Переходный возраст выхода на пенсию
Подборка наиболее важных документов по запросу Переходный возраст выхода на пенсию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88-21163/2024 (УИД 24RS0013-01-2023-002340-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с недостижением возраста 65 лет со ссылкой на пп. 5 п. 1 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (ч. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с недостижением возраста 65 лет со ссылкой на пп. 5 п. 1 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (ч. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Реформой пенсионного законодательства предусмотрен переходный период по увеличению возраста выхода на пенсию. Поэтому и предпенсионный период у разных работников будет приходиться на разный возраст.
(КонсультантПлюс, 2025)Реформой пенсионного законодательства предусмотрен переходный период по увеличению возраста выхода на пенсию. Поэтому и предпенсионный период у разных работников будет приходиться на разный возраст.
Статья: "Проблема 2025 года": изменения в трудовом законодательстве Японии
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 апреля 2025 г. закончился переходный период поправки, принятой в 2013 г. к Закону о стабилизации занятости пожилых людей об обеспечении возможности их трудоустройства <13>, и ее положения станут обязательными для всех работодателей. Япония, пожалуй, единственная страна, где широко распространена система обязательного увольнения (выхода на пенсию) для определенных должностей. Работодатель имеет право установить пенсионный возраст в своей компании, что означает возможность расторжения трудового договора с работником, достигшим этого возраста <14>. Это было сделано для того, чтобы более молодые сотрудники могли двигаться по карьерной лестнице. Компаниям, которые к 31 марта 2013 г. установили в своих трудовых соглашениях возрастные критерии ограничения круга сотрудников, подпадающих под систему непрерывной занятости, было разрешено принимать переходные меры, которые предполагали постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые 3 года. 31 марта 2025 г. этот период закончился, и всем работникам, желающим продолжить работу, должно быть обеспечено трудоустройство до 65-летнего возраста. Работодатели, устанавливающие в своей компании пенсионный возраст ниже 65 лет, обязаны в целях обеспечения стабильной занятости своих пожилых работников до 65 лет реализовать одну из следующих мер: повышение пенсионного возраста до 65 лет; введение системы непрерывной занятости до 65 лет или отмена пенсионного возраста. Система непрерывной занятости, а также система повторного трудоустройства позволят работающим пожилым людям продолжать трудиться, если они того пожелают.
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 апреля 2025 г. закончился переходный период поправки, принятой в 2013 г. к Закону о стабилизации занятости пожилых людей об обеспечении возможности их трудоустройства <13>, и ее положения станут обязательными для всех работодателей. Япония, пожалуй, единственная страна, где широко распространена система обязательного увольнения (выхода на пенсию) для определенных должностей. Работодатель имеет право установить пенсионный возраст в своей компании, что означает возможность расторжения трудового договора с работником, достигшим этого возраста <14>. Это было сделано для того, чтобы более молодые сотрудники могли двигаться по карьерной лестнице. Компаниям, которые к 31 марта 2013 г. установили в своих трудовых соглашениях возрастные критерии ограничения круга сотрудников, подпадающих под систему непрерывной занятости, было разрешено принимать переходные меры, которые предполагали постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые 3 года. 31 марта 2025 г. этот период закончился, и всем работникам, желающим продолжить работу, должно быть обеспечено трудоустройство до 65-летнего возраста. Работодатели, устанавливающие в своей компании пенсионный возраст ниже 65 лет, обязаны в целях обеспечения стабильной занятости своих пожилых работников до 65 лет реализовать одну из следующих мер: повышение пенсионного возраста до 65 лет; введение системы непрерывной занятости до 65 лет или отмена пенсионного возраста. Система непрерывной занятости, а также система повторного трудоустройства позволят работающим пожилым людям продолжать трудиться, если они того пожелают.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"выхода на пенсию по возрасту или по состоянию здоровья;
(ред. от 31.07.2025)
"О сельскохозяйственной кооперации"выхода на пенсию по возрасту или по состоянию здоровья;
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.2. Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, предусмотревшим поэтапное повышение пенсионного возраста и - в целях предоставления гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым в пенсионное законодательство изменениям - установившим льготные условия реализации права на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) для граждан, которые в соответствии с прежним правовым регулированием должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, были внесены изменения и в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обусловленные реформированием пенсионного законодательства. Изменения затронули как критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста, так и дополнительные гарантии их социальной поддержки, с тем чтобы максимально смягчить для них неблагоприятные социальные последствия повышения пенсионного возраста (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 854-О).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.2. Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, предусмотревшим поэтапное повышение пенсионного возраста и - в целях предоставления гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым в пенсионное законодательство изменениям - установившим льготные условия реализации права на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) для граждан, которые в соответствии с прежним правовым регулированием должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, были внесены изменения и в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обусловленные реформированием пенсионного законодательства. Изменения затронули как критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста, так и дополнительные гарантии их социальной поддержки, с тем чтобы максимально смягчить для них неблагоприятные социальные последствия повышения пенсионного возраста (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 854-О).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Если должник в ближайшей перспективе в силу возраста из социально-демографической группы трудоспособного населения должен перейти в группу пенсионеров, полагаем возможным определить в таком случае размер сохраняемого прожиточного минимума, предназначающегося лично для должника, в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения (в целом по Российской Федерации или для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, если последняя величина больше) до даты достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а после этой даты - в размере прожиточного минимума либо для трудоспособного населения в целом по стране, либо для пенсионеров в этом субъекте Российской Федерации, если величина последнего выше.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Если должник в ближайшей перспективе в силу возраста из социально-демографической группы трудоспособного населения должен перейти в группу пенсионеров, полагаем возможным определить в таком случае размер сохраняемого прожиточного минимума, предназначающегося лично для должника, в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения (в целом по Российской Федерации или для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, если последняя величина больше) до даты достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а после этой даты - в размере прожиточного минимума либо для трудоспособного населения в целом по стране, либо для пенсионеров в этом субъекте Российской Федерации, если величина последнего выше.
Статья: Институт членства в сельскохозяйственных и потребительских кооперативах стран СНГ
(Горячковская Ю.М., Мадыгина О.А., Кондракова И.А.)
("Юрист", 2022, NN 10, 11)Второй особенностью института членства в кооперативе является возможность долевого (ассоциативного) членства. Долевым членом признается лицо, не участвующее личным трудом в деятельности кооператива и не обладающее правом голоса (ст. 109-2.8 ГК РА), но имеющее право на получение дивидендов на свой обязательный имущественный пай (ст. 109-2.5). Институт долевого членства используется в двух случаях: если участник кооператива нацелен на получение прибыли (дивидендов) от передачи имущества кооперативу либо если он не может лично трудиться в кооперативе по каким-либо причинам. В качестве таковых закон называет выход на пенсию по возрасту и состоянию здоровья, переход на выборную работу вне кооператива, призыв на военную службу и другие основания, предусмотренные уставом кооператива. Переход из обычного в долевое членство происходит по решению общего собрания кооператива (ст. 109-2.6).
(Горячковская Ю.М., Мадыгина О.А., Кондракова И.А.)
("Юрист", 2022, NN 10, 11)Второй особенностью института членства в кооперативе является возможность долевого (ассоциативного) членства. Долевым членом признается лицо, не участвующее личным трудом в деятельности кооператива и не обладающее правом голоса (ст. 109-2.8 ГК РА), но имеющее право на получение дивидендов на свой обязательный имущественный пай (ст. 109-2.5). Институт долевого членства используется в двух случаях: если участник кооператива нацелен на получение прибыли (дивидендов) от передачи имущества кооперативу либо если он не может лично трудиться в кооперативе по каким-либо причинам. В качестве таковых закон называет выход на пенсию по возрасту и состоянию здоровья, переход на выборную работу вне кооператива, призыв на военную службу и другие основания, предусмотренные уставом кооператива. Переход из обычного в долевое членство происходит по решению общего собрания кооператива (ст. 109-2.6).
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Обозначенные проблемы в наибольшей степени актуальны для пенсионного обеспечения, поскольку основные виды пенсий, предоставляемых при реализации социального риска старости, назначаются при условии формирования к моменту обращения за пенсией пенсионных прав в установленном законом объеме. Такой риск связан с достижением определенного возраста и (или) снижением либо утратой трудоспособности, обусловленными возрастными критериями, а также длительным осуществлением конкретных видов профессиональной деятельности (военной службы, медицинской, педагогической и т.п.). Для назначения страховой пенсии по старости объем пенсионных прав определяется величиной индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30) и продолжительностью страхового стажа (не менее 15 лет). Одним из условий назначения данной пенсии является также достижение предусмотренного законом возраста, который по завершении переходного периода составит по общему правилу 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной аналогичной службой назначаются лишь при наличии необходимой продолжительности выслуги лет, составляющей по общему правилу не менее 20 лет.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Обозначенные проблемы в наибольшей степени актуальны для пенсионного обеспечения, поскольку основные виды пенсий, предоставляемых при реализации социального риска старости, назначаются при условии формирования к моменту обращения за пенсией пенсионных прав в установленном законом объеме. Такой риск связан с достижением определенного возраста и (или) снижением либо утратой трудоспособности, обусловленными возрастными критериями, а также длительным осуществлением конкретных видов профессиональной деятельности (военной службы, медицинской, педагогической и т.п.). Для назначения страховой пенсии по старости объем пенсионных прав определяется величиной индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30) и продолжительностью страхового стажа (не менее 15 лет). Одним из условий назначения данной пенсии является также достижение предусмотренного законом возраста, который по завершении переходного периода составит по общему правилу 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной аналогичной службой назначаются лишь при наличии необходимой продолжительности выслуги лет, составляющей по общему правилу не менее 20 лет.
Статья: Перспективы реинжиниринга правового регулирования, юридической науки и образования
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
(Исаков В.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Между властью и наукой назрел не только интеллектуальный, но и ценностный разрыв. Конституционные положения о том, что власть принадлежит народу, а основной обязанностью власти является обеспечение его прав и свобод, не просто отошли в тень - они вызывают иронию и насмешки ввиду явного отрыва от действительности. Конкретный пример - российская пенсионная реформа. В 1990-е гг. действовавшая в тот период пенсионная система, построенная на принципе солидарности поколений, была подвергнута уничтожающей критике. Правительство потратило массу сил и средств, чтобы убедить граждан в необходимости перехода к накопительной пенсионной системе, построенной на принципе "каждый сам кузнец своего счастья". Но в последние годы и эта система подвергается масштабной ревизии. Правительство целенаправленно ее разрушает: ликвидированы практически все независимые пенсионные фонды, в том числе вполне успешные. Под разными предлогами у них отозваны лицензии, а пенсионные накопления переданы в Пенсионный фонд РФ. Повышен возраст выхода на пенсию. Заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам. К сожалению, Конституционный Суд, призванный стоять на страже прав и свобод граждан, послушно признает эти решения конституционными. На вопрос: "Как же так, ведь это именно нынешние пенсионеры создали ценности, на основе которых возникли ваши частные империи?" - можно получить примерно следующий ответ: "Вы свои ваучеры получили? Получили! Все, с вами в расчете. Никто никому ничего не должен!".
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Если по определенным видам работ законом установлено право на досрочный выход гражданина на пенсию по старости, продолжительность страхового стажа может быть меньше указанных пределов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Если по определенным видам работ законом установлено право на досрочный выход гражданина на пенсию по старости, продолжительность страхового стажа может быть меньше указанных пределов.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Дифференцированное определение пенсионного возраста позволит связать его индивидуальное установление (в отношении каждого конкретного пенсионера) с объективными факторами утраты трудоспособности и тем самым смягчит общественное восприятие самой необходимости выхода на новые возрастные рубежи в пенсионном обеспечении, снимет подозрения в том, что новый пенсионный возраст установлен произвольно без учета социально-трудовых факторов. Применение такого подхода не исключает необходимости законодательного установления разумного переходного периода: растянутый во времени переход на новый пенсионный возраст (желательно с наименьшим "шагом" повышения); введение института пропорционального снижения пенсионного возраста при выходе на пенсию ранее нового пенсионного возраста, но не ранее старого; нераспространение нового пенсионного возраста на граждан, которым осталось до пенсии не менее пяти лет, и т.п.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Дифференцированное определение пенсионного возраста позволит связать его индивидуальное установление (в отношении каждого конкретного пенсионера) с объективными факторами утраты трудоспособности и тем самым смягчит общественное восприятие самой необходимости выхода на новые возрастные рубежи в пенсионном обеспечении, снимет подозрения в том, что новый пенсионный возраст установлен произвольно без учета социально-трудовых факторов. Применение такого подхода не исключает необходимости законодательного установления разумного переходного периода: растянутый во времени переход на новый пенсионный возраст (желательно с наименьшим "шагом" повышения); введение института пропорционального снижения пенсионного возраста при выходе на пенсию ранее нового пенсионного возраста, но не ранее старого; нераспространение нового пенсионного возраста на граждан, которым осталось до пенсии не менее пяти лет, и т.п.
Статья: Отпуск без сохранения зарплаты: можно ли...
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2025, N 11)По ТК РФ работающие пенсионеры имеют право на 14 календарных дней неоплачиваемого отпуска в год <6>. Отказать в предоставлении такого отпуска работодатель не вправе. Однако касается это только тех, кто достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию <7>. В 2025 г. в связи с переходным периодом в пенсионной реформе пенсионный возраст составляет:
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2025, N 11)По ТК РФ работающие пенсионеры имеют право на 14 календарных дней неоплачиваемого отпуска в год <6>. Отказать в предоставлении такого отпуска работодатель не вправе. Однако касается это только тех, кто достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию <7>. В 2025 г. в связи с переходным периодом в пенсионной реформе пенсионный возраст составляет:
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Регулярно возникают вопросы о кардинальном пересмотре пенсионного законодательства, например, за счет введения критерия нуждаемости при определении размера пенсии <37>. Предлагается индивидуализировать пенсионный возраст, поставив право на пенсию по старости в зависимость от медицинского освидетельствования, т.е. вернуться к 1920 - 1930-м гг., когда пожилые люди могли получить лишь пенсию по инвалидности после официального подтверждения утраты трудоспособности <38>. Радикальное предложение отказа от нормативного пенсионного возраста не согласуется со ст. 39 Конституции, называющей возраст первым из оснований социального обеспечения, гарантируемого каждому человеку. Любой возраст, выступающий в качестве юридического факта (право- и дееспособности, несовершеннолетия, вступления в брак, уголовной ответственности и др., равно как и выхода на пенсию) не может совпадать с моментом перехода в новое состояние лиц, его достигающих. Невозможно установить дату такого перехода и для каждого отдельного человека. Речь может идти лишь о том, правильно ли он определен законодателем, является ли типичным, статистически достоверным критерием состояния организма или социального статуса личности <39>. Как писал М.С. Ланцев, законодательно устанавливаемый пенсионный возраст не должен превышать возраста, в котором, согласно рекомендации МОТ N 67 "Об обеспечении дохода" 1944 г., люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжелым, а безработица, если она имеет место, вероятно становится постоянной <40>.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Регулярно возникают вопросы о кардинальном пересмотре пенсионного законодательства, например, за счет введения критерия нуждаемости при определении размера пенсии <37>. Предлагается индивидуализировать пенсионный возраст, поставив право на пенсию по старости в зависимость от медицинского освидетельствования, т.е. вернуться к 1920 - 1930-м гг., когда пожилые люди могли получить лишь пенсию по инвалидности после официального подтверждения утраты трудоспособности <38>. Радикальное предложение отказа от нормативного пенсионного возраста не согласуется со ст. 39 Конституции, называющей возраст первым из оснований социального обеспечения, гарантируемого каждому человеку. Любой возраст, выступающий в качестве юридического факта (право- и дееспособности, несовершеннолетия, вступления в брак, уголовной ответственности и др., равно как и выхода на пенсию) не может совпадать с моментом перехода в новое состояние лиц, его достигающих. Невозможно установить дату такого перехода и для каждого отдельного человека. Речь может идти лишь о том, правильно ли он определен законодателем, является ли типичным, статистически достоверным критерием состояния организма или социального статуса личности <39>. Как писал М.С. Ланцев, законодательно устанавливаемый пенсионный возраст не должен превышать возраста, в котором, согласно рекомендации МОТ N 67 "Об обеспечении дохода" 1944 г., люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжелым, а безработица, если она имеет место, вероятно становится постоянной <40>.
Вопрос: О мерах, связанных с защитой граждан в молодом возрасте в случае нетрудоспособности, и досрочном назначении страховой пенсии по старости, в том числе инструкторам по физкультуре.
(Письмо Минтруда России от 26.12.2023 N 21-1/10/В-20142)Согласно статье 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ.
(Письмо Минтруда России от 26.12.2023 N 21-1/10/В-20142)Согласно статье 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В этом случае пенсия по случаю потери кормильца традиционно назначается указанным лицам не ранее достижения ими общеустановленного пенсионного возраста, который предполагает наступление нетрудоспособности. Таким образом, пенсия указанным лицам будет назначаться при достижении нового нормативного пенсионного возраста с учетом переходных положений о постепенном повышении пенсионного возраста;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В этом случае пенсия по случаю потери кормильца традиционно назначается указанным лицам не ранее достижения ими общеустановленного пенсионного возраста, который предполагает наступление нетрудоспособности. Таким образом, пенсия указанным лицам будет назначаться при достижении нового нормативного пенсионного возраста с учетом переходных положений о постепенном повышении пенсионного возраста;