Персональные данные коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 426, 539, 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 6, 7, 24 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что нормами федерального законодательства установлено право гарантирующего поставщика обрабатывать персональные данные потребителя без его согласия в случае исполнения договора поставки коммунальной услуги, стороной которой либо выгодоприобретателем является потребитель, пришел к выводу о том, что действия ответчика по получению и обработке персональных данных истца являются правомерными, такая обработка производилась именно ввиду наличия между сторонами договорных отношений, не установив при этом факта распространения таких сведений, поскольку обращение АО "Белгородэнергосбыт" к мировому судье с исковым заявлением о взыскании с истца задолженности за потребленные коммунальные услуги распространением персональных данных истца не является, и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона "О персональных данных""Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 426, 539, 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 6, 7, 24 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что нормами федерального законодательства установлено право гарантирующего поставщика обрабатывать персональные данные потребителя без его согласия в случае исполнения договора поставки коммунальной услуги, стороной которой либо выгодоприобретателем является потребитель, пришел к выводу о том, что действия ответчика по получению и обработке персональных данных истца являются правомерными, такая обработка производилась именно ввиду наличия между сторонами договорных отношений, не установив при этом факта распространения таких сведений, поскольку обращение АО "Белгородэнергосбыт" к мировому судье с исковым заявлением о взыскании с истца задолженности за потребленные коммунальные услуги распространением персональных данных истца не является, и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия нотариусов в сфере защиты персональных данных граждан, связанных с правами на недвижимость
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Для решения вопросов, связанных с доступом к персональным данным правообладателей жилых помещений лиц, предоставляющих коммунальные услуги или осуществляющих управление многоквартирным домом, было предложено добавить этих лиц в перечень исключений из правила о закрытом характере сведений относительно персональных данных правообладателя объекта недвижимости, предусмотренный статьей 36.3 Закона о государственной регистрации недвижимости <15>. Однако, поскольку в указанном законопроекте многие вещи оказались непродуманными, он был отклонен Государственной Думой <16>. Так, в одном из заключений на данный законопроект отмечалось: "В настоящее время рассматривается законодательная инициатива в рамках поправок к проекту федерального закона N 78299-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", согласно которым оператор обеспечит ведение в ГИС ЖКХ в электронном виде реестра собственников помещений в многоквартирном доме" <17>.
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Для решения вопросов, связанных с доступом к персональным данным правообладателей жилых помещений лиц, предоставляющих коммунальные услуги или осуществляющих управление многоквартирным домом, было предложено добавить этих лиц в перечень исключений из правила о закрытом характере сведений относительно персональных данных правообладателя объекта недвижимости, предусмотренный статьей 36.3 Закона о государственной регистрации недвижимости <15>. Однако, поскольку в указанном законопроекте многие вещи оказались непродуманными, он был отклонен Государственной Думой <16>. Так, в одном из заключений на данный законопроект отмечалось: "В настоящее время рассматривается законодательная инициатива в рамках поправок к проекту федерального закона N 78299-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", согласно которым оператор обеспечит ведение в ГИС ЖКХ в электронном виде реестра собственников помещений в многоквартирном доме" <17>.
Статья: Персональные данные: проблемы теории в судебных иллюстрациях
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Шалбин оспаривал конституционность ст. 7 ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Д.А. Шалбин - директор организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, - постановлением мирового судьи, оставленным без изменений постановлением вышестоящего суда, был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6>, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Суды указали, что это нарушение выразилось в передаче персональных данных жильцов, имеющих долги по оплате коммунальных услуг, без их согласия организации, оказывающей ему юридические услуги, в том числе по взысканию задолженности в судебном порядке; совершение данного правонарушения подтверждено договором на оказание юридических услуг, копиями исковых заявлений и доверенности.
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Шалбин оспаривал конституционность ст. 7 ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Д.А. Шалбин - директор организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, - постановлением мирового судьи, оставленным без изменений постановлением вышестоящего суда, был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6>, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Суды указали, что это нарушение выразилось в передаче персональных данных жильцов, имеющих долги по оплате коммунальных услуг, без их согласия организации, оказывающей ему юридические услуги, в том числе по взысканию задолженности в судебном порядке; совершение данного правонарушения подтверждено договором на оказание юридических услуг, копиями исковых заявлений и доверенности.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
(ред. от 04.11.2025)16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Статья: Анализ современных тенденций совершенствования гражданского судопроизводства применительно к рассмотрению дел, связанных с суррогатным материнством
(Мокшин С.И.)
("Российский судья", 2025, N 11)Автор настоящего исследования находит данный путь неприемлемым в силу недостаточной обоснованности. Основной вектор критики связан с неоправданной нагрузкой на судебную систему. Затруднительно, но возможно согласиться с действующими правилами в приказном производстве ввиду реализации упрощенного порядка производства по делу распространенного отсутствия между сторонами оформленного договорного правоотношения, фиксирующего необходимые персональные данные (применимо к взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, членских взносов и т.п.). Однако насколько оправданно увеличить и без того повышенную нагрузку на судебную систему по спорам, вытекающим из правоотношений, которые основаны на документально заключенном договоре? Совершенно неясно, по какой причине стороны изначально не зафиксировали все необходимые сведения друг о друге? В этой связи полагаем соответствующие идеи нежизнеспособными и не подлежащими распространению в ГПК РФ.
(Мокшин С.И.)
("Российский судья", 2025, N 11)Автор настоящего исследования находит данный путь неприемлемым в силу недостаточной обоснованности. Основной вектор критики связан с неоправданной нагрузкой на судебную систему. Затруднительно, но возможно согласиться с действующими правилами в приказном производстве ввиду реализации упрощенного порядка производства по делу распространенного отсутствия между сторонами оформленного договорного правоотношения, фиксирующего необходимые персональные данные (применимо к взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, членских взносов и т.п.). Однако насколько оправданно увеличить и без того повышенную нагрузку на судебную систему по спорам, вытекающим из правоотношений, которые основаны на документально заключенном договоре? Совершенно неясно, по какой причине стороны изначально не зафиксировали все необходимые сведения друг о друге? В этой связи полагаем соответствующие идеи нежизнеспособными и не подлежащими распространению в ГПК РФ.