Персональные данные по требованию налоговой
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные по требованию налоговой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...выявлен факт обработки заявителем персональных данных... государственных гражданских служащих после достижения цели обработки (увольнение, исполнение требований законов о бухгалтерском учете, о налоговом учете), уволенных свыше 5 лет...
(КонсультантПлюс, 2025)...выявлен факт обработки заявителем персональных данных... государственных гражданских служащих после достижения цели обработки (увольнение, исполнение требований законов о бухгалтерском учете, о налоговом учете), уволенных свыше 5 лет...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязана ли организация представить по требованию налогового органа персональные данные руководителя контрагента - номер личного сотового телефона?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Обязана ли организация представить по требованию налогового органа персональные данные руководителя контрагента - номер личного сотового телефона?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Обязана ли организация представить по требованию налогового органа персональные данные руководителя контрагента - номер личного сотового телефона?
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 08.09.2021 N ЕД-7-20/801@
"Об утверждении порядка обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2021 N 65666)3. Информационное взаимодействие в рамках исполнения Протокола информационного обмена осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите информации, персональных данных и требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2021, N 17, ст. 2886).
"Об утверждении порядка обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2021 N 65666)3. Информационное взаимодействие в рамках исполнения Протокола информационного обмена осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите информации, персональных данных и требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2021, N 17, ст. 2886).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Результаты проверки, включающие информацию, содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Результаты проверки, включающие информацию, содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Закрепление в законе указанных требований, несоблюдение которых влечет уголовную ответственность, обусловлено тем, что при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел интересы правосудия, цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ), предполагают сохранение в тайне полученной в ходе уголовного судопроизводства конфиденциальной информации. В материалах уголовного дела могут содержаться сведения, прямо или косвенно относящиеся к охраняемой законом тайне (персональные данные, налоговая, банковская, коммерческая, медицинская тайна, тайна усыновления и др.), а потому их несанкционированное распространение (разглашение) следует рассматривать как посягающее на права личности и тем самым представляющее общественную опасность. Необоснованное предание огласке данных предварительного расследования может не только привести к нарушению прав и законных интересов граждан (в том числе участников уголовного процесса, информация о частной жизни которых, личной и семейной тайне в той или иной степени неизбежно отражается в материалах предварительного расследования), но и серьезно осложнить само производство по уголовному делу, в том числе повлечь утрату собранных по делу доказательств, создать условия для уничтожения доказательств подозреваемым или обвиняемым, позволить им скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать производству по уголовному делу <249>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Закрепление в законе указанных требований, несоблюдение которых влечет уголовную ответственность, обусловлено тем, что при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел интересы правосудия, цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ), предполагают сохранение в тайне полученной в ходе уголовного судопроизводства конфиденциальной информации. В материалах уголовного дела могут содержаться сведения, прямо или косвенно относящиеся к охраняемой законом тайне (персональные данные, налоговая, банковская, коммерческая, медицинская тайна, тайна усыновления и др.), а потому их несанкционированное распространение (разглашение) следует рассматривать как посягающее на права личности и тем самым представляющее общественную опасность. Необоснованное предание огласке данных предварительного расследования может не только привести к нарушению прав и законных интересов граждан (в том числе участников уголовного процесса, информация о частной жизни которых, личной и семейной тайне в той или иной степени неизбежно отражается в материалах предварительного расследования), но и серьезно осложнить само производство по уголовному делу, в том числе повлечь утрату собранных по делу доказательств, создать условия для уничтожения доказательств подозреваемым или обвиняемым, позволить им скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать производству по уголовному делу <249>.
Статья: К вопросу о защите персональных данных участников гражданского судопроизводства
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Разъяснение о персональных данных участников судебного разбирательства давала и Федеральная налоговая служба. В своем Письме от 8 сентября 2022 г. N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" <21> ведомство указывает, что персональные данные раскрыты в силу требования закона, что исключает положение о необходимости согласия обладателя персональных данных на их обработку.
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)Разъяснение о персональных данных участников судебного разбирательства давала и Федеральная налоговая служба. В своем Письме от 8 сентября 2022 г. N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" <21> ведомство указывает, что персональные данные раскрыты в силу требования закона, что исключает положение о необходимости согласия обладателя персональных данных на их обработку.
Статья: Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)- персональные данные передаются в государственный орган в соответствии с требованиями законодательства, например в налоговые органы (письмо ФНС России от 08.06.2022 N ПА-3-24/5978@);
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)- персональные данные передаются в государственный орган в соответствии с требованиями законодательства, например в налоговые органы (письмо ФНС России от 08.06.2022 N ПА-3-24/5978@);
Информация: Госдумой установлены льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество участников СВО и членов их семей
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Если налогоплательщик не направил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы, она проактивно (беззаявительно) предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Для этого предусматривается информационный обмен ФНС России с органами и иными лицами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), с учетом требований законодательства РФ о персональных данных, о государственной, налоговой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Если налогоплательщик не направил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы, она проактивно (беззаявительно) предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Для этого предусматривается информационный обмен ФНС России с органами и иными лицами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), с учетом требований законодательства РФ о персональных данных, о государственной, налоговой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Статья: Персональные данные: проблемы теории в судебных иллюстрациях
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)В итоге заявитель обратился с просьбой о передаче дела на новое рассмотрение в Большую палату, которая вынесла свое Постановление 9 марта 2023 г., установив нарушение ст. 8 Конвенции пятнадцатью голосами против двух. При этом судьи признали правомерность ожидания, что требование о публикации будет иметь сдерживающий эффект в отношении несоблюдения налогового законодательства. Большая палата согласилась и с тем, что данная мера способствовала прозрачности и надежности деловых отношений и тем самым защите прав и свобод других лиц (п. 113). Публикация данных укладывается в схему, установленную законодателем, использующим систематическую публикацию персональных данных крупных налоговых должников на сайте налогового органа в качестве инструмента борьбы с несоблюдением налогового законодательства (п. 117).
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)В итоге заявитель обратился с просьбой о передаче дела на новое рассмотрение в Большую палату, которая вынесла свое Постановление 9 марта 2023 г., установив нарушение ст. 8 Конвенции пятнадцатью голосами против двух. При этом судьи признали правомерность ожидания, что требование о публикации будет иметь сдерживающий эффект в отношении несоблюдения налогового законодательства. Большая палата согласилась и с тем, что данная мера способствовала прозрачности и надежности деловых отношений и тем самым защите прав и свобод других лиц (п. 113). Публикация данных укладывается в схему, установленную законодателем, использующим систематическую публикацию персональных данных крупных налоговых должников на сайте налогового органа в качестве инструмента борьбы с несоблюдением налогового законодательства (п. 117).
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Исключениями из требований данного принципа являются ситуации, когда законодательство или договор с участием субъекта персональных данных прямо предусматривает более длительный срок их хранения. Так, например, в случае увольнения работника формально отпадает основание для дальнейшей обработки его персональных данных, однако работодатель должен продолжать обрабатывать определенные данные о работнике в силу требований публичного права. Так, налоговым законодательством установлена обязанность налоговых агентов (работодателей) в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Бухгалтерские документы подлежат хранению в течение не менее чем пяти лет (ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>). Впоследствии личные дела работников подлежат архивному хранению, на которое законодательство о персональных данных уже не распространяется (см. комментарий к ст. 1 Закона). Обработка оператором персональных данных уволенных работников свыше 5 лет является нарушением законодательства о персональных данных (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 января 2018 г. по делу N А40-81171/17-149-793). Помимо прочего, такого рода нарушение может выявляться в ходе проверки Роскомнадзора при визуальном осмотре СУБД, используемой кадровой службой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 июня 2018 г. по делу N 33а-3957/2018).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Исключениями из требований данного принципа являются ситуации, когда законодательство или договор с участием субъекта персональных данных прямо предусматривает более длительный срок их хранения. Так, например, в случае увольнения работника формально отпадает основание для дальнейшей обработки его персональных данных, однако работодатель должен продолжать обрабатывать определенные данные о работнике в силу требований публичного права. Так, налоговым законодательством установлена обязанность налоговых агентов (работодателей) в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Бухгалтерские документы подлежат хранению в течение не менее чем пяти лет (ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>). Впоследствии личные дела работников подлежат архивному хранению, на которое законодательство о персональных данных уже не распространяется (см. комментарий к ст. 1 Закона). Обработка оператором персональных данных уволенных работников свыше 5 лет является нарушением законодательства о персональных данных (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 января 2018 г. по делу N А40-81171/17-149-793). Помимо прочего, такого рода нарушение может выявляться в ходе проверки Роскомнадзора при визуальном осмотре СУБД, используемой кадровой службой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 июня 2018 г. по делу N 33а-3957/2018).
Вопрос: Физлицо закрыло счет и обратилось в банк с заявлением об отзыве своих персональных данных. Банк исключил данные физлица из базы маркетинговых коммуникаций банка, но, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, отказал физлицу в отзыве персональных данных. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, отказ банка правомерен, так как он осуществляет хранение персональных данных в связи с выполнением им требований законодательства. Согласия субъекта персональных данных для этого не нужно.
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, отказ банка правомерен, так как он осуществляет хранение персональных данных в связи с выполнением им требований законодательства. Согласия субъекта персональных данных для этого не нужно.
Статья: Развитие механизма федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в целях обеспечения национальных интересов
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В связи с введением режима высылки была объявлена "миграционная амнистия": иностранным гражданам, которые подлежат включению в реестр контролируемых лиц, предоставлена возможность самостоятельно выехать из Российской Федерации либо с 1 января по 30 апреля 2025 г. урегулировать свое правовое положение <31> (впоследствии указанный срок был продлен до 10 сентября 2025 г.). При этом такие лица не освобождаются от обязательств экономического характера перед принимающим государством (в части оплаты пошлин, налогов, сборов, штрафов и иных обязательных платежей), а также от выполнения требований миграционного законодательства по предоставлению биометрических персональных данных, прохождению медицинского освидетельствования и др.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В связи с введением режима высылки была объявлена "миграционная амнистия": иностранным гражданам, которые подлежат включению в реестр контролируемых лиц, предоставлена возможность самостоятельно выехать из Российской Федерации либо с 1 января по 30 апреля 2025 г. урегулировать свое правовое положение <31> (впоследствии указанный срок был продлен до 10 сентября 2025 г.). При этом такие лица не освобождаются от обязательств экономического характера перед принимающим государством (в части оплаты пошлин, налогов, сборов, штрафов и иных обязательных платежей), а также от выполнения требований миграционного законодательства по предоставлению биометрических персональных данных, прохождению медицинского освидетельствования и др.
Статья: Юридический комплаенс в туризме: вопросы теории и практики
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В бизнесе комплаенс может включать в себя соблюдение налогового законодательства, правил по защите персональных данных, норм трудового законодательства, правил по предотвращению коррупции и мошенничества, а также других требований, которые могут применяться к данной компании или отрасли <5>. Юридический комплаенс в туризме имеет цель обеспечить соблюдение законодательных и нормативных требований, связанных с оказанием туристических услуг, защитой прав потребителей и обеспечением безопасности туристов. В туризме комплаенс может включать следующие области:
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В бизнесе комплаенс может включать в себя соблюдение налогового законодательства, правил по защите персональных данных, норм трудового законодательства, правил по предотвращению коррупции и мошенничества, а также других требований, которые могут применяться к данной компании или отрасли <5>. Юридический комплаенс в туризме имеет цель обеспечить соблюдение законодательных и нормативных требований, связанных с оказанием туристических услуг, защитой прав потребителей и обеспечением безопасности туристов. В туризме комплаенс может включать следующие области: