Переход на аис налог-3
Подборка наиболее важных документов по запросу Переход на аис налог-3 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рискориентированный подход как гарант налоговой безопасности государства
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В 2019 г. завершен переход на программный комплекс АИС "Налог-3", который позволил ФНС России реализовать одну из крупнейших баз данных в мире. В связи с применением технологии больших данных концептуально изменен подход к проведению проверок и сведено к минимуму влияние человеческого фактора.
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В 2019 г. завершен переход на программный комплекс АИС "Налог-3", который позволил ФНС России реализовать одну из крупнейших баз данных в мире. В связи с применением технологии больших данных концептуально изменен подход к проведению проверок и сведено к минимуму влияние человеческого фактора.
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<5> Новицкая Е.А., Зубарева Е.Г. Информационные технологии, их развитие в сфере налогообложения и переход налоговых органов на АИС "Налог-3" // Научный альманах. 2015. N 7. С. 160 - 163.
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<5> Новицкая Е.А., Зубарева Е.Г. Информационные технологии, их развитие в сфере налогообложения и переход налоговых органов на АИС "Налог-3" // Научный альманах. 2015. N 7. С. 160 - 163.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.07.2021 N ЕД-7-20/620@
(ред. от 07.04.2022)
"Об утверждении Методики расчета показателя "Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД)" федерального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", входящего в национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"Значение показателя "Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД)" определяется с помощью автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") как количество постановок на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход на конец отчетного периода (без учета налогоплательщиков налога на профессиональный доход, прекративших свою профессиональную деятельность).
(ред. от 07.04.2022)
"Об утверждении Методики расчета показателя "Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД)" федерального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", входящего в национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"Значение показателя "Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД)" определяется с помощью автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") как количество постановок на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход на конец отчетного периода (без учета налогоплательщиков налога на профессиональный доход, прекративших свою профессиональную деятельность).
Статья: Интеграция с АИС "Налог-3" при налоговом мониторинге
(Коваленко Н., Леонов Е., Березин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Согласно приказу с 1 января 2024 г. все участники НМ должны перейти на новый способ информационного взаимодействия с налоговым органом путем интеграции своих информационных систем с АИС "Налог-3".
(Коваленко Н., Леонов Е., Березин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Согласно приказу с 1 января 2024 г. все участники НМ должны перейти на новый способ информационного взаимодействия с налоговым органом путем интеграции своих информационных систем с АИС "Налог-3".
Статья: Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Упомянутые выше письмо от 31.08.2020 N БВ-4-23/13939@ и проекты приказов ФНС России стандартизируют формы и форматы документов, которыми обмениваются компании и налоговые органы в рамках мониторинга; предусматривают, что большое количество сведений в направляемых компаниями документах будет содержаться в табличной форме в виде цифровых кодов, а не текста (как сейчас). Целью такой стандартизации является отказ от бумажного документооборота и переход к машиночитаемым форматам. Документы в таком формате будут автоматически фиксироваться в информационной системе налогового органа и проверяться ею.
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Упомянутые выше письмо от 31.08.2020 N БВ-4-23/13939@ и проекты приказов ФНС России стандартизируют формы и форматы документов, которыми обмениваются компании и налоговые органы в рамках мониторинга; предусматривают, что большое количество сведений в направляемых компаниями документах будет содержаться в табличной форме в виде цифровых кодов, а не текста (как сейчас). Целью такой стандартизации является отказ от бумажного документооборота и переход к машиночитаемым форматам. Документы в таком формате будут автоматически фиксироваться в информационной системе налогового органа и проверяться ею.
Статья: Влияние цифровизации экономики на институт бенефициарного владения
(Кантор Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Несмотря на то что бенефициарное владение зиждется на давно известных обороту правовых инструментах (трасты, корпоративные группы, номинальные лица), анализ транзакций и выявление истинного влияния данного явления на мировую экономику стали в большей мере возможны с переходом большинства стран к созданию электронных общедоступных реестров юридических лиц (а в ряде стран и реестров бенефициаров) <4>, международному обмену информацией в рамках контроля за движением финансовых средств и активов, а также общего повышения прозрачности деятельности компаний вследствие применения различных технологических и информационных решений налоговых органов (например, в России это сервисы АСК НДС, АИС Налог-3 и др.). Комплексный анализ данных публичных реестров (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЗАГС), сделок, товарных и денежных операций, межведомственное взаимодействие, а также применение традиционных способов контроля позволяют налоговым органам устанавливать бенефициарных владельцев, косвенно контролирующих компании, а также их действия, связанные с использованием фиктивных юридических лиц, подставных лиц, перевод бизнеса на другое лицо и проч.
(Кантор Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Несмотря на то что бенефициарное владение зиждется на давно известных обороту правовых инструментах (трасты, корпоративные группы, номинальные лица), анализ транзакций и выявление истинного влияния данного явления на мировую экономику стали в большей мере возможны с переходом большинства стран к созданию электронных общедоступных реестров юридических лиц (а в ряде стран и реестров бенефициаров) <4>, международному обмену информацией в рамках контроля за движением финансовых средств и активов, а также общего повышения прозрачности деятельности компаний вследствие применения различных технологических и информационных решений налоговых органов (например, в России это сервисы АСК НДС, АИС Налог-3 и др.). Комплексный анализ данных публичных реестров (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЗАГС), сделок, товарных и денежных операций, межведомственное взаимодействие, а также применение традиционных способов контроля позволяют налоговым органам устанавливать бенефициарных владельцев, косвенно контролирующих компании, а также их действия, связанные с использованием фиктивных юридических лиц, подставных лиц, перевод бизнеса на другое лицо и проч.
Вопрос: Как перейти с ЕСХН на ОСН?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Уведомление по указанной форме и другие документы, связанные с применением ЕСХН, могут быть представлены с помощью программного комплекса АИС "Налог-3" в любой территориальный налоговый орган, без привязки к месту нахождения организации или месту жительства ИП (Письмо ФНС России от 01.12.2022 N СД-4-3/16301@).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Уведомление по указанной форме и другие документы, связанные с применением ЕСХН, могут быть представлены с помощью программного комплекса АИС "Налог-3" в любой территориальный налоговый орган, без привязки к месту нахождения организации или месту жительства ИП (Письмо ФНС России от 01.12.2022 N СД-4-3/16301@).
Статья: Некоторые аспекты функционирования электронного документооборота в налоговых правоотношениях
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, согласно положениям которой "налоговые декларации, расчеты, отчеты, реестры документов и другие документы (информация) должны формироваться в информационных системах плательщиков и должны представляться в налоговые органы по ТКС через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации; разработки и утверждения порядка применения и визуализации электронной подписи для документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи и др. <14>. Отказ от бумажного документооборота и переход к машиночитаемым форматам являются одним из приоритетных направлений развития системы налогового мониторинга в Российской Федерации. ФНС России разработала формы и XML-форматы документов, которые организация представляет при подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Раньше такие документы представлялись на бумаге. Электронные документы будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС "Налог-3" <15>.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, согласно положениям которой "налоговые декларации, расчеты, отчеты, реестры документов и другие документы (информация) должны формироваться в информационных системах плательщиков и должны представляться в налоговые органы по ТКС через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации; разработки и утверждения порядка применения и визуализации электронной подписи для документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи и др. <14>. Отказ от бумажного документооборота и переход к машиночитаемым форматам являются одним из приоритетных направлений развития системы налогового мониторинга в Российской Федерации. ФНС России разработала формы и XML-форматы документов, которые организация представляет при подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Раньше такие документы представлялись на бумаге. Электронные документы будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС "Налог-3" <15>.
Информация: Участники налогового мониторинга могут принять участие в тестировании интеграции своих систем с АИС "Налог-3"
("Официальный сайт ФНС России", 2023)Рабочая группа шестого этапа пилотного проекта ФНС России "Интеграция АИС "Налог-3" с информационными системами организаций - участников налогового мониторинга" приступила к тестированию базовых сценариев. Таким образом, компании-участники налогового мониторинга смогут подготовить свои информационные системы к интеграции с АИС "Налог-3", которая станет обязательной со следующего года. С 1 июля начнет тестирование рабочая группа N 7, а с 1 августа - рабочая группа N 8.
("Официальный сайт ФНС России", 2023)Рабочая группа шестого этапа пилотного проекта ФНС России "Интеграция АИС "Налог-3" с информационными системами организаций - участников налогового мониторинга" приступила к тестированию базовых сценариев. Таким образом, компании-участники налогового мониторинга смогут подготовить свои информационные системы к интеграции с АИС "Налог-3", которая станет обязательной со следующего года. С 1 июля начнет тестирование рабочая группа N 7, а с 1 августа - рабочая группа N 8.
Статья: Опыт по вступлению в налоговый мониторинг, развитию решения и интеграции с АИС "Налог-3"
(Лазарева В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 26)- сокращение трудозатрат на подбор и предоставление документов (во-первых, перечень документов, которые должны представляться на регулярной основе, и сроки представления прописаны в регламенте информационного взаимодействия, что позволяет составить график загрузки документов на год; во-вторых, при реализации истребования документов через интеграцию учетных систем и АИС "Налог-3" сокращаются трудозатраты не только на представление документов, но и на подбор, составление реестра, ведение истории представленных ранее документов).
(Лазарева В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 26)- сокращение трудозатрат на подбор и предоставление документов (во-первых, перечень документов, которые должны представляться на регулярной основе, и сроки представления прописаны в регламенте информационного взаимодействия, что позволяет составить график загрузки документов на год; во-вторых, при реализации истребования документов через интеграцию учетных систем и АИС "Налог-3" сокращаются трудозатраты не только на представление документов, но и на подбор, составление реестра, ведение истории представленных ранее документов).
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Начиная с 2013 г. ФНС России внедряет и поэтапно переходит на новую автоматизированную информационную систему нового поколения "Налог-3". С помощью системы АИС "Налог-3" использование информации возможно путем реализации механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровней.
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Начиная с 2013 г. ФНС России внедряет и поэтапно переходит на новую автоматизированную информационную систему нового поколения "Налог-3". С помощью системы АИС "Налог-3" использование информации возможно путем реализации механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровней.
Статья: Резиденты ТОРов, свободного порта Владивосток, Арктической зоны - добро пожаловать в налоговый мониторинг!
(Орлова Ю., Ткаченко Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Ключевые преимущества налогового мониторинга для налогоплательщиков остались в целом неизменными, кроме интеграции с АИС "Налог-3". Так, с 1 января 2024 г. все участники налогового мониторинга должны обеспечить прямой доступ ФНС к информационной системе налогоплательщика через интеграцию с АИС "Налог-3". Предположительно данная интеграция предоставляет дополнительные преимущества компаниям, особенно это касается налаживания цифрового обмена данными и документами с ФНС и потенциального сокращения затрат на прохождение всех форм налогового контроля.
(Орлова Ю., Ткаченко Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Ключевые преимущества налогового мониторинга для налогоплательщиков остались в целом неизменными, кроме интеграции с АИС "Налог-3". Так, с 1 января 2024 г. все участники налогового мониторинга должны обеспечить прямой доступ ФНС к информационной системе налогоплательщика через интеграцию с АИС "Налог-3". Предположительно данная интеграция предоставляет дополнительные преимущества компаниям, особенно это касается налаживания цифрового обмена данными и документами с ФНС и потенциального сокращения затрат на прохождение всех форм налогового контроля.