Передача прав на фотографии
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача прав на фотографии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2025 N 17АП-13302/2024-ГКу по делу N А60-52928/2024
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения.
Решение: Требование удовлетворено.Ответчиком представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором в качестве дополнительного основания для отмены решения суда и отказе в удовлетворении иска отмечено, что за спорные фотографии уже взыскана компенсация за нарушение исключительных прав решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2024 по делу N А60-53060/2024. Кроме того, апеллянт указывает, что договоры на оказание услуг не подтверждают факт создания конкретных фото произведений, а также факт передачи исключительных прав на конкретные фотографии, поскольку из указанных договоров не следует четкого задания лицам, оказывающим услуги, нет доказательств того, что конкретно было выполнено каждым конкретным фотографом, являются ли эти лица фотографами, нет доказательств передачи и оригиналов произведений.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения.
Решение: Требование удовлетворено.Ответчиком представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором в качестве дополнительного основания для отмены решения суда и отказе в удовлетворении иска отмечено, что за спорные фотографии уже взыскана компенсация за нарушение исключительных прав решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2024 по делу N А60-53060/2024. Кроме того, апеллянт указывает, что договоры на оказание услуг не подтверждают факт создания конкретных фото произведений, а также факт передачи исключительных прав на конкретные фотографии, поскольку из указанных договоров не следует четкого задания лицам, оказывающим услуги, нет доказательств того, что конкретно было выполнено каждым конкретным фотографом, являются ли эти лица фотографами, нет доказательств передачи и оригиналов произведений.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2025 N 17АП-13407/2024-ГКу по делу N А60-52470/2024
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения.
Решение: Требование удовлетворено.Ответчиком представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором в качестве дополнительного основания для отмены решения суда и отказе в удовлетворении иска отмечено, что за спорные фотографии уже взыскана компенсация за нарушение исключительных прав решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2024 по делу N А60-53060/2024. Кроме того, апеллянт указывает, что договоры на оказание услуг не подтверждают факт создания конкретных фото произведений, а также факт передачи исключительных прав на конкретные фотографии, поскольку из указанных договоров не следует четкого задания лицам, оказывающим услуги, нет доказательств того, что конкретно было выполнено каждым конкретным фотографом, являются ли эти лица фотографами, нет доказательств передачи и оригиналов произведений.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения.
Решение: Требование удовлетворено.Ответчиком представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором в качестве дополнительного основания для отмены решения суда и отказе в удовлетворении иска отмечено, что за спорные фотографии уже взыскана компенсация за нарушение исключительных прав решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2024 по делу N А60-53060/2024. Кроме того, апеллянт указывает, что договоры на оказание услуг не подтверждают факт создания конкретных фото произведений, а также факт передачи исключительных прав на конкретные фотографии, поскольку из указанных договоров не следует четкого задания лицам, оказывающим услуги, нет доказательств того, что конкретно было выполнено каждым конкретным фотографом, являются ли эти лица фотографами, нет доказательств передачи и оригиналов произведений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль судебной экспертизы в спорах о защите авторских и смежных прав в сети Интернет
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Если суду необходимо установить факт приобретения заявителем в рамках договора прав на объект интеллектуальной собственности, выраженный в форме аудиозаписи, фотографий, суд может направить эксперту для исследования метаданных исходные файлы записи, переданные автором приобретателю прав. Для технического обеспечения возможности идентификации объектов авторских или смежных прав, приобретенных заявителем в рамках сделки, в акте приема-передачи объектов интеллектуальной собственности и прав на них рекомендуется указывать материальный носитель или способ передачи объектов (например, передаче прав на фотографии может сопутствовать направление исходных файлов в хорошем разрешении на электронную почту приобретателя, указанную в договоре).
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Если суду необходимо установить факт приобретения заявителем в рамках договора прав на объект интеллектуальной собственности, выраженный в форме аудиозаписи, фотографий, суд может направить эксперту для исследования метаданных исходные файлы записи, переданные автором приобретателю прав. Для технического обеспечения возможности идентификации объектов авторских или смежных прав, приобретенных заявителем в рамках сделки, в акте приема-передачи объектов интеллектуальной собственности и прав на них рекомендуется указывать материальный носитель или способ передачи объектов (например, передаче прав на фотографии может сопутствовать направление исходных файлов в хорошем разрешении на электронную почту приобретателя, указанную в договоре).
Статья: Использование фотографий, взятых из Интернета: правовые риски, практика, рекомендации
(Гайдук В.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 6)Так, суд частично удовлетворил требование (снизив размер компенсации) фотографа о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительного права, компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных авторских прав с ответчиков, которые использовали фотографии в рекламных целях. При этом из судебных актов следует, что ранее фотограф передал фотографии заказчику на основании договора на проведение фотосессии, в котором отсутствовала передача исключительного права на фотографии [1]. Еще один пример из практики, который отражает данный подход: в споре между администратором сайта и владельцем сайта, в котором администратор сайта размещал созданные им фотографии для своего клиента (ответчик по делу - владелец сайта) и в дальнейшем размещал их на сайте, выиграл администратор сайта, поскольку в договоре не были прописаны обязанности администратора сайта по созданию фотографий для клиента и, соответственно, не была осуществлена передача прав на фотографии клиенту администратором сайта [2].
(Гайдук В.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 6)Так, суд частично удовлетворил требование (снизив размер компенсации) фотографа о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительного права, компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных авторских прав с ответчиков, которые использовали фотографии в рекламных целях. При этом из судебных актов следует, что ранее фотограф передал фотографии заказчику на основании договора на проведение фотосессии, в котором отсутствовала передача исключительного права на фотографии [1]. Еще один пример из практики, который отражает данный подход: в споре между администратором сайта и владельцем сайта, в котором администратор сайта размещал созданные им фотографии для своего клиента (ответчик по делу - владелец сайта) и в дальнейшем размещал их на сайте, выиграл администратор сайта, поскольку в договоре не были прописаны обязанности администратора сайта по созданию фотографий для клиента и, соответственно, не была осуществлена передача прав на фотографии клиенту администратором сайта [2].
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований С. к владельцу сайта отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о компенсации морального вреда, поскольку С., являясь автором указанной фотографии, передал свое исключительное право работодателю, права которого уже были восстановлены решением арбитражного суда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований С. к владельцу сайта отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о компенсации морального вреда, поскольку С., являясь автором указанной фотографии, передал свое исключительное право работодателю, права которого уже были восстановлены решением арбитражного суда.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)И. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, издательству о взыскании компенсации за нарушение авторского права, указав, что в магазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, приобрел фотоальбом, в котором имелись фотографические произведения, автором которых является он (истец). Указанные фотографии были сделаны им во время служебных командировок, когда он был корреспондентом центральной газеты погранслужбы. В его служебные обязанности входила только подготовка статей для этой газеты. Фотографии, которые включены в альбом, сделаны по собственной инициативе, собственным оборудованием и за свой счет. Поскольку права на воспроизведение произведений (фотографий) И. никому из ответчиков не передавал, он полагал, что ответчики нарушили его исключительное право на использование фотографий путем незаконного воспроизведения в фотоальбоме.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)И. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, издательству о взыскании компенсации за нарушение авторского права, указав, что в магазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, приобрел фотоальбом, в котором имелись фотографические произведения, автором которых является он (истец). Указанные фотографии были сделаны им во время служебных командировок, когда он был корреспондентом центральной газеты погранслужбы. В его служебные обязанности входила только подготовка статей для этой газеты. Фотографии, которые включены в альбом, сделаны по собственной инициативе, собственным оборудованием и за свой счет. Поскольку права на воспроизведение произведений (фотографий) И. никому из ответчиков не передавал, он полагал, что ответчики нарушили его исключительное право на использование фотографий путем незаконного воспроизведения в фотоальбоме.
Статья: Разрешение споров, связанных с защитой исключительных прав в творческой среде
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Компания заказала создание визуальной рекламы - видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике - автора сценария, режиссера, артиста и т.д. В рамках рекламной деятельности компании юристам иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т.д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Компания заказала создание визуальной рекламы - видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике - автора сценария, режиссера, артиста и т.д. В рамках рекламной деятельности компании юристам иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т.д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.
Статья: Практика рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в сети Интернет (за 9 месяцев 2022 года)
(Власов В.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 1)Отклоняя доводы учреждения об отсутствии доказательств передачи истцу результата интеллектуальной деятельности, принадлежности третьему лицу прав на блог в сети Интернет, в котором размещена фотография, суд указал, что согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав судам следует учитывать, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет.
(Власов В.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 1)Отклоняя доводы учреждения об отсутствии доказательств передачи истцу результата интеллектуальной деятельности, принадлежности третьему лицу прав на блог в сети Интернет, в котором размещена фотография, суд указал, что согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав судам следует учитывать, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет.
Вопрос: В каком порядке организация уплачивает НДФЛ и страховые взносы при приобретении у гражданина Узбекистана, который не находится на территории РФ, фотографий по договору об отчуждении исключительных прав, а также по лицензионному договору об их использовании?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ).
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Как следует из материалов дела, спорная фотография впервые опубликована ее автором В. в личном блоге на сайте livejournal.com, в последующем права на фотографию переданы им предпринимателю Р. по договору доверительного управления исключительными правами.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Как следует из материалов дела, спорная фотография впервые опубликована ее автором В. в личном блоге на сайте livejournal.com, в последующем права на фотографию переданы им предпринимателю Р. по договору доверительного управления исключительными правами.
Статья: Особенности правового регулирования деятельности социальных сетей в США
(Чумаченко З.М.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Правовое регулирование защиты частной собственности в Интернете стало развиваться еще на заре развития глобальной сети. Действительно, еще в 1999 г. был принят Закон о предупреждении цифрового воровства (Digital Theft Deterrence Law) <17>, в соответствии с которым загрузка в Интернет, копирование, передача и размещение фотографий и любых медиа-файлов без разрешения собственника нарушает интеллектуальные права собственника и является кражей.
(Чумаченко З.М.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Правовое регулирование защиты частной собственности в Интернете стало развиваться еще на заре развития глобальной сети. Действительно, еще в 1999 г. был принят Закон о предупреждении цифрового воровства (Digital Theft Deterrence Law) <17>, в соответствии с которым загрузка в Интернет, копирование, передача и размещение фотографий и любых медиа-файлов без разрешения собственника нарушает интеллектуальные права собственника и является кражей.
Статья: Гражданско-правовая ответственность через призму информационной безопасности
(Хайбуллин Э.Т.)
("Администратор суда", 2025, N 2)В рамках рассмотренного дела судом было установлено, что между ИП Кувшиновой Е.В. и Серебряковой Н.Э. был заключен договор авторского заказа. На основании акта приема-передачи произведения и отчуждения Серебрякова Н.Э. в 2011 г. передала ИП Кувшиновой Е.В. фотографии в количестве пятидесяти семи штук. В 2012 г. на сайте ООО "ДревГрад" были размещены данные фотографии, а ИП Абрамов В.В. был управляющим данной организации. ИП Кувшинова предположила, что ответчики нарушили ее исключительные права на фотографии, ввиду чего обратилась в арбитражный суд. Судебные акты, вынесенные исходя из предъявляемых исковых требований, частично их удовлетворили.
(Хайбуллин Э.Т.)
("Администратор суда", 2025, N 2)В рамках рассмотренного дела судом было установлено, что между ИП Кувшиновой Е.В. и Серебряковой Н.Э. был заключен договор авторского заказа. На основании акта приема-передачи произведения и отчуждения Серебрякова Н.Э. в 2011 г. передала ИП Кувшиновой Е.В. фотографии в количестве пятидесяти семи штук. В 2012 г. на сайте ООО "ДревГрад" были размещены данные фотографии, а ИП Абрамов В.В. был управляющим данной организации. ИП Кувшинова предположила, что ответчики нарушили ее исключительные права на фотографии, ввиду чего обратилась в арбитражный суд. Судебные акты, вынесенные исходя из предъявляемых исковых требований, частично их удовлетворили.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Ответчик передал Истцу товар ненадлежащего качества и нарушил право Истца на возврат товара ненадлежащего качества. Об этом свидетельствуют фотографии/заключения независимых экспертиз/другие доказательства ненадлежащего качества товара. Доказательства принятия Ответчиком некачественного товара и возврата денежных средств Истцу отсутствуют.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Ответчик передал Истцу товар ненадлежащего качества и нарушил право Истца на возврат товара ненадлежащего качества. Об этом свидетельствуют фотографии/заключения независимых экспертиз/другие доказательства ненадлежащего качества товара. Доказательства принятия Ответчиком некачественного товара и возврата денежных средств Истцу отсутствуют.
Статья: Проблемы правового регулирования использования творчества искусственного интеллекта в индустрии моды: опыт Европы
(Коданева С.И.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Таким образом, на данном этапе вопросы авторско-правовой защиты связаны не столько с правами на вновь созданные коллекции, сколько с правами на использование данных, извлекаемых алгоритмами из Интернета. Данная проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, алгоритм собирает фотографии, которые защищены авторским правом и права на использование которых их правообладатели соответствующему модному дому не передавали. С другой стороны, технически довольно сложно определить, какие именно фотографии ИИ использовал для своего анализа и в какой мере ("проблема черного ящика"). В-третьих, вполне может возникнуть ситуация, при которой на момент сбора и анализа данных в социальных сетях доминирует тренд, сформированный другим модным домом. Соответственно, ИИ, который, как было указано выше, направляет творчество дизайнера-человека, может предложить ему решения, производные от уже существующей коллекции, права на которые принадлежат другому модному дому.
(Коданева С.И.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Таким образом, на данном этапе вопросы авторско-правовой защиты связаны не столько с правами на вновь созданные коллекции, сколько с правами на использование данных, извлекаемых алгоритмами из Интернета. Данная проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, алгоритм собирает фотографии, которые защищены авторским правом и права на использование которых их правообладатели соответствующему модному дому не передавали. С другой стороны, технически довольно сложно определить, какие именно фотографии ИИ использовал для своего анализа и в какой мере ("проблема черного ящика"). В-третьих, вполне может возникнуть ситуация, при которой на момент сбора и анализа данных в социальных сетях доминирует тренд, сформированный другим модным домом. Соответственно, ИИ, который, как было указано выше, направляет творчество дизайнера-человека, может предложить ему решения, производные от уже существующей коллекции, права на которые принадлежат другому модному дому.
Статья: Создание произведения по договору
(Куропацкая Е.Г.)
("Цивилист", 2025, N 2)Следовательно, в предмет договора заказа (авторского заказа) входят создание произведения, подробное описание которого должно быть отражено в договоре <9>, и передача его заказчику в материальной или иной форме. К числу существенных условий договора заказа (авторского заказа) кроме предмета договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ) относятся также условие о передаче произведения в установленный договором срок (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) и условие о вознаграждении. Условия о дальнейшем использовании произведения следует отнести к числу обычных во избежание споров при заключении как договора авторского заказа, поскольку лишь ограниченный круг договоров авторского заказа может не предполагать такое использование (заказ произведений изобразительного использования и фотографий для личного использования), так и договора заказа, четко определив момент передачи исключительного права или пределы использования произведения.
(Куропацкая Е.Г.)
("Цивилист", 2025, N 2)Следовательно, в предмет договора заказа (авторского заказа) входят создание произведения, подробное описание которого должно быть отражено в договоре <9>, и передача его заказчику в материальной или иной форме. К числу существенных условий договора заказа (авторского заказа) кроме предмета договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ) относятся также условие о передаче произведения в установленный договором срок (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) и условие о вознаграждении. Условия о дальнейшем использовании произведения следует отнести к числу обычных во избежание споров при заключении как договора авторского заказа, поскольку лишь ограниченный круг договоров авторского заказа может не предполагать такое использование (заказ произведений изобразительного использования и фотографий для личного использования), так и договора заказа, четко определив момент передачи исключительного права или пределы использования произведения.
Статья: Медиация в сфере интеллектуальной собственности
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 2)Также интересно рассмотреть взаимодействие с иностранными юридическими и физическими лицами в целях заключения медиативных соглашений об использовании объектов интеллектуальной собственности. Сегодня творчество и изобретательство носит интегральный характер, а результаты интеллектуальной деятельности мгновенно распространяются и используются в сети Интернет. Это могут быть не только фильмы, фотографии, литературные тексты, научные статьи и сообщения в блогах, но и модели промышленных и архитектурных объектов, машин и оборудования. Благодаря наличию Всемирной паутины использовать и передавать результат творческого труда стало очень легко, но существует устойчивое мнение, что заключение договора на передачу прав является, как и раньше, трудоемким и затратным делом. Однако и здесь решением проблемы может стать процесс медиации. Например, вместо судебных разбирательств с иностранным лицом - нарушителем, с которого даже в случае положительного решения суда не всегда удастся получить присужденную компенсацию, у правообладателя есть возможность в добровольном порядке получить оговоренную сумму выплат за использование прав на объект интеллектуальной собственности.
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 2)Также интересно рассмотреть взаимодействие с иностранными юридическими и физическими лицами в целях заключения медиативных соглашений об использовании объектов интеллектуальной собственности. Сегодня творчество и изобретательство носит интегральный характер, а результаты интеллектуальной деятельности мгновенно распространяются и используются в сети Интернет. Это могут быть не только фильмы, фотографии, литературные тексты, научные статьи и сообщения в блогах, но и модели промышленных и архитектурных объектов, машин и оборудования. Благодаря наличию Всемирной паутины использовать и передавать результат творческого труда стало очень легко, но существует устойчивое мнение, что заключение договора на передачу прав является, как и раньше, трудоемким и затратным делом. Однако и здесь решением проблемы может стать процесс медиации. Например, вместо судебных разбирательств с иностранным лицом - нарушителем, с которого даже в случае положительного решения суда не всегда удастся получить присужденную компенсацию, у правообладателя есть возможность в добровольном порядке получить оговоренную сумму выплат за использование прав на объект интеллектуальной собственности.