Перенос даты голосования
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос даты голосования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2023 N 88-16069/2023 по делу N 2-119/2022 (УИД 78RS0015-01-2021-001697-06)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании недействительным решения общего собрания.
Обстоятельства: Инициаторами собрания не нарушен порядок созыва и проведения собрания.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что перенесены были не сроки проведения собрания, а подсчет голосов, исходя из того, что согласно бюллетеням голосования все решения собственниками были приняты в установленный срок проведения собрания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, бюллетеней, заполненных датой после ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, пришел к выводу о том, что отсутствует нарушение созыва и проведения собрания в заочной форме без проведения очной формы, при этом, подсчет голосов, проведенный ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о наличии существенного нарушения, влекущего признание результатов голосования недействительным.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании недействительным решения общего собрания.
Обстоятельства: Инициаторами собрания не нарушен порядок созыва и проведения собрания.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что перенесены были не сроки проведения собрания, а подсчет голосов, исходя из того, что согласно бюллетеням голосования все решения собственниками были приняты в установленный срок проведения собрания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, бюллетеней, заполненных датой после ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, пришел к выводу о том, что отсутствует нарушение созыва и проведения собрания в заочной форме без проведения очной формы, при этом, подсчет голосов, проведенный ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о наличии существенного нарушения, влекущего признание результатов голосования недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в системе институтов непосредственной демократии
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)<6> Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 205 "О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 13. Ст. 1897.
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)<6> Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 205 "О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 13. Ст. 1897.
Статья: Правовые средства защиты результатов волеизъявления избирателей в условиях пандемии
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В связи с пандемией в 18 странах в первой половине 2020 г. были приняты решения о переносе даты выборов и референдумов. В России Указом Президента РФ от 17 марта 2020 г. N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" была определена дата общероссийского голосования - 22 апреля 2021 г. Однако ввиду распространения коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 205 дата голосования была перенесена на более поздний срок, который был конкретизирован в Указе Президента РФ от 1 июня 2020 г. N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", и общероссийское голосование состоялось 1 июля 2021 г.
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В связи с пандемией в 18 странах в первой половине 2020 г. были приняты решения о переносе даты выборов и референдумов. В России Указом Президента РФ от 17 марта 2020 г. N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" была определена дата общероссийского голосования - 22 апреля 2021 г. Однако ввиду распространения коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 205 дата голосования была перенесена на более поздний срок, который был конкретизирован в Указе Президента РФ от 1 июня 2020 г. N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", и общероссийское голосование состоялось 1 июля 2021 г.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда"5.1. Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления - право, а не обязанность, гражданина. Следовательно, кандидату на выборах должна быть гарантирована возможность снять свою кандидатуру. Вместе с тем, поскольку при реализации гражданином пассивного избирательного права затрагиваются права и интересы других лиц и в определенной ситуации отказ кандидата от участия в выборах может привести к переносу даты голосования или назначению новых выборов, федеральный законодатель, исходя из требований статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, вправе предусмотреть - в целях предотвращения негативных для избирательного процесса последствий и злоупотребления свободой участия в выборах - определенный срок для снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры при условии обеспечения баланса между свободой участия в выборах и требованиями их результативности, недопущения злоупотребления правами, срыва выборов, а также при соблюдении критериев возможных ограничений избирательных прав.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда"5.1. Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления - право, а не обязанность, гражданина. Следовательно, кандидату на выборах должна быть гарантирована возможность снять свою кандидатуру. Вместе с тем, поскольку при реализации гражданином пассивного избирательного права затрагиваются права и интересы других лиц и в определенной ситуации отказ кандидата от участия в выборах может привести к переносу даты голосования или назначению новых выборов, федеральный законодатель, исходя из требований статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, вправе предусмотреть - в целях предотвращения негативных для избирательного процесса последствий и злоупотребления свободой участия в выборах - определенный срок для снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры при условии обеспечения баланса между свободой участия в выборах и требованиями их результативности, недопущения злоупотребления правами, срыва выборов, а также при соблюдении критериев возможных ограничений избирательных прав.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П
"По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"Исходя из этого, как полагает Совет Федерации, статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования (тем более что Конституционный Суд Российской Федерации ранее в своих решениях признавал, что синхронизация сроков проведения выборов, совмещение дней голосования на выборах разного уровня и введение единого дня голосования могут служить достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
"По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"Исходя из этого, как полагает Совет Федерации, статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования (тем более что Конституционный Суд Российской Федерации ранее в своих решениях признавал, что синхронизация сроков проведения выборов, совмещение дней голосования на выборах разного уровня и введение единого дня голосования могут служить достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)<17> URL: https://www.kommersant.ru/doc/4836873 (дата обращения: 22.05.2022).
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)<17> URL: https://www.kommersant.ru/doc/4836873 (дата обращения: 22.05.2022).
Статья: Общероссийское голосование - новелла 2020 г.?
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В системе координат конституционного развития России нельзя не отметить роль общероссийского голосования в модернизации иных форм народовластия. Как известно, изначально общероссийское голосование было назначено на 22 апреля 2020 г., однако во избежание возникновения рисков для здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой было установлено, что дата проведения общероссийского голосования будет определяться отдельным указом главы государства. Практика подобного переноса голосования в дальнейшем нашла воплощение в иных правовых актах. Так, в рамочном федеральном законодательстве о выборах и референдумах с 1 апреля 2020 г. появилась возможность в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и здоровью избирателей или участников референдума отложить голосование. Подобное решение может принимать Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК РФ) или избирательная комиссия субъекта РФ в зависимости от территориального охвата введения подобных режимов.
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В системе координат конституционного развития России нельзя не отметить роль общероссийского голосования в модернизации иных форм народовластия. Как известно, изначально общероссийское голосование было назначено на 22 апреля 2020 г., однако во избежание возникновения рисков для здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой было установлено, что дата проведения общероссийского голосования будет определяться отдельным указом главы государства. Практика подобного переноса голосования в дальнейшем нашла воплощение в иных правовых актах. Так, в рамочном федеральном законодательстве о выборах и референдумах с 1 апреля 2020 г. появилась возможность в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и здоровью избирателей или участников референдума отложить голосование. Подобное решение может принимать Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК РФ) или избирательная комиссия субъекта РФ в зависимости от территориального охвата введения подобных режимов.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Выводы: 1) необходимость разрешения проблемы "транзита власти - 2024" явилась первопричиной конституционной реформы - 2020; 2) поправка о придании Государственному Совету РФ конституционного статуса сыграла роль отвлекающего маневра от последовавшего затем радикального разрешения проблемы "транзита власти" путем "обнуления" легислатур действующего Президента РФ; 3) для объявления и беспрепятственного принятия поправки об "обнулении" были необходимы две взаимодополняющие составляющие: а) легендарная личность всемирно известной первой женщины-космонавта и б) эффект неожиданности; 4) все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о тщательной подготовке к объявлению и легализации поправки В.В. Терешковой, что само по себе является высшим пилотажем в политике (в этих политических шахматах победителей действительно не судят); 5) придание Государственному Совету конституционного статуса является запасным вариантом разрешения проблемы политической судьбы В.В. Путина по истечении его Президентских полномочий, равно как и политической судьбы всех последующих российских Президентов, не считая конституционной возможности бывшего Президента стать пожизненным сенатором (и, следовательно, председателем Совета Федерации); 6) совпадение полномочий Государственного Совета и Президента в части определения основных направлений внутренней и внешней политики подтверждают вышеназванные аргументы; 7) главная цель конституционной реформы - 2020 (транзит власти - 2024) обусловливает расхождение между официальной риторикой, сопровождающей те или иные поправки, с одной стороны, и подлинными мотивами их инициаторов - с другой; 8) ни один Президент, будучи инициатором реформы, не проводит ее ради ущемления своих полномочий добровольно, поэтому перераспределение баланса полномочий в пользу других органов власти не лишено элемента лукавства в виде гарантий, перевешивающих усиление других органов власти; 9) фактически произошло и конституционно легализовано очередное усиление полномочий Президента на фоне исключительно декоративного увеличения полномочий обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Суда; 10) троекратная легитимация конституционных поправок - 2020 явилась уникальным, но конституционно не запрещенным способом легитимации; 11) легитимация поправок в форме заключения Конституционного Суда об их конституционности есть явочное (доконституционное), но не первое наделение КС правом на предварительный конституционный контроль, установленный одной из поправок (первый раз по инициативе Совета Федерации был рассмотрен на конституционность ФЗ о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы VII созыва с декабря на сентябрь 2016 г.); 12) те, кто утверждает, что общероссийское голосование по поправкам к Конституции было неконституционным, отождествляют понятия "неконституционное" и "внеконституционное"; 13) критика способов легитимации конституционной реформы - 2020 является проявлением бессильного морализаторства тех оппонентов В.В. Путина, которых он переиграл; 14) "неприкасаемость" гл. 1, 2 и 9 Конституции при огромном количестве поправок в ее текст, фактически затрагивающих названные главы, делает содержание Конституции, и без того противоречивое, еще более противоречивым, а структуру Конституции - еще более размытой и эклектичной; 15) идея "живой конституции", предполагающая возможность принятия федеральных законов, "корректирующих" конституционные принципы первой главы Конституции с последующей легализацией "корректирующих" законов в постановлениях КС, доведена до логического завершения в конституционной реформе - 2020 по принципу "крайности сходятся"; 16) при всей критике названных поправок по их форме и содержанию нельзя отрицать, что они знаменовали собой не только увеличение ее текста на целую треть, но и полномасштабное обновление российской Конституции; 17) нового полномасштабного обновления действующей Конституции больше не будет, а будет принятие новой российской конституции, причем, возможно, уже в 2024 г. или ранее.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Выводы: 1) необходимость разрешения проблемы "транзита власти - 2024" явилась первопричиной конституционной реформы - 2020; 2) поправка о придании Государственному Совету РФ конституционного статуса сыграла роль отвлекающего маневра от последовавшего затем радикального разрешения проблемы "транзита власти" путем "обнуления" легислатур действующего Президента РФ; 3) для объявления и беспрепятственного принятия поправки об "обнулении" были необходимы две взаимодополняющие составляющие: а) легендарная личность всемирно известной первой женщины-космонавта и б) эффект неожиданности; 4) все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о тщательной подготовке к объявлению и легализации поправки В.В. Терешковой, что само по себе является высшим пилотажем в политике (в этих политических шахматах победителей действительно не судят); 5) придание Государственному Совету конституционного статуса является запасным вариантом разрешения проблемы политической судьбы В.В. Путина по истечении его Президентских полномочий, равно как и политической судьбы всех последующих российских Президентов, не считая конституционной возможности бывшего Президента стать пожизненным сенатором (и, следовательно, председателем Совета Федерации); 6) совпадение полномочий Государственного Совета и Президента в части определения основных направлений внутренней и внешней политики подтверждают вышеназванные аргументы; 7) главная цель конституционной реформы - 2020 (транзит власти - 2024) обусловливает расхождение между официальной риторикой, сопровождающей те или иные поправки, с одной стороны, и подлинными мотивами их инициаторов - с другой; 8) ни один Президент, будучи инициатором реформы, не проводит ее ради ущемления своих полномочий добровольно, поэтому перераспределение баланса полномочий в пользу других органов власти не лишено элемента лукавства в виде гарантий, перевешивающих усиление других органов власти; 9) фактически произошло и конституционно легализовано очередное усиление полномочий Президента на фоне исключительно декоративного увеличения полномочий обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Суда; 10) троекратная легитимация конституционных поправок - 2020 явилась уникальным, но конституционно не запрещенным способом легитимации; 11) легитимация поправок в форме заключения Конституционного Суда об их конституционности есть явочное (доконституционное), но не первое наделение КС правом на предварительный конституционный контроль, установленный одной из поправок (первый раз по инициативе Совета Федерации был рассмотрен на конституционность ФЗ о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы VII созыва с декабря на сентябрь 2016 г.); 12) те, кто утверждает, что общероссийское голосование по поправкам к Конституции было неконституционным, отождествляют понятия "неконституционное" и "внеконституционное"; 13) критика способов легитимации конституционной реформы - 2020 является проявлением бессильного морализаторства тех оппонентов В.В. Путина, которых он переиграл; 14) "неприкасаемость" гл. 1, 2 и 9 Конституции при огромном количестве поправок в ее текст, фактически затрагивающих названные главы, делает содержание Конституции, и без того противоречивое, еще более противоречивым, а структуру Конституции - еще более размытой и эклектичной; 15) идея "живой конституции", предполагающая возможность принятия федеральных законов, "корректирующих" конституционные принципы первой главы Конституции с последующей легализацией "корректирующих" законов в постановлениях КС, доведена до логического завершения в конституционной реформе - 2020 по принципу "крайности сходятся"; 16) при всей критике названных поправок по их форме и содержанию нельзя отрицать, что они знаменовали собой не только увеличение ее текста на целую треть, но и полномасштабное обновление российской Конституции; 17) нового полномасштабного обновления действующей Конституции больше не будет, а будет принятие новой российской конституции, причем, возможно, уже в 2024 г. или ранее.
Статья: Трансформация принципа народовластия в новом конституционном цикле Российской Федерации
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Первая траектория - возможность переноса дня голосования на выборах и референдумах. В марте 2020 г. главой государства общероссийское голосование было назначено на 22 апреля. Однако 25 марта этого же года во избежание возникновения рисков для здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой было установлено, что дата проведения общероссийского голосования будет определяться отдельным указом. Возможность подобного переноса голосования затем нашла свое воплощение в федеральном законодательстве о выборах и референдумах <8>. Так, в настоящее время в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и здоровью избирателей или участников референдума решением соответствующей избирательной комиссии голосование можно отложить. Следует отметить, что до 1 апреля 2020 г. правовой механизм принятия решения об отложении голосования отсутствовал <9>.
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Первая траектория - возможность переноса дня голосования на выборах и референдумах. В марте 2020 г. главой государства общероссийское голосование было назначено на 22 апреля. Однако 25 марта этого же года во избежание возникновения рисков для здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой было установлено, что дата проведения общероссийского голосования будет определяться отдельным указом. Возможность подобного переноса голосования затем нашла свое воплощение в федеральном законодательстве о выборах и референдумах <8>. Так, в настоящее время в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и здоровью избирателей или участников референдума решением соответствующей избирательной комиссии голосование можно отложить. Следует отметить, что до 1 апреля 2020 г. правовой механизм принятия решения об отложении голосования отсутствовал <9>.
Статья: Права владельцев акций и корпоративное управление в акционерных обществах в период пандемии
(Габов А.В., Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2021, N 10)Правительство Италии специальным Указом от 17.03.2020 N 18 <16> скорректировало правила проведения годовых общих собраний компаний, временно приостановив действие норм, предусматривающих проведение собраний только путем совместного присутствия (ст. 106). Так, были разрешены полностью виртуальные собрания посредством видео-конференц-связи, но с требованием обеспечить идентификацию акционеров, а также позволить им задавать вопросы директорам и голосовать; председатель, секретарь или нотариус при этом не обязаны находиться в одном месте.
(Габов А.В., Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2021, N 10)Правительство Италии специальным Указом от 17.03.2020 N 18 <16> скорректировало правила проведения годовых общих собраний компаний, временно приостановив действие норм, предусматривающих проведение собраний только путем совместного присутствия (ст. 106). Так, были разрешены полностью виртуальные собрания посредством видео-конференц-связи, но с требованием обеспечить идентификацию акционеров, а также позволить им задавать вопросы директорам и голосовать; председатель, секретарь или нотариус при этом не обязаны находиться в одном месте.
Статья: Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: отдельные проблемы законодательства
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)<6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 18.03.2023).
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)<6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 18.03.2023).
Статья: Опасность контрмажоритаризма при оспаривании корпоративных решений
(Степанов Д.И.)
("Закон", 2020, NN 11, 12; 2021, N 1)<1> URL: http://www.supcourt.ru/documents/thematics/?year=2019 (дата обращения: 22.10.2020).
(Степанов Д.И.)
("Закон", 2020, NN 11, 12; 2021, N 1)<1> URL: http://www.supcourt.ru/documents/thematics/?year=2019 (дата обращения: 22.10.2020).
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Так, в Белгородской области действует "желтый" уровень террористической опасности и режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, который допускает перенесение выборов, отложение голосования. Однако непроведение выборов на всей территории России или ее части из-за сложной геополитической ситуации или в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера (наводнение, землетрясение, пожары) противоречит принципу обязательности проведения выборов, закрепленному в ст. 9 Закона N 67-ФЗ. Согласно этой статье выборы должны проводиться периодически в установленные законом сроки и обеспечивать ротацию кадров, соблюдение сроков полномочий выборных должностных лиц или органов публичной власти.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Так, в Белгородской области действует "желтый" уровень террористической опасности и режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, который допускает перенесение выборов, отложение голосования. Однако непроведение выборов на всей территории России или ее части из-за сложной геополитической ситуации или в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера (наводнение, землетрясение, пожары) противоречит принципу обязательности проведения выборов, закрепленному в ст. 9 Закона N 67-ФЗ. Согласно этой статье выборы должны проводиться периодически в установленные законом сроки и обеспечивать ротацию кадров, соблюдение сроков полномочий выборных должностных лиц или органов публичной власти.