Передача объектов религиозного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача объектов религиозного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 13АП-29144/2023 по делу N А56-16689/2023
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в передаче помещений; 2) Об обязании принять решение о передаче помещений.
Обстоятельства: Отказ обусловлен тем, что испрашиваемые религиозной организацией помещения не могут быть предметом договора безвозмездного пользования, т.к. не были индивидуализированы надлежащим образом, а также в связи с тем, что часть испрашиваемых помещений относится к имуществу религиозного назначения, а часть помещений исторически не использовалась под цели религиозного назначения, в связи с чем такие помещения не могут быть отнесены к имуществу религиозного назначения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 N 305-ЭС18-1323, а также в "Обзоре судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022.
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в передаче помещений; 2) Об обязании принять решение о передаче помещений.
Обстоятельства: Отказ обусловлен тем, что испрашиваемые религиозной организацией помещения не могут быть предметом договора безвозмездного пользования, т.к. не были индивидуализированы надлежащим образом, а также в связи с тем, что часть испрашиваемых помещений относится к имуществу религиозного назначения, а часть помещений исторически не использовалась под цели религиозного назначения, в связи с чем такие помещения не могут быть отнесены к имуществу религиозного назначения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 N 305-ЭС18-1323, а также в "Обзоре судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024 N 04АП-963/2024 по делу N А19-27386/2023
Требование: О признании незаконным решения об отказе в передаче спорного объекта в собственность заявителя.
Решение: Требование удовлетворено.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2018 года N 305-ЭС18-1323.
Требование: О признании незаконным решения об отказе в передаче спорного объекта в собственность заявителя.
Решение: Требование удовлетворено.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2018 года N 305-ЭС18-1323.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)5 января 2010 г. состоялась встреча Председателя Правительства РФ со Святейшим Патриархом в присутствии министра культуры РФ и руководителя Росимущества, посвященная взаимодействию Российского государства и РПЦ при передаче объектов государственного имущества религиозного назначения - в том числе и таких, которые обладают "огромной культурной ценностью". После этой встречи работу над проектом закона, регламентирующего такую передачу, ускорили, и она приняла другой характер. Содержание проекта стали откровенно подгонять под интересы РПЦ. Процесс передачи Церкви государственного имущества предельно упростили. Органы управления культурой вовсе отстранили от участия в нем. Чтобы получить объект государственного имущества в свою собственность или безвозмездное пользование, религиозной организации достаточно было подать заявление в территориальный орган Росимущества с архивными документами, доказывающими, что он был построен для религиозных целей. Из проекта удалили нормы, запрещающие религиозным организациям в течение десяти лет изменять назначение полученного от государства имущества и передавать его третьим лицам, а также ограничения на сдачу его в аренду или продажу.
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)5 января 2010 г. состоялась встреча Председателя Правительства РФ со Святейшим Патриархом в присутствии министра культуры РФ и руководителя Росимущества, посвященная взаимодействию Российского государства и РПЦ при передаче объектов государственного имущества религиозного назначения - в том числе и таких, которые обладают "огромной культурной ценностью". После этой встречи работу над проектом закона, регламентирующего такую передачу, ускорили, и она приняла другой характер. Содержание проекта стали откровенно подгонять под интересы РПЦ. Процесс передачи Церкви государственного имущества предельно упростили. Органы управления культурой вовсе отстранили от участия в нем. Чтобы получить объект государственного имущества в свою собственность или безвозмездное пользование, религиозной организации достаточно было подать заявление в территориальный орган Росимущества с архивными документами, доказывающими, что он был построен для религиозных целей. Из проекта удалили нормы, запрещающие религиозным организациям в течение десяти лет изменять назначение полученного от государства имущества и передавать его третьим лицам, а также ограничения на сдачу его в аренду или продажу.
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно подп. "б" п. 4 ст. 32 этого же закона требование о согласовании отчуждения имущества с Законодательным Собранием Красноярского края, предусмотренное п. 4 ст. 31 настоящего закона, не применяется в случаях безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 33 названного закона (за исключением передачи объектов религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Красноярского края).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно подп. "б" п. 4 ст. 32 этого же закона требование о согласовании отчуждения имущества с Законодательным Собранием Красноярского края, предусмотренное п. 4 ст. 31 настоящего закона, не применяется в случаях безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 33 названного закона (за исключением передачи объектов религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Красноярского края).
"Обзор судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в такой передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и используется в настоящее время как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с принятым решением и оспорила его в суд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в такой передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и используется в настоящее время как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с принятым решением и оспорила его в суд.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Документ разрешил передавать в концессию объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Документ разрешил передавать в концессию объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
Статья: Публичные имущественные правомочия
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Конфессиональные имущественные отношения основаны на принципе взаимного уважения материальных потребностей, обеспечивающем взаимные имущественные обязанности, в соответствии с которым органы исполнительной власти передают конфессиональным объединениям находящееся в их ведении в силу различных политико-правовых обстоятельств имущество культового назначения, а религиозное объединение не вправе претендовать на проведение сакральных церемоний в публичных органах, организациях и учреждениях. Владение, пользование и распоряжение объектами недвижимости религиозного назначения регулируются внутриконфессиональными отношениями, основанными на религиозных догматах, и предписаниями административного законодательства, вместе с тем такие отношения обусловлены обеспечением частных нематериальных потребностей и соответствующих им цивилистических интересов, сопряженных прежде всего с обеспечением имущественных правомочий применительно к объектам религиозной недвижимости.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Конфессиональные имущественные отношения основаны на принципе взаимного уважения материальных потребностей, обеспечивающем взаимные имущественные обязанности, в соответствии с которым органы исполнительной власти передают конфессиональным объединениям находящееся в их ведении в силу различных политико-правовых обстоятельств имущество культового назначения, а религиозное объединение не вправе претендовать на проведение сакральных церемоний в публичных органах, организациях и учреждениях. Владение, пользование и распоряжение объектами недвижимости религиозного назначения регулируются внутриконфессиональными отношениями, основанными на религиозных догматах, и предписаниями административного законодательства, вместе с тем такие отношения обусловлены обеспечением частных нематериальных потребностей и соответствующих им цивилистических интересов, сопряженных прежде всего с обеспечением имущественных правомочий применительно к объектам религиозной недвижимости.
Статья: Гражданский оборот
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 2 ст. 21.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 2 ст. 21.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Вопрос: Каков порядок учета (включения в реестр) памятников?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Памятники являются одним из видов объектов культурного наследия и представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (абз. 2 ч. 5 ст. 3 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Памятники являются одним из видов объектов культурного наследия и представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (абз. 2 ч. 5 ст. 3 Закона об объектах культурного наследия).
Статья: Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)Четвертым важным признаком, характеризующим религиозную организацию и отличающим ее от религиозной группы, является ее правосубъектность как юридического лица. Следует констатировать, что деятельность религиозных организаций весьма многообразна, включает в себя как вероисповедные и непосредственно с ними связанные отношения разного вида, так и участие религиозных организаций в мирской (нецерковной) жизни общества. Для осуществления своей деятельности религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания (сооружения), а также использовать иные места, предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных мероприятий и т.д. В соответствии с гражданским законодательством и положениями Федерального закона о свободе совести религиозная организация может выступать собственником имущества (зданий, земельных участков, объектов производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметов религиозного назначения, денежных средств и др.), необходимого для обеспечения ее деятельности, вне зависимости от способа возникновения права на это имущество (приобретено (создано) за счет собственных средств, пожертвовано гражданами (организациями), передано в собственность государством либо приобретено иными законными способами).
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)Четвертым важным признаком, характеризующим религиозную организацию и отличающим ее от религиозной группы, является ее правосубъектность как юридического лица. Следует констатировать, что деятельность религиозных организаций весьма многообразна, включает в себя как вероисповедные и непосредственно с ними связанные отношения разного вида, так и участие религиозных организаций в мирской (нецерковной) жизни общества. Для осуществления своей деятельности религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания (сооружения), а также использовать иные места, предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных мероприятий и т.д. В соответствии с гражданским законодательством и положениями Федерального закона о свободе совести религиозная организация может выступать собственником имущества (зданий, земельных участков, объектов производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметов религиозного назначения, денежных средств и др.), необходимого для обеспечения ее деятельности, вне зависимости от способа возникновения права на это имущество (приобретено (создано) за счет собственных средств, пожертвовано гражданами (организациями), передано в собственность государством либо приобретено иными законными способами).
Готовое решение: Налогообложение некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)освобождены от земельного налога участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, и земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)освобождены от земельного налога участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, и земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Понятие "имущество религиозного назначения" раскрывается в ст. 2 Федерального закона 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", согласно которой к нему относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Понятие "имущество религиозного назначения" раскрывается в ст. 2 Федерального закона 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", согласно которой к нему относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).