Передача медикаментов
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача медикаментов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагается НДС реализация медицинских изделий и медикаментов
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как облагается НДС безвозмездная передача медицинских изделий, медикаментов и другого имущества, предназначенных для борьбы с коронавирусом
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как облагается НДС безвозмездная передача медицинских изделий, медикаментов и другого имущества, предназначенных для борьбы с коронавирусом
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"Статья 53. Продажа, передача лекарственных средств организациями оптовой торговли лекарственными средствами
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"Статья 53. Продажа, передача лекарственных средств организациями оптовой торговли лекарственными средствами
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Отдельно отмечается, что указанные положения применяются в отношении реализации (передачи) лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, и (или) для оказания медицинской помощи лицам, достигшим возраста 18 лет, в течение одного года после достижения ими указанного возраста в случае получения ими такой формы поддержки в рамках деятельности этой некоммерческой организации до достижения возраста 18 лет.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Отдельно отмечается, что указанные положения применяются в отношении реализации (передачи) лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, и (или) для оказания медицинской помощи лицам, достигшим возраста 18 лет, в течение одного года после достижения ими указанного возраста в случае получения ими такой формы поддержки в рамках деятельности этой некоммерческой организации до достижения возраста 18 лет.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Цитата. В Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Цитата. В Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 марта 2026 г. в Москве, а также в Белгородской и Московской областях в рамках эксперимента аптечные организации, отвечающие установленным требованиям, могут дистанционно продавать в розницу лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту. Например, в Москве в рамках данного эксперимента могут работать медицинские организации, включенные в Перечень, утвержденный Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.03.2023 N 222. При этом передача лекарственного препарата должна подтверждаться в том числе подписью лица, получившего его, на документе установленной формы. Не могут продаваться дистанционно, например, те препараты, что содержат наркотические средства, сильнодействующие вещества. Перечень разрешенных к реализации в ходе эксперимента лекарственных препаратов и их фармакотерапевтических групп утверждает Минздрав России (ч. 1 - 3, 10 ст. 55.1 Закона об обращении лекарственных средств);
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 марта 2026 г. в Москве, а также в Белгородской и Московской областях в рамках эксперимента аптечные организации, отвечающие установленным требованиям, могут дистанционно продавать в розницу лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту. Например, в Москве в рамках данного эксперимента могут работать медицинские организации, включенные в Перечень, утвержденный Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.03.2023 N 222. При этом передача лекарственного препарата должна подтверждаться в том числе подписью лица, получившего его, на документе установленной формы. Не могут продаваться дистанционно, например, те препараты, что содержат наркотические средства, сильнодействующие вещества. Перечень разрешенных к реализации в ходе эксперимента лекарственных препаратов и их фармакотерапевтических групп утверждает Минздрав России (ч. 1 - 3, 10 ст. 55.1 Закона об обращении лекарственных средств);
Последние изменения: Соблюдение правил розничной торговли
(КонсультантПлюс, 2025)за нарушение сроков передачи лекарств покупателям аптечные организации несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
(КонсультантПлюс, 2025)за нарушение сроков передачи лекарств покупателям аптечные организации несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 61-ФЗ в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, реклама, отпуск, реализация, передача и применение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздравом), следовательно, государственная регистрация 06.07.2015 лекарственного препарата преследует намерение последующего введения в гражданский оборот на территории РФ до истечения срока действия патента истца (до 30.11.2019), т.к. отсутствие лекарственного препарата на рынке в течение 3 лет (с 2015 по 2018 г.) в соответствии с п. 8 ст. 32 Закона N 61-ФЗ приведет к отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключению лекарственного препарата из Государственного реестра лекарственных средств. Также регистрация Минздравом 19.04.2018 предельных отпускных цен на лекарственный препарат "Гефитиниб" предполагает намерение последующего введения в гражданский оборот на территории РФ данного препарата.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 61-ФЗ в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, реклама, отпуск, реализация, передача и применение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздравом), следовательно, государственная регистрация 06.07.2015 лекарственного препарата преследует намерение последующего введения в гражданский оборот на территории РФ до истечения срока действия патента истца (до 30.11.2019), т.к. отсутствие лекарственного препарата на рынке в течение 3 лет (с 2015 по 2018 г.) в соответствии с п. 8 ст. 32 Закона N 61-ФЗ приведет к отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключению лекарственного препарата из Государственного реестра лекарственных средств. Также регистрация Минздравом 19.04.2018 предельных отпускных цен на лекарственный препарат "Гефитиниб" предполагает намерение последующего введения в гражданский оборот на территории РФ данного препарата.
Статья: Списание и утилизация некачественных товаров
(Орлов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 6)По данному делу интересно Постановление другой судебной инстанции - Девятого ААС от 28.02.2014 N 09АП-1072/2014, где судьи перечислили документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, связанные с уничтожением лекарственных средств с истекшим сроком годности, для уменьшения базы по налогу на прибыль. По их мнению, это: акт инвентаризации товарно-материальных ценностей; решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении; договор с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств; копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности; первичный документ, подтверждающий передачу лекарственных средств на уничтожение; акт об уничтожении лекарственных средств.
(Орлов Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 6)По данному делу интересно Постановление другой судебной инстанции - Девятого ААС от 28.02.2014 N 09АП-1072/2014, где судьи перечислили документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, связанные с уничтожением лекарственных средств с истекшим сроком годности, для уменьшения базы по налогу на прибыль. По их мнению, это: акт инвентаризации товарно-материальных ценностей; решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении; договор с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств; копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности; первичный документ, подтверждающий передачу лекарственных средств на уничтожение; акт об уничтожении лекарственных средств.
Статья: Реализация принципов обязательного медицинского страхования в контексте финансового обеспечения предоставления бесплатной медицинской помощи: тенденции судебной практики
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Указано, что вывод судов о том, что списание остатков связано с невозможностью иным образом целесообразно организовать их расход для пациентов, не основан на каких-либо доказательствах, имеющихся в материалах дела, и является преждевременным. В рассматриваемом случае в качестве одного из аргументов виновности медицинской организации ТФОМС указывает, что заявитель не осуществил передачу лекарств, у которых истекал срок годности, в другую медицинскую организацию для последующего использования их в рамках оказания соответствующего вида медицинской помощи. Но решение по другому (но в некоторой степени похожему) делу наводит на мысль о том, что и указанная деятельность в некоторых случаях может быть признана в качестве нецелевого расходования средств ОМС. Так, медицинской организацией лекарства с истекающим сроком годности были не списаны, а переданы другим медицинским учреждениям. Взамен переданных лекарственных препаратов от других медицинских учреждений также были получены медикаменты, но на сумму меньшую, чем передала медицинская организация - участник спорных правоотношений. Суд указал, что заявителю безвозмездно передавать лекарственные препараты, которые были приобретены за счет денежных средств обязательного медицинского страхования, в иные медицинские организации было нельзя. Это является нарушением норм, установленных в п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ и п. 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС <11>.
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Указано, что вывод судов о том, что списание остатков связано с невозможностью иным образом целесообразно организовать их расход для пациентов, не основан на каких-либо доказательствах, имеющихся в материалах дела, и является преждевременным. В рассматриваемом случае в качестве одного из аргументов виновности медицинской организации ТФОМС указывает, что заявитель не осуществил передачу лекарств, у которых истекал срок годности, в другую медицинскую организацию для последующего использования их в рамках оказания соответствующего вида медицинской помощи. Но решение по другому (но в некоторой степени похожему) делу наводит на мысль о том, что и указанная деятельность в некоторых случаях может быть признана в качестве нецелевого расходования средств ОМС. Так, медицинской организацией лекарства с истекающим сроком годности были не списаны, а переданы другим медицинским учреждениям. Взамен переданных лекарственных препаратов от других медицинских учреждений также были получены медикаменты, но на сумму меньшую, чем передала медицинская организация - участник спорных правоотношений. Суд указал, что заявителю безвозмездно передавать лекарственные препараты, которые были приобретены за счет денежных средств обязательного медицинского страхования, в иные медицинские организации было нельзя. Это является нарушением норм, установленных в п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ и п. 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС <11>.
Статья: Организационно-правовые проблемы осуществления медико-социального обеспечения лиц, находящихся в исправительных учреждениях
(Устинов А.Н., Якимова Е.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Обозначенная ситуация позволяет должностным лицам осуществлять незаконный отказ от передачи лекарственных средств, допускает широкое применение усмотрения должностного лица, что нельзя признать допустимым. Процедуры взаимодействия граждан и должностных лиц, должностных лиц между собой в процессе реализации прав граждан должны быть четко регламентированы, чтобы исключить двоякое толкование, что особенно важно в ситуации, когда лицо, права которого могут быть нарушены таким пробелом в правовом регулировании, не обладает возможностью в полной мере воспользоваться правозащитным механизмом.
(Устинов А.Н., Якимова Е.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Обозначенная ситуация позволяет должностным лицам осуществлять незаконный отказ от передачи лекарственных средств, допускает широкое применение усмотрения должностного лица, что нельзя признать допустимым. Процедуры взаимодействия граждан и должностных лиц, должностных лиц между собой в процессе реализации прав граждан должны быть четко регламентированы, чтобы исключить двоякое толкование, что особенно важно в ситуации, когда лицо, права которого могут быть нарушены таким пробелом в правовом регулировании, не обладает возможностью в полной мере воспользоваться правозащитным механизмом.
Вопрос: Об акцизах при производстве и последующей передаче собственнику спиртосодержащих лекарственных средств из давальческого сырья, в том числе капель для приема внутрь спиртовых "Валемидин".
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 03-13-10/33059)Вопрос: Об акцизах при производстве и последующей передаче собственнику спиртосодержащих лекарственных средств из давальческого сырья, в том числе капель для приема внутрь спиртовых "Валемидин".
(Письмо Минфина России от 03.04.2025 N 03-13-10/33059)Вопрос: Об акцизах при производстве и последующей передаче собственнику спиртосодержащих лекарственных средств из давальческого сырья, в том числе капель для приема внутрь спиртовых "Валемидин".
Вопрос: Об НДС при реализации (передаче) лекарственных средств в рамках оказания медпомощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.
(Письмо Минфина России от 05.09.2023 N 03-07-07/84397)Вопрос: У АО возникли вопросы, касающиеся правоприменения положения п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 24.06.2023 N 262-ФЗ) в части, касающейся освобождения от выплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации лекарственных препаратов, ввезенных на территорию Российской Федерации и не зарегистрированных в Российской Федерации, некоммерческой организации, которая создана в соответствии с нормативным правовым актом Президента Российской Федерации в целях обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями (далее - Фонд). В соответствии с новой редакцией НК РФ передача препарата медицинской или фармацевтической организации для освобождения от налога должна быть безвозмездной.
(Письмо Минфина России от 05.09.2023 N 03-07-07/84397)Вопрос: У АО возникли вопросы, касающиеся правоприменения положения п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 24.06.2023 N 262-ФЗ) в части, касающейся освобождения от выплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации лекарственных препаратов, ввезенных на территорию Российской Федерации и не зарегистрированных в Российской Федерации, некоммерческой организации, которая создана в соответствии с нормативным правовым актом Президента Российской Федерации в целях обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями (далее - Фонд). В соответствии с новой редакцией НК РФ передача препарата медицинской или фармацевтической организации для освобождения от налога должна быть безвозмездной.