Передача имущества поселения в район
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества поселения в район (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Сельское поселение
(КонсультантПлюс, 2025)...администрация района обратилась к администрации поселения с предложениями о передаче указанного имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)...администрация района обратилась к администрации поселения с предложениями о передаче указанного имущества.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Передача ими полномочий
(КонсультантПлюс, 2025)Передаваться путем заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений могут лишь отдельные полномочия по вопросам местного значения. Из этого следует, что: а) передаваться могут лишь отдельные полномочия, но не вопросы местного значения; б) передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений или муниципальных районов..."
(КонсультантПлюс, 2025)Передаваться путем заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений могут лишь отдельные полномочия по вопросам местного значения. Из этого следует, что: а) передаваться могут лишь отдельные полномочия, но не вопросы местного значения; б) передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений или муниципальных районов..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Законом Пермского края от 18.12.2006 N 3418-805 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Александровского муниципального района" утверждены перечни объектов муниципальной собственности Александровского муниципального района, передаваемые в целях разграничения имущества в собственность, в том числе, Яйвинского городского поселения Пермского края.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Законом Пермского края от 18.12.2006 N 3418-805 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Александровского муниципального района" утверждены перечни объектов муниципальной собственности Александровского муниципального района, передаваемые в целях разграничения имущества в собственность, в том числе, Яйвинского городского поселения Пермского края.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды муниципального имущества на основании акта органа местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2007 N 27 АВ 032724 на основании договора о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности от 26.01.2007 за городским поселением "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края зарегистрировано право собственности на здание, расположенное по ул. Ленинская, 20, п. Заветы Ильича, часть которого передана в аренду банку.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды муниципального имущества на основании акта органа местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2007 N 27 АВ 032724 на основании договора о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности от 26.01.2007 за городским поселением "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края зарегистрировано право собственности на здание, расположенное по ул. Ленинская, 20, п. Заветы Ильича, часть которого передана в аренду банку.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзац четвертый п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзац четвертый п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации либо в собственность соответственно поселения, муниципального округа, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество, с учетом функционального назначения такого имущества и положений статьи 55 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации либо в собственность соответственно поселения, муниципального округа, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество, с учетом функционального назначения такого имущества и положений статьи 55 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<82> Это подтверждается и данными КСО. В рамках экспертно-аналитического мероприятия, проведенного КСО Челябинской области, "КС от 26 октября 2023 г. N б/н, заключенным между муниципальным образованием "Ларинское сельское поселение" (Уйский район, концедент) и ООО "ПрофМонтаж" (ИНН 7451429050, концессионер), предусмотрено выполнение реконструкции систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (котельная). Вместе с тем концедент обязуется произвести замену котла N 4 КВ-2/95ГГВ-МГП-200 при наличии районного, областного или иного финансирования бюджета Ларинского поселения. Концессионер обязуется проводить капитальный и текущий ремонты и содержание оборудования, осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования "Ларинское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области с использованием объекта Соглашения. Таким образом, фактически заключен договор аренды муниципального имущества".
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<82> Это подтверждается и данными КСО. В рамках экспертно-аналитического мероприятия, проведенного КСО Челябинской области, "КС от 26 октября 2023 г. N б/н, заключенным между муниципальным образованием "Ларинское сельское поселение" (Уйский район, концедент) и ООО "ПрофМонтаж" (ИНН 7451429050, концессионер), предусмотрено выполнение реконструкции систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (котельная). Вместе с тем концедент обязуется произвести замену котла N 4 КВ-2/95ГГВ-МГП-200 при наличии районного, областного или иного финансирования бюджета Ларинского поселения. Концессионер обязуется проводить капитальный и текущий ремонты и содержание оборудования, осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования "Ларинское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области с использованием объекта Соглашения. Таким образом, фактически заключен договор аренды муниципального имущества".
Статья: Наследование по завещанию: проблемные вопросы толкования и применения отдельных норм
(Горелик А.П.)
("Наследственное право", 2022, N 2)Часть третья Гражданского кодекса РФ на протяжении длительного времени являлась наиболее стабильной. Безусловно, и в нее вносились отдельные изменения, которые в основном касались изменения редакций некоторых статей. Так, последовательно изменения коснулись ст. 1151 ГК РФ, определяющей судьбу выморочного имущества. Изначально все выморочное имущество переходило в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. В дальнейшем в целях упрощения перераспределения имущества отдельные его виды (жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности) было предусмотрено передавать в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа.
(Горелик А.П.)
("Наследственное право", 2022, N 2)Часть третья Гражданского кодекса РФ на протяжении длительного времени являлась наиболее стабильной. Безусловно, и в нее вносились отдельные изменения, которые в основном касались изменения редакций некоторых статей. Так, последовательно изменения коснулись ст. 1151 ГК РФ, определяющей судьбу выморочного имущества. Изначально все выморочное имущество переходило в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. В дальнейшем в целях упрощения перераспределения имущества отдельные его виды (жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности) было предусмотрено передавать в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа.
Статья: Лесные пожары и стихия - споры по компенсациям на жилье, скот, иное
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Истцом в администрацию сельского поселения подано заявление о проведении обследования подтопленного участка с целью составления комиссией акта обследования и последующего включения последнего в списки пострадавших граждан в августе 2019 года, которые администрацией сельского поселения переданы вместе с остальными обращениями в администрацию муниципального района.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Истцом в администрацию сельского поселения подано заявление о проведении обследования подтопленного участка с целью составления комиссией акта обследования и последующего включения последнего в списки пострадавших граждан в августе 2019 года, которые администрацией сельского поселения переданы вместе с остальными обращениями в администрацию муниципального района.
Статья: Обращение прокурора в арбитражный суд в порядке ст. 52 АПК РФ: классификация и судебная практика
(Соловьев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)Другой пример - обращение прокурора с требованием о признании сделок недействительными в связи с нарушением законодательства о защите конкуренции. Так, прокуратурой Зерноградского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства при передаче во временное владение и пользование объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, по результатам которой сделан вывод о наличии в деятельности администрации Зерноградского городского поселения злоупотребления правом на передачу указанного имущества ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" без конкурса вопреки интересам иных хозяйствующих субъектов. Обратившись в арбитражный суд, требования прокурора о недействительности сделки были удовлетворены <5>.
(Соловьев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)Другой пример - обращение прокурора с требованием о признании сделок недействительными в связи с нарушением законодательства о защите конкуренции. Так, прокуратурой Зерноградского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства при передаче во временное владение и пользование объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, по результатам которой сделан вывод о наличии в деятельности администрации Зерноградского городского поселения злоупотребления правом на передачу указанного имущества ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" без конкурса вопреки интересам иных хозяйствующих субъектов. Обратившись в арбитражный суд, требования прокурора о недействительности сделки были удовлетворены <5>.
Статья: Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такой земельный участок может перейти в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа. Если земельный участок расположен в субъекте РФ - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, он переходит в собственность такого субъекта РФ (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такой земельный участок может перейти в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа. Если земельный участок расположен в субъекте РФ - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, он переходит в собственность такого субъекта РФ (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Как видно, решая вопрос о порядке передаче имущества из муниципальной собственности в государственную, Суд обошел стороной вопрос об основаниях такой передачи, т.е. об обоснованности необходимости передачи муниципального имущества в региональную собственность при перераспределении полномочий (из Определения недостаточно ясно, обусловлено ли это предметом жалобы). Хотя именно этот вопрос является здесь центральным. Возможно, учитывая практику передачи имущества в случае делегирования государственных полномочий, практику реализации соглашений между муниципальным районом и поселениями по передаче отдельных полномочий, а также практику перераспределения полномочий между муниципалитетами и субъектами Федерации, необходимо ставить вопрос о достаточности имеющихся гражданско-правовых средств для управления публичной собственностью, о расширении предназначения отдельных из них либо закреплении отдельного (ограниченного) вещного права для указанных случаев.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Как видно, решая вопрос о порядке передаче имущества из муниципальной собственности в государственную, Суд обошел стороной вопрос об основаниях такой передачи, т.е. об обоснованности необходимости передачи муниципального имущества в региональную собственность при перераспределении полномочий (из Определения недостаточно ясно, обусловлено ли это предметом жалобы). Хотя именно этот вопрос является здесь центральным. Возможно, учитывая практику передачи имущества в случае делегирования государственных полномочий, практику реализации соглашений между муниципальным районом и поселениями по передаче отдельных полномочий, а также практику перераспределения полномочий между муниципалитетами и субъектами Федерации, необходимо ставить вопрос о достаточности имеющихся гражданско-правовых средств для управления публичной собственностью, о расширении предназначения отдельных из них либо закреплении отдельного (ограниченного) вещного права для указанных случаев.
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество по договору безвозмездного пользования
(КонсультантПлюс, 2025)1. Передать нежилое здание по адресу: Амурская область, Благовещенский район, д. Ивановка, ул. Заречная, д. 19, этажность - 1, площадь 1 200 кв. м, кадастровый номер - 28:08:5535538:22, в безвозмездное пользование администрации Тихоновского сельского поселения для размещения детского сада.
(КонсультантПлюс, 2025)1. Передать нежилое здание по адресу: Амурская область, Благовещенский район, д. Ивановка, ул. Заречная, д. 19, этажность - 1, площадь 1 200 кв. м, кадастровый номер - 28:08:5535538:22, в безвозмездное пользование администрации Тихоновского сельского поселения для размещения детского сада.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проверяя законность п. 272 раздела "Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда" Перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Черниговского муниципального района в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения, являющегося приложением N 2 к Закону Приморского края от 9 августа 2007 г. N 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что Приморский краевой суд "необоснованно сделал вывод о том, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения, имеющие исключительно технический характер" <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проверяя законность п. 272 раздела "Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда" Перечня предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Черниговского муниципального района в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения, являющегося приложением N 2 к Закону Приморского края от 9 августа 2007 г. N 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что Приморский краевой суд "необоснованно сделал вывод о том, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения, имеющие исключительно технический характер" <1>.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок описи отдельных видов наследственного имущества установлен ст. 66 Основ законодательства о нотариате. Согласно указанной статье входящее в состав наследства и не требующее управления имущество (деньги, валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них и не требующие управления ценные бумаги, иное такое имущество) в предусмотренных федеральным законом случаях вносится в депозит нотариуса или передается банку на хранение по договору либо передается нотариусом по договору на хранение кому-либо из наследников, а при невозможности передать его наследникам - другому лицу по усмотрению нотариуса. В поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, опись наследственного имущества и передачу его на хранение осуществляет соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, наделенные правом совершать нотариальные действия.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок описи отдельных видов наследственного имущества установлен ст. 66 Основ законодательства о нотариате. Согласно указанной статье входящее в состав наследства и не требующее управления имущество (деньги, валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них и не требующие управления ценные бумаги, иное такое имущество) в предусмотренных федеральным законом случаях вносится в депозит нотариуса или передается банку на хранение по договору либо передается нотариусом по договору на хранение кому-либо из наследников, а при невозможности передать его наследникам - другому лицу по усмотрению нотариуса. В поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, опись наследственного имущества и передачу его на хранение осуществляет соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, наделенные правом совершать нотариальные действия.
Статья: Участие колхозов в аграрном комплексе России: история и современная практика
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Например, прокурор в интересах местной администрации может обратиться в суд в случаях неиспользования сельскохозяйственных угодий и фактического отсутствия собственника. Подобная ситуация была разрешена в 2020 г. в Ярославской области. Прокурор в иске указал, что после умершего имеется земельная доля (пай) в размере 9,3 га в СПК "Страна Советов", но наследников у него нет. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-191/2020 требования прокурора были удовлетворены. Суд мотивировал их тем, что при неоформлении надлежащим образом земли не вносятся платежи, такие как земельный налог, арендная плата. Это отражается, во-первых, в недополучении бюджетом средств, а во-вторых, в неисполнении органом муниципальной власти своих полномочий. Наличие невостребованного земельного участка, принадлежащего умершему собственнику, нарушает интересы соответственно Российской Федерации в целом и сельского поселения в частности. Таким образом, фактически выморочное имущество передается решением суда в собственность муниципального образования.
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Например, прокурор в интересах местной администрации может обратиться в суд в случаях неиспользования сельскохозяйственных угодий и фактического отсутствия собственника. Подобная ситуация была разрешена в 2020 г. в Ярославской области. Прокурор в иске указал, что после умершего имеется земельная доля (пай) в размере 9,3 га в СПК "Страна Советов", но наследников у него нет. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 29 сентября 2020 г. по делу N 2-191/2020 требования прокурора были удовлетворены. Суд мотивировал их тем, что при неоформлении надлежащим образом земли не вносятся платежи, такие как земельный налог, арендная плата. Это отражается, во-первых, в недополучении бюджетом средств, а во-вторых, в неисполнении органом муниципальной власти своих полномочий. Наличие невостребованного земельного участка, принадлежащего умершему собственнику, нарушает интересы соответственно Российской Федерации в целом и сельского поселения в частности. Таким образом, фактически выморочное имущество передается решением суда в собственность муниципального образования.