устанавливаться не в режиме возмещения фактически понесенных в целях исполнения договора расходов, но в заранее оговоренном в соглашении размере, поскольку фактически понесенные расходы не учитывают трудно доказуемые (или вообще неизмеримые) неполученные доходы исполнителя, ожидавшего от контрагента ординарного (ожидаемого) исполнения обязательства.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Но каждый независимо от других вправе утверждать свое штатное расписание и назначать на должности тех конкретных сотрудников, кого посчитает нужным. В результате - два и более главных бухгалтера, два и более заместителя по каждому направлению, два и более руководителя подразделений. Абсурд! Такой подход применим только к тем сотрудникам, которые обеспечивают функции личного обслуживания каждого из таких единоличных исполнительных органов (секретарь, персональный водитель), но не реализуют общекорпоративные функции.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Но каждый независимо от других вправе утверждать свое штатное расписание и назначать на должности тех конкретных сотрудников, кого посчитает нужным. В результате - два и более главных бухгалтера, два и более заместителя по каждому направлению, два и более руководителя подразделений. Абсурд! Такой подход применим только к тем сотрудникам, которые обеспечивают функции личного обслуживания каждого из таких единоличных исполнительных органов (секретарь, персональный водитель), но не реализуют общекорпоративные функции.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)На практике можно встретить случаи признания "дружественными" (взаимозависимыми) лицами бывших сослуживцев, персонального водителя и директора и т.д.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)На практике можно встретить случаи признания "дружественными" (взаимозависимыми) лицами бывших сослуживцев, персонального водителя и директора и т.д.