Перенаправление обращения по компетенции
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенаправление обращения по компетенции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Направление и регистрация письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Возможность перенаправления обращения для рассмотрения в компетентные органы предусмотрена частью 3 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Рассмотрение обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Возможность перенаправления обращения для рассмотрения в компетентные органы предусмотрена частью 3 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, имеются некие взаимоисключающие, на наш взгляд, нормы Закона N 59-ФЗ: с одной стороны, определяющая, что гражданин направляет свое обращение по компетенции, а с другой стороны, возлагающая на орган или должностное лицо публичной власти необходимость перенаправить обращение по компетенции, опять-таки тратя на почтовые расходы, копирование и (или) распечатывание обращений, поступивших в форме электронного документа, и т.д. бюджетные средства. Исключение составляет подача обращения в ходе личного приема, когда гражданину в соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 59-ФЗ сразу дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (без перенаправления обращения по компетенции).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, имеются некие взаимоисключающие, на наш взгляд, нормы Закона N 59-ФЗ: с одной стороны, определяющая, что гражданин направляет свое обращение по компетенции, а с другой стороны, возлагающая на орган или должностное лицо публичной власти необходимость перенаправить обращение по компетенции, опять-таки тратя на почтовые расходы, копирование и (или) распечатывание обращений, поступивших в форме электронного документа, и т.д. бюджетные средства. Исключение составляет подача обращения в ходе личного приема, когда гражданину в соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 59-ФЗ сразу дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (без перенаправления обращения по компетенции).
Нормативные акты
"Соглашение о взаимодействии между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
(утв. Минцифры России, Росгвардией 17.02.2025 N МШ-П13-12765/1/5-МВС)приема, маршрутизации и обработки Обращений, направляемых Участнику взаимодействия, его должностным лицам и управлениям оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органам Росгвардии, управлениям соединений, воинским частям, военным образовательным организациям высшего образования и иным организациям войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - воинские части (организации) с использованием Электронной формы и Мобильного приложения, в том числе направления ответов на них, уведомлений о продлении срока рассмотрения Обращения, уведомлений о перенаправлении Обращения по компетенции в иные государственные органы, органы местного самоуправления с использованием соответствующих Технических решений платформы обратной связи Единого портала, а также их размещения на Едином портале;
(утв. Минцифры России, Росгвардией 17.02.2025 N МШ-П13-12765/1/5-МВС)приема, маршрутизации и обработки Обращений, направляемых Участнику взаимодействия, его должностным лицам и управлениям оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органам Росгвардии, управлениям соединений, воинским частям, военным образовательным организациям высшего образования и иным организациям войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - воинские части (организации) с использованием Электронной формы и Мобильного приложения, в том числе направления ответов на них, уведомлений о продлении срока рассмотрения Обращения, уведомлений о перенаправлении Обращения по компетенции в иные государственные органы, органы местного самоуправления с использованием соответствующих Технических решений платформы обратной связи Единого портала, а также их размещения на Едином портале;
"Методические рекомендации по вопросам особенностей порядка и сроков рассмотрения обращений в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(утв. ФАС России)Относительно формы уведомления следует отметить, что оно должно предполагать такой способ доставки, который фиксирует его получение заявителем, поскольку бремя доказывания надлежащего исполнения обязанности по уведомлению о переадресации лежит на органе, осуществляющем перенаправление обращения по компетенции.
(утв. ФАС России)Относительно формы уведомления следует отметить, что оно должно предполагать такой способ доставки, который фиксирует его получение заявителем, поскольку бремя доказывания надлежащего исполнения обязанности по уведомлению о переадресации лежит на органе, осуществляющем перенаправление обращения по компетенции.
Статья: Проблемы исследования объективности и всесторонности рассмотрения обращений
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Чтобы избежать недовольства граждан и, как следствие, увеличения количества жалоб, органы публичной власти по собственной инициативе добавляют в текст сопроводительного письма о перенаправлении обращения по компетенции в другой орган или должностному лицу абзац: "...с разъяснением заявителю в доступной форме возможности либо невозможности (с указанием причин и правового обоснования) решения поставленного в обращении вопроса", лишний раз акцентируя внимание рассматривающего обращение на необходимости очеловечивания ответа.
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Чтобы избежать недовольства граждан и, как следствие, увеличения количества жалоб, органы публичной власти по собственной инициативе добавляют в текст сопроводительного письма о перенаправлении обращения по компетенции в другой орган или должностному лицу абзац: "...с разъяснением заявителю в доступной форме возможности либо невозможности (с указанием причин и правового обоснования) решения поставленного в обращении вопроса", лишний раз акцентируя внимание рассматривающего обращение на необходимости очеловечивания ответа.
Статья: Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Свой проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" подготовил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), при этом это уже не первая версия документа, последняя представлена 5 апреля 2019 г. <17> СПЧ провел данную работу совместно с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, впервые собрав, систематизировав и разместив их предложения в открытом доступе <18>. Так, проектом СПЧ дается определение терминам "бездействие должностного лица в связи с рассмотрением обращения" и "личный кабинет" (ст. 3), прописано право заявителя иметь представителя (ст. 5), вводится понятие "ящик для приема обращений" (ст. 8, 9, ч. 1 ст. 10), указывается на недопустимость безосновательной переадресации обращения другим адресатам, обязательность разъяснения права обжалования ответа, наличия у адресата официального сайта и личного кабинета заявителя (ст. 9), уточняется порядок подачи электронных обращений (ч. 2 ст. 10), определяется возможность установления адресатом более коротких сроков регистрации обращений (ч. 1 ст. 12), установления адресатом контроля за рассмотрением обращения при его перенаправлении для проверки по компетенции (ч. 2 ст. 12), сокращения срока перенаправления обращения по компетенции до 5 дней (ч. 3 ст. 12), определяются виды принимаемых по обращениям решений (ч. 4 ст. 13), устанавливаются требования к содержанию ответа (ч. 1 ст. 14), необходимость возврата приложенных к обращению оригиналов и заверенных копий документов (ч. 2 ст. 14), устанавливаются сроки регистрации ответа на обращение (ч. 3 ст. 14) и направления ответа после его подписания (ч. 4 и 5 ст. 14), возможность получения ответа заявителем посредством личного кабинета (п. "б" и "в" ч. 5 ст. 14), на письменное обращение в электронном, а на электронное в письменном виде (ч. 6 ст. 14), устанавливаются новые сроки рассмотрения обращения заявителя - от незамедлительно до 25 рабочих дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 15), а для не требующих проверки обращений не более 15 рабочих дней (ч. 2 ст. 15), устанавливается обязательность проведения проверочных мероприятий по обращениям, в которых обжалуются действия (бездействия) органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 18), обязательность и периодичность осуществления личного приема руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции, а также право предусмотреть личный прием в нерабочее время, включая выходные дни (ч. 5 ст. 22), право осуществлять личный прием гражданина, не имеющего при себе документа, удостоверяющего личность (ч. 6 ст. 22), проставление отметки о приеме обращения на его копии и установление требования к содержанию такой отметки (ч. 8 ст. 22). Однако, разделяя необходимость и своевременность многих предложений СПЧ (кроме сокращения сроков, дачи ответа на электронное обращение в письменном виде и наоборот, осуществления личного приема граждан без предъявления паспорта), несмотря на обсуждение проекта 19 ноября 2019 г. в рамках круглого стола "Совершенствование законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <19>, до настоящего времени проект так и не внесен в Государственную Думу ФС РФ кем-либо из субъектов права законодательной инициативы.
(Степкин С.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Свой проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" подготовил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), при этом это уже не первая версия документа, последняя представлена 5 апреля 2019 г. <17> СПЧ провел данную работу совместно с органами исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, впервые собрав, систематизировав и разместив их предложения в открытом доступе <18>. Так, проектом СПЧ дается определение терминам "бездействие должностного лица в связи с рассмотрением обращения" и "личный кабинет" (ст. 3), прописано право заявителя иметь представителя (ст. 5), вводится понятие "ящик для приема обращений" (ст. 8, 9, ч. 1 ст. 10), указывается на недопустимость безосновательной переадресации обращения другим адресатам, обязательность разъяснения права обжалования ответа, наличия у адресата официального сайта и личного кабинета заявителя (ст. 9), уточняется порядок подачи электронных обращений (ч. 2 ст. 10), определяется возможность установления адресатом более коротких сроков регистрации обращений (ч. 1 ст. 12), установления адресатом контроля за рассмотрением обращения при его перенаправлении для проверки по компетенции (ч. 2 ст. 12), сокращения срока перенаправления обращения по компетенции до 5 дней (ч. 3 ст. 12), определяются виды принимаемых по обращениям решений (ч. 4 ст. 13), устанавливаются требования к содержанию ответа (ч. 1 ст. 14), необходимость возврата приложенных к обращению оригиналов и заверенных копий документов (ч. 2 ст. 14), устанавливаются сроки регистрации ответа на обращение (ч. 3 ст. 14) и направления ответа после его подписания (ч. 4 и 5 ст. 14), возможность получения ответа заявителем посредством личного кабинета (п. "б" и "в" ч. 5 ст. 14), на письменное обращение в электронном, а на электронное в письменном виде (ч. 6 ст. 14), устанавливаются новые сроки рассмотрения обращения заявителя - от незамедлительно до 25 рабочих дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 15), а для не требующих проверки обращений не более 15 рабочих дней (ч. 2 ст. 15), устанавливается обязательность проведения проверочных мероприятий по обращениям, в которых обжалуются действия (бездействия) органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 18), обязательность и периодичность осуществления личного приема руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции, а также право предусмотреть личный прием в нерабочее время, включая выходные дни (ч. 5 ст. 22), право осуществлять личный прием гражданина, не имеющего при себе документа, удостоверяющего личность (ч. 6 ст. 22), проставление отметки о приеме обращения на его копии и установление требования к содержанию такой отметки (ч. 8 ст. 22). Однако, разделяя необходимость и своевременность многих предложений СПЧ (кроме сокращения сроков, дачи ответа на электронное обращение в письменном виде и наоборот, осуществления личного приема граждан без предъявления паспорта), несмотря на обсуждение проекта 19 ноября 2019 г. в рамках круглого стола "Совершенствование законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <19>, до настоящего времени проект так и не внесен в Государственную Думу ФС РФ кем-либо из субъектов права законодательной инициативы.
Статья: Особенности работы с обращениями граждан на муниципальном уровне
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Уже в начале исследования можно сделать обоснованный вывод о том, что именно на муниципальном уровне и происходит основная работа с обращениями граждан Российской Федерации по их насущным вопросам и проблемам, именно органы местного самоуправления в отличие от федеральных органов часто не могут воспользоваться правом перенаправления обращения по компетенции, предусмотренным ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 59-ФЗ), в другие органы, поскольку обладают компетенцией по большинству вопросов, поднимаемых гражданами на местном уровне.
(Степкин С.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Уже в начале исследования можно сделать обоснованный вывод о том, что именно на муниципальном уровне и происходит основная работа с обращениями граждан Российской Федерации по их насущным вопросам и проблемам, именно органы местного самоуправления в отличие от федеральных органов часто не могут воспользоваться правом перенаправления обращения по компетенции, предусмотренным ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 59-ФЗ), в другие органы, поскольку обладают компетенцией по большинству вопросов, поднимаемых гражданами на местном уровне.