Перепродажа коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Перепродажа коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 327 "Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции" ГПК РФ"Проанализировав представленные доказательства, в том числе новые доказательства, приобщенные к материалам дела и исследованные в порядке статей 327, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия установила, что причиной непроживания М.М. и М.Ю. в спорной квартире являлись болезнь проживающих в квартире несовершеннолетнего ребенка и супруга Т. (туберкулез), конфликты с супругом (бывшим) Т., невозможность совместного проживания в период выезда, наличие хороших взаимоотношений и договоренностей между членами семьи относительного проживания М.М. и М.Ю. в другом жилом помещении с условием выплаты компенсации с последующей реализацией договоренностей (снятие младшей дочери М.М. с регистрационного учета по адресу спорной квартиры), частичное исполнение М.Ю. обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о вынужденном характере непроживания М.М. и М.Ю. в спорном жилом помещении.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 N 14АП-9293/2022 по делу N А05-8585/2022
Требование: О взыскании необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, пеней с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как установлено судом первой инстанции коммунальный ресурс приобретается интернатом у организации ВКХ не в целях перепродажи. С учетом специализированного характера деятельности интерната (предоставление социально-бытовых услуг получателям в стационарной форме) последний использует воду, в том числе, для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения проживающих в нем граждан. Потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения выступают физические лица, постоянно проживающие в интернате. Указанные лица с учетом своего статуса самостоятельно не могут заключать договоры на приобретение коммунальных услуг (в том числе водоснабжения и водоотведения), в их интересах такой договор заключает интернат.
Требование: О взыскании необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, пеней с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как установлено судом первой инстанции коммунальный ресурс приобретается интернатом у организации ВКХ не в целях перепродажи. С учетом специализированного характера деятельности интерната (предоставление социально-бытовых услуг получателям в стационарной форме) последний использует воду, в том числе, для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения проживающих в нем граждан. Потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения выступают физические лица, постоянно проживающие в интернате. Указанные лица с учетом своего статуса самостоятельно не могут заключать договоры на приобретение коммунальных услуг (в том числе водоснабжения и водоотведения), в их интересах такой договор заключает интернат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок возмещения вреда, причиненного действием незаконных нормативных предписаний в сфере тарифного регулирования
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)Между тем для подобного распределения обязанности по доказыванию убытков вряд ли имеются достаточные основания. Более логичным и справедливым представляется применение в данном случае общего принципа распределения бремени доказывания убытков, согласно которому наличие убытков должна доказывать сторона, заявившая требование об их возмещении, т.е. получатель услуг, который далеко не всегда является потерпевшим от незаконного завышения регулируемых цен (тарифов). Дело в том, что он нередко выступает не конечным потребителем энергетических или коммунальных услуг, а их перепродавцом, который закладывает установленную цену (тариф) в стоимость своих услуг, предоставляемых конечным потребителям, тем самым перекладывая на них убытки от введения завышенного тарифа на энергетические или коммунальные услуги.
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)Между тем для подобного распределения обязанности по доказыванию убытков вряд ли имеются достаточные основания. Более логичным и справедливым представляется применение в данном случае общего принципа распределения бремени доказывания убытков, согласно которому наличие убытков должна доказывать сторона, заявившая требование об их возмещении, т.е. получатель услуг, который далеко не всегда является потерпевшим от незаконного завышения регулируемых цен (тарифов). Дело в том, что он нередко выступает не конечным потребителем энергетических или коммунальных услуг, а их перепродавцом, который закладывает установленную цену (тариф) в стоимость своих услуг, предоставляемых конечным потребителям, тем самым перекладывая на них убытки от введения завышенного тарифа на энергетические или коммунальные услуги.
Статья: Судебная защита прав и интересов от незаконных нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Между тем для введения подобного правила распределения обязанности по доказыванию убытков вряд ли имеются достаточные основания. Более логичным и справедливым представляется применение в этом случае общего принципа распределения бремени доказывания убытков, согласно которому данный факт должна доказывать сторона, заявившая требование о возмещении убытков, т.е. получатель услуг, который далеко не всегда является потерпевшей стороной от незаконного завышения регулируемых цен (тарифов). Дело в том, что он нередко является не конечным потребителем энергетических или коммунальных услуг, а их перепродавцом, который закладывает установленную цену (тариф) в стоимость своих услуг, предоставляемых конечным потребителям, тем самым перекладывая на них убытки от введения завышенного тарифа на энергетические или коммунальные услуги.
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Между тем для введения подобного правила распределения обязанности по доказыванию убытков вряд ли имеются достаточные основания. Более логичным и справедливым представляется применение в этом случае общего принципа распределения бремени доказывания убытков, согласно которому данный факт должна доказывать сторона, заявившая требование о возмещении убытков, т.е. получатель услуг, который далеко не всегда является потерпевшей стороной от незаконного завышения регулируемых цен (тарифов). Дело в том, что он нередко является не конечным потребителем энергетических или коммунальных услуг, а их перепродавцом, который закладывает установленную цену (тариф) в стоимость своих услуг, предоставляемых конечным потребителям, тем самым перекладывая на них убытки от введения завышенного тарифа на энергетические или коммунальные услуги.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")К юридическим лицам - организациям, осуществляющим снабжение населения и (или) бюджетофинансируемых организаций теплоэнергией и горячим водоснабжением (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг, в том числе имеющие тепловые и паровые сети), относятся, в том числе бюджетофинансируемые организации, управляющие компании и другие организации, имеющие собственные источники теплоснабжения или обслуживающие источники теплоснабжения, а также производящие теплоэнергию для внутреннего потребления (в МКД, школах, детских садах и так далее), организации, отпускающие теплоэнергию исполнителям коммунальных услуг (перепродавцам).
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")К юридическим лицам - организациям, осуществляющим снабжение населения и (или) бюджетофинансируемых организаций теплоэнергией и горячим водоснабжением (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг, в том числе имеющие тепловые и паровые сети), относятся, в том числе бюджетофинансируемые организации, управляющие компании и другие организации, имеющие собственные источники теплоснабжения или обслуживающие источники теплоснабжения, а также производящие теплоэнергию для внутреннего потребления (в МКД, школах, детских садах и так далее), организации, отпускающие теплоэнергию исполнителям коммунальных услуг (перепродавцам).
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 359
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"К юридическим лицам - организациям, осуществляющим снабжение населения и (или) бюджетофинансируемых организаций теплоэнергией и горячим водоснабжением (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг, в том числе имеющие тепловые и паровые сети), относятся, в том числе, бюджетофинансируемые организации, управляющие компании и другие организации, имеющие собственные источники теплоснабжения или обслуживающие источники теплоснабжения, а также производящие теплоэнергию для внутреннего потребления (в МКД, школах, детских садах и так далее), организации, отпускающие теплоэнергию исполнителям коммунальных услуг (перепродавцам).
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"К юридическим лицам - организациям, осуществляющим снабжение населения и (или) бюджетофинансируемых организаций теплоэнергией и горячим водоснабжением (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг, в том числе имеющие тепловые и паровые сети), относятся, в том числе, бюджетофинансируемые организации, управляющие компании и другие организации, имеющие собственные источники теплоснабжения или обслуживающие источники теплоснабжения, а также производящие теплоэнергию для внутреннего потребления (в МКД, школах, детских садах и так далее), организации, отпускающие теплоэнергию исполнителям коммунальных услуг (перепродавцам).
Вопрос: О принятии к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным организацией в период применения УСН ("доходы минус расходы"), при переходе на ОСН и уведомлении о таком переходе.
(Письмо Минфина России от 20.01.2025 N 03-07-11/3704)Вправе ли ООО с 1 января 2025 г. принимать к вычету "входной" НДС не только по товарам, закупаемым для последующей перепродажи, но и по услугам на содержание самой торговой сети, которые включаются в состав затрат при реализации товаров в рознице (коммунальные услуги, электроэнергия, ГСМ на доставку товара, расходы на аренду помещений)?
(Письмо Минфина России от 20.01.2025 N 03-07-11/3704)Вправе ли ООО с 1 января 2025 г. принимать к вычету "входной" НДС не только по товарам, закупаемым для последующей перепродажи, но и по услугам на содержание самой торговой сети, которые включаются в состав затрат при реализации товаров в рознице (коммунальные услуги, электроэнергия, ГСМ на доставку товара, расходы на аренду помещений)?
Вопрос: Кто понимается под конечным потребителем электроэнергии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конечными потребителями электрической энергии являются граждане, использующие ее для удовлетворения своих бытовых нужд в качестве одной из составляющих коммунальных услуг, и организации (а также индивидуальные предприниматели), использующие электроэнергию в своей хозяйственной деятельности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конечными потребителями электрической энергии являются граждане, использующие ее для удовлетворения своих бытовых нужд в качестве одной из составляющих коммунальных услуг, и организации (а также индивидуальные предприниматели), использующие электроэнергию в своей хозяйственной деятельности.
Статья: Особенности правового положения органов публичной власти, осуществляющих местное самоуправление в границах федеральной территории "Сириус"
(Маркин М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Рассмотрим перечень тех полномочий, которые передаются городу-курорту Сочи для последующей их реализации в границах федеральной территории. Так, предметом соглашений являются: организация благоустройства; организация электро-, газо-, тепло- и водоснабжения; водоотведение; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству и реконструкции; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; мероприятия по охране окружающей среды; создание условий для оказания медицинской помощи; организация ритуальных услуг; обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов; охрана и защита лесов; осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; муниципальный лесной контроль; библиотечное обслуживание населения; организация перевозок <17>.
(Маркин М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Рассмотрим перечень тех полномочий, которые передаются городу-курорту Сочи для последующей их реализации в границах федеральной территории. Так, предметом соглашений являются: организация благоустройства; организация электро-, газо-, тепло- и водоснабжения; водоотведение; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству и реконструкции; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; мероприятия по охране окружающей среды; создание условий для оказания медицинской помощи; организация ритуальных услуг; обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов; охрана и защита лесов; осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; муниципальный лесной контроль; библиотечное обслуживание населения; организация перевозок <17>.
Статья: Учет основных средств аптекой на УСН
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Хотя, как видно, речь идет именно об учете расходов непосредственно при смене объекта налогообложения, а последующая реализация ОС - это совсем другая ситуация. Поэтому приведенное разъяснение Минфина можно, по нашему мнению, оспорить.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Хотя, как видно, речь идет именно об учете расходов непосредственно при смене объекта налогообложения, а последующая реализация ОС - это совсем другая ситуация. Поэтому приведенное разъяснение Минфина можно, по нашему мнению, оспорить.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2023 N Ф08-14615/2022 <О доказывании инспекторами фиктивного характера сделки>
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)По мнению судей, представленные обществом доказательства опровергают утверждение ревизоров, что реальными поставщиками пшеницы были сельхозпроизводители ООО "ПР" и ООО "АП", а сделка с ООО "П" является фиктивной. Отклонен и довод фискалов о занижении цен закупки и реализации пшеницы. У оптовой продажи зерна есть особенность: небольшой доход от перепродажи каждого килограмма продукции компенсируется значимым объемом оборачиваемого товара. При этом арбитры признали таблицу МИФНС с сопоставлением цен некорректной, отталкиваясь от дней закупки и последующей перепродажи.
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)По мнению судей, представленные обществом доказательства опровергают утверждение ревизоров, что реальными поставщиками пшеницы были сельхозпроизводители ООО "ПР" и ООО "АП", а сделка с ООО "П" является фиктивной. Отклонен и довод фискалов о занижении цен закупки и реализации пшеницы. У оптовой продажи зерна есть особенность: небольшой доход от перепродажи каждого килограмма продукции компенсируется значимым объемом оборачиваемого товара. При этом арбитры признали таблицу МИФНС с сопоставлением цен некорректной, отталкиваясь от дней закупки и последующей перепродажи.