Пересечение с водными объектами
Подборка наиболее важных документов по запросу Пересечение с водными объектами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался статьями 6, 8, 33, 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 11.9, 27, 28, 32, 85, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что законодатель не допускает образование земельного участка с наличием пересечения с акваторией и береговой полосой водного объекта и строительство объектов недвижимости в охранной зоне водного объекта, что является основанием для признания исковых требований обоснованными и подлежащими удовлетворению."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент первичной регистрации права собственности на спорные земельные участки) не могут находиться в собственности физических лиц водные объекты, границы которых пересекают береговую линию, что предполагает, что земельный участок не может быть сформирован с включением в состав его территории береговой полосы водного объекта общего пользования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы установления (уточнения) местоположения береговой линии и хозяйственного использования поверхностных водных объектов
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)С учетом вышеизложенного решения органов публичной власти о выделении частным лицам земельных участков в границах поверхностных водных объектов (пересекающих границы таких объектов), сделки по распоряжению такими земельными участками и акты регистрации таких сделок являются ничтожными в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации <16>. Данный вывод подтверждается судебными актами судов различных инстанций <17>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)С учетом вышеизложенного решения органов публичной власти о выделении частным лицам земельных участков в границах поверхностных водных объектов (пересекающих границы таких объектов), сделки по распоряжению такими земельными участками и акты регистрации таких сделок являются ничтожными в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации <16>. Данный вывод подтверждается судебными актами судов различных инстанций <17>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи по общему правилу границы территориальных зон не могут пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, земельных участков. Исключением являются земельные участки, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Речь, в частности, идет о положениях п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которым не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения границ земельных участков с границами территориальных зон (за исключением земельных участков, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в соответствии с настоящим пунктом), лесничеств устранение такого пересечения осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи по общему правилу границы территориальных зон не могут пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, земельных участков. Исключением являются земельные участки, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Речь, в частности, идет о положениях п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которым не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения границ земельных участков с границами территориальных зон (за исключением земельных участков, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в соответствии с настоящим пунктом), лесничеств устранение такого пересечения осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения границ земельных участков с границами территориальных зон (за исключением земельных участков, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в соответствии с настоящим пунктом), лесничеств устранение такого пересечения осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Если иное не установлено федеральным законом, не является препятствием для образования земельного участка наличие пересечения границ земельных участков с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий, в отношении которых устанавливается публичный сервитут (далее - границы публичного сервитута), территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, игорных зон, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения границ земельных участков с границами территориальных зон (за исключением земельных участков, границы которых могут пересекать границы территориальных зон в соответствии с настоящим пунктом), лесничеств устранение такого пересечения осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Если иное не установлено федеральным законом, не является препятствием для образования земельного участка наличие пересечения границ земельных участков с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий, в отношении которых устанавливается публичный сервитут (далее - границы публичного сервитута), территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, игорных зон, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон.
Статья: Бассейновый принцип организации и деятельности прокуратуры
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Как отмечает И.О. Краснова, бассейновый подход является базовым и в формировании, развитии международного сотрудничества <13>. В настоящее время бассейны 70 крупных и средних рек нашей страны - трансграничные. По рекам, озерам и морям проходит более 40 тыс. км государственной границы. Федеральное агентство водных ресурсов реализует девять межправительственных соглашений, основанных на принципах добрососедского, справедливого использования трансграничных вод с прибрежными странами. Накопленный Россией опыт позволяет сделать вывод об исключительной важности и эффективности международного сотрудничества для защиты и охраны трансграничных водотоков <14>. Комплексные договоры России охватывают водные объекты, пересекающие границы соседних государств, устанавливают основные правила их совместного использования и охраны.
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Как отмечает И.О. Краснова, бассейновый подход является базовым и в формировании, развитии международного сотрудничества <13>. В настоящее время бассейны 70 крупных и средних рек нашей страны - трансграничные. По рекам, озерам и морям проходит более 40 тыс. км государственной границы. Федеральное агентство водных ресурсов реализует девять межправительственных соглашений, основанных на принципах добрососедского, справедливого использования трансграничных вод с прибрежными странами. Накопленный Россией опыт позволяет сделать вывод об исключительной важности и эффективности международного сотрудничества для защиты и охраны трансграничных водотоков <14>. Комплексные договоры России охватывают водные объекты, пересекающие границы соседних государств, устанавливают основные правила их совместного использования и охраны.
Статья: Суверенитет России на трансграничные реки
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Комплексные соглашения России распространяются на все водные объекты, пересекающие границы конкретного соседнего государства, и устанавливают рамочные правила их совместного использования и охраны. Примером может служить Межправительственное соглашение с Казахстаном <28>. Соглашение нацелено на сохранение, защиту и восстановление трансграничных поверхностных и подземных водных объектов и охватывает все виды водопользования, оказывающие антропогенное трансграничное воздействие, исходя из международных принципов сотрудничества и ненанесения ущерба трансграничным водам на территории каждого государства. Соглашением установлены такие взаимные обязательства, как уведомление о планируемых мероприятиях, способных оказать трансграничное воздействие, проведение оценки воздействия таких мероприятий, мониторинг состояния водных объектов, обмен различными видами гидротехнической и иной подобной информации, согласование планов мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на трансграничных водных объектах. В сферу правового регулирования Соглашения с Казахстаном не включен вопрос о вододелении, который признан актуальным в практической деятельности, равно как вопросы сближения правил ведения водного хозяйства, которое осуществляется каждым государством на своей территории самостоятельно на основе собственного национального законодательства <29>.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Комплексные соглашения России распространяются на все водные объекты, пересекающие границы конкретного соседнего государства, и устанавливают рамочные правила их совместного использования и охраны. Примером может служить Межправительственное соглашение с Казахстаном <28>. Соглашение нацелено на сохранение, защиту и восстановление трансграничных поверхностных и подземных водных объектов и охватывает все виды водопользования, оказывающие антропогенное трансграничное воздействие, исходя из международных принципов сотрудничества и ненанесения ущерба трансграничным водам на территории каждого государства. Соглашением установлены такие взаимные обязательства, как уведомление о планируемых мероприятиях, способных оказать трансграничное воздействие, проведение оценки воздействия таких мероприятий, мониторинг состояния водных объектов, обмен различными видами гидротехнической и иной подобной информации, согласование планов мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на трансграничных водных объектах. В сферу правового регулирования Соглашения с Казахстаном не включен вопрос о вододелении, который признан актуальным в практической деятельности, равно как вопросы сближения правил ведения водного хозяйства, которое осуществляется каждым государством на своей территории самостоятельно на основе собственного национального законодательства <29>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Комментируемой статьей устанавливаются обязательные требования к охране болот от загрязнения и иного негативного воздействия различных источников. Эти требования отчасти пересекаются с общими требованиями к охране водных объектов, закрепленными в ст. 55 и 56 ВК РФ.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Комментируемой статьей устанавливаются обязательные требования к охране болот от загрязнения и иного негативного воздействия различных источников. Эти требования отчасти пересекаются с общими требованиями к охране водных объектов, закрепленными в ст. 55 и 56 ВК РФ.