Перевод из исправительной колонии строгого режима в тюрьму
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод из исправительной колонии строгого режима в тюрьму (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Изменение вида исправительного учреждения" УИК РФ"Переводя осужденного Д. из исправительной колонии строгого режима в тюрьму сроком на три года, суд, с учетом всех установленных в судебном заседании обстоятельств, не мотивировал максимально возможный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 78 УИК РФ. В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным перевести Д. в тюрьму лишь на 6 месяцев с учетом наличия у него инвалидности и данных о его состоянии здоровья, имеющихся в материалах дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-исполнительная характеристика осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах
(Кряжева С.Г., Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)По результатам исследования, проведенного ФКУ НИИ ФСИН России в тюрьмах, усредненный портрет осужденного выглядит следующим образом. Это русский православный мужчина 30 - 39 лет, состоящий в браке, проживавший до осуждения в городе. На момент осуждения был трудящимся с полным средним образованием <1>. Отбывает наказание на строгом режиме. В тюрьму он был переведен из исправительной колонии за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Это в равной степени может быть первая или вторая судимость за преступления против жизни и здоровья (в частности, ст. 105, 107, 108, 109, п. 4 ст. 111 УК РФ) со сроком наказания, назначенного судом, более 15 лет без дополнительных наказаний и отбытым сроком в тюрьме до 1 года включительно <2>. Далее детально рассмотрим уголовно-исполнительные характеристики.
(Кряжева С.Г., Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)По результатам исследования, проведенного ФКУ НИИ ФСИН России в тюрьмах, усредненный портрет осужденного выглядит следующим образом. Это русский православный мужчина 30 - 39 лет, состоящий в браке, проживавший до осуждения в городе. На момент осуждения был трудящимся с полным средним образованием <1>. Отбывает наказание на строгом режиме. В тюрьму он был переведен из исправительной колонии за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Это в равной степени может быть первая или вторая судимость за преступления против жизни и здоровья (в частности, ст. 105, 107, 108, 109, п. 4 ст. 111 УК РФ) со сроком наказания, назначенного судом, более 15 лет без дополнительных наказаний и отбытым сроком в тюрьме до 1 года включительно <2>. Далее детально рассмотрим уголовно-исполнительные характеристики.
Статья: Нормативно-правовое регулирование изменения вида исправительного учреждения: проблемы и недочеты
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Уголовно-процессуальное право, бесспорно, является производным от уголовного права, в силу того что первое является материальным, а уголовно-исполнительное право, в свою очередь, является производным от уголовного и уголовно-процессуального, поскольку большая их часть продублирована в его нормах. При этом не следует забывать, что нормы уголовного и уголовно-процессуального права имеют более высокую юридическую силу. По нашему мнению, если рассматривать собственные нормы уголовно-исполнительного права, т.е. нормы в "чистом виде", то становится совершенно очевидным тот факт, что они являются административно-управленческими, так как в своем большинстве регулируют сам порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: насколько правомерно применение судами норм уголовно-исполнительного права, регулирующих порядок перевода осужденных из тюрьмы в исправительную колонию, из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима, из исправительных колоний - в колонию-поселение, из колонии-поселения - в исправительную колонию, из исправительных колоний общего и строгого режима - в тюрьму на срок не свыше трех лет и т.д. (ст. 78 УИК РФ), и почему эти нормы, кардинально изменяющие правовой статус осужденного, отсутствуют в уголовном законодательстве?
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Уголовно-процессуальное право, бесспорно, является производным от уголовного права, в силу того что первое является материальным, а уголовно-исполнительное право, в свою очередь, является производным от уголовного и уголовно-процессуального, поскольку большая их часть продублирована в его нормах. При этом не следует забывать, что нормы уголовного и уголовно-процессуального права имеют более высокую юридическую силу. По нашему мнению, если рассматривать собственные нормы уголовно-исполнительного права, т.е. нормы в "чистом виде", то становится совершенно очевидным тот факт, что они являются административно-управленческими, так как в своем большинстве регулируют сам порядок и условия исполнения и отбывания наказаний. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: насколько правомерно применение судами норм уголовно-исполнительного права, регулирующих порядок перевода осужденных из тюрьмы в исправительную колонию, из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима, из исправительных колоний - в колонию-поселение, из колонии-поселения - в исправительную колонию, из исправительных колоний общего и строгого режима - в тюрьму на срок не свыше трех лет и т.д. (ст. 78 УИК РФ), и почему эти нормы, кардинально изменяющие правовой статус осужденного, отсутствуют в уголовном законодательстве?
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 9
(ред. от 26.11.2024)
"О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений"32. Закон не предусматривает возвращения в исправительную колонию особого режима осужденных, переведенных в колонию строгого режима в случае злостного нарушения ими порядка отбывания наказания в этой колонии. К таким лицам администрацией исправительного учреждения могут применяться меры взыскания, предусмотренные статьей 115 УИК РФ, а также перевод судом из исправительной колонии строгого режима в тюрьму в соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 78 УИК РФ.
(ред. от 26.11.2024)
"О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений"32. Закон не предусматривает возвращения в исправительную колонию особого режима осужденных, переведенных в колонию строгого режима в случае злостного нарушения ими порядка отбывания наказания в этой колонии. К таким лицам администрацией исправительного учреждения могут применяться меры взыскания, предусмотренные статьей 115 УИК РФ, а также перевод судом из исправительной колонии строгого режима в тюрьму в соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 78 УИК РФ.
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2021 N 27-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта "в" части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева"Правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения регламентирует Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривая, в зависимости от категории осужденных и совершенных ими преступлений, отбывание этого наказания в колониях-поселениях, воспитательных колониях, в исправительных колониях общего, строгого или особого режима, а также части срока наказания - в тюрьме (статья 58). Однако данный Кодекс, определяющий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия (статья 3), не регулирует уголовно-исполнительные отношения и не содержит положений, закрепляющих основания и порядок направления осужденного к лишению свободы в лечебное исправительное учреждение.
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта "в" части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева"Правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения регламентирует Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривая, в зависимости от категории осужденных и совершенных ими преступлений, отбывание этого наказания в колониях-поселениях, воспитательных колониях, в исправительных колониях общего, строгого или особого режима, а также части срока наказания - в тюрьме (статья 58). Однако данный Кодекс, определяющий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия (статья 3), не регулирует уголовно-исполнительные отношения и не содержит положений, закрепляющих основания и порядок направления осужденного к лишению свободы в лечебное исправительное учреждение.
Вопрос: Какой порядок получения осужденными к лишению свободы среднего образования?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Согласно пункту 16 Порядка осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, в строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме. В тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях получение осужденными общего образования может осуществляться в заочной форме и форме самообразования. При реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Согласно пункту 16 Порядка осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, в строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме. В тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях получение осужденными общего образования может осуществляться в заочной форме и форме самообразования. При реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)О возможности и необходимости пролонгации срока, назначенного судом уголовного наказания осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающим распорядок дня исправительного учреждения, посредством незачета в срок наказания срока содержания в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, неоднократно высказывались практические работники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. По их мнению, данная мера могла бы иметь высокий сдерживающий и воспитательный потенциал для осужденных отрицательной направленности, активно противодействующих законным требованиям администрации пенитенциарного учреждения и дестабилизирующих тем самым нормальную оперативную обстановку в учреждении УИС. Решение данной проблемы путем внесения соответствующего изменения в УИК РФ сегодня, с учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих самостоятельный институт дисциплинарной ответственности осужденных с определенными видами применяемых к осужденным-правонарушителям мер взыскания (выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев), является проблематичным по причине того, что складывающиеся в процессе отбывания уголовного наказания общественные отношения независимо от их предметного содержания (регулятивные либо охранительные, т.е. связанные с применением мер государственного принуждения) носят характер уголовно-исполнительных, с четко определенным приговором суда временными рамками их действия. И продление на основании постановления начальника исправительного учреждения данных правоотношений невозможно. Стоит отметить, что в процессе отбывания осужденным уголовного наказания могут возникать охранительные правовые отношения иной отраслевой принадлежности (уголовно-правовые, административно-деликтные), обусловленные совершенным осужденным преступлением либо административным проступком, течение которых может и должно прерывать и в определенных случаях приостанавливать течение уголовно-исполнительных правоотношений. В этом случае можно говорить о продлении для правонарушителя срока назначенного судом первоначального уголовного наказания. Подобная практика всегда применяется при совершении осужденным преступления в период отбывания уголовного наказания, что же касается административного правонарушения, то их совершение сегодня на срок наказания не влияет, так как большинство деяний, обладающих признаками административного правонарушения, совершаемых осужденными в период отбывания наказания, рассматриваются правоприменителем в качестве нарушений режима отбывания наказания с назначением виновному определенной пенитенциарным законодательством меры взыскания. С учетом обозначенных выше предложений, направленных на установление особенностей административной ответственности осужденных, предлагается принципиально новый подход к практическому применению норм административно-деликтного законодательства к лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, предусматривающий определенное расширение сферы применения нового КоАП РФ в отношении спецконтингента с сохранением института пенитенциарной ответственности и соблюдением следующего принципа: "За совершение всех правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания, осужденные подлежат уголовно-исполнительной ответственности, за исключением отдельных, прямо предусмотренных КоАП РФ случаев". Данные случаи в виде конкретных составов административных правонарушений должны быть закреплены в новом КоАП РФ с сохранением предусмотренного административно-процессуального порядка их назначения и исполнения.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)О возможности и необходимости пролонгации срока, назначенного судом уголовного наказания осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающим распорядок дня исправительного учреждения, посредством незачета в срок наказания срока содержания в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, неоднократно высказывались практические работники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. По их мнению, данная мера могла бы иметь высокий сдерживающий и воспитательный потенциал для осужденных отрицательной направленности, активно противодействующих законным требованиям администрации пенитенциарного учреждения и дестабилизирующих тем самым нормальную оперативную обстановку в учреждении УИС. Решение данной проблемы путем внесения соответствующего изменения в УИК РФ сегодня, с учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих самостоятельный институт дисциплинарной ответственности осужденных с определенными видами применяемых к осужденным-правонарушителям мер взыскания (выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев), является проблематичным по причине того, что складывающиеся в процессе отбывания уголовного наказания общественные отношения независимо от их предметного содержания (регулятивные либо охранительные, т.е. связанные с применением мер государственного принуждения) носят характер уголовно-исполнительных, с четко определенным приговором суда временными рамками их действия. И продление на основании постановления начальника исправительного учреждения данных правоотношений невозможно. Стоит отметить, что в процессе отбывания осужденным уголовного наказания могут возникать охранительные правовые отношения иной отраслевой принадлежности (уголовно-правовые, административно-деликтные), обусловленные совершенным осужденным преступлением либо административным проступком, течение которых может и должно прерывать и в определенных случаях приостанавливать течение уголовно-исполнительных правоотношений. В этом случае можно говорить о продлении для правонарушителя срока назначенного судом первоначального уголовного наказания. Подобная практика всегда применяется при совершении осужденным преступления в период отбывания уголовного наказания, что же касается административного правонарушения, то их совершение сегодня на срок наказания не влияет, так как большинство деяний, обладающих признаками административного правонарушения, совершаемых осужденными в период отбывания наказания, рассматриваются правоприменителем в качестве нарушений режима отбывания наказания с назначением виновному определенной пенитенциарным законодательством меры взыскания. С учетом обозначенных выше предложений, направленных на установление особенностей административной ответственности осужденных, предлагается принципиально новый подход к практическому применению норм административно-деликтного законодательства к лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, предусматривающий определенное расширение сферы применения нового КоАП РФ в отношении спецконтингента с сохранением института пенитенциарной ответственности и соблюдением следующего принципа: "За совершение всех правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания, осужденные подлежат уголовно-исполнительной ответственности, за исключением отдельных, прямо предусмотренных КоАП РФ случаев". Данные случаи в виде конкретных составов административных правонарушений должны быть закреплены в новом КоАП РФ с сохранением предусмотренного административно-процессуального порядка их назначения и исполнения.