Перечисление неустойки по контракту в бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечисление неустойки по контракту в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ответственность гаранта по банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)...В связи с неисполнением ООО... обязательств по контракту в адрес Банка (Гаранта) Администрацией (Бенефициаром) направлено требование... о перечислении банковской гарантии...
(КонсультантПлюс, 2025)...В связи с неисполнением ООО... обязательств по контракту в адрес Банка (Гаранта) Администрацией (Бенефициаром) направлено требование... о перечислении банковской гарантии...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О перечислении неустойки в бюджет субъекта РФ при ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по госконтракту, расходные обязательства по которому софинансируются из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 26.12.2022 N 02-18-07/127219)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 06.12.2022 по вопросу перечисления неустойки в бюджет края за поставщика при ненадлежащем исполнении им своих обязательств по государственному контракту, расходные обязательства края по оплате которого софинансируются из федерального бюджета (далее - обращение, Министерство), и сообщает.
(Письмо Минфина России от 26.12.2022 N 02-18-07/127219)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 06.12.2022 по вопросу перечисления неустойки в бюджет края за поставщика при ненадлежащем исполнении им своих обязательств по государственному контракту, расходные обязательства края по оплате которого софинансируются из федерального бюджета (далее - обращение, Министерство), и сообщает.
Последние изменения: Неустойка (пени, штрафы) в контракте по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин отметил особенности перечисления неустоек по контрактам в доход бюджета.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин отметил особенности перечисления неустоек по контрактам в доход бюджета.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 257н
(ред. от 23.08.2024)
"Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2020 N 61230)9. Для подтверждения денежного обязательства, возникшего по бюджетному обязательству, обусловленному договором (государственным контрактом), предусматривающим обязанность получателя средств федерального бюджета - государственного заказчика по перечислению суммы неустойки (штрафа, пеней) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в доход федерального бюджета, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, не позднее представления Распоряжения на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту) Распоряжение на перечисление в доход федерального бюджета суммы неустойки (штрафа, пеней) по данному договору (государственному контракту).
(ред. от 23.08.2024)
"Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2020 N 61230)9. Для подтверждения денежного обязательства, возникшего по бюджетному обязательству, обусловленному договором (государственным контрактом), предусматривающим обязанность получателя средств федерального бюджета - государственного заказчика по перечислению суммы неустойки (штрафа, пеней) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в доход федерального бюджета, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, не позднее представления Распоряжения на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту) Распоряжение на перечисление в доход федерального бюджета суммы неустойки (штрафа, пеней) по данному договору (государственному контракту).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"8. В целях исключения риска недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов взыскателя исходя из положений пункта 2 статьи 242.1 БК РФ перечисление сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счет представителя взыскателя или по просьбе взыскателя на счет иного лица не допускается независимо от наличия этого полномочия в доверенности.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"8. В целях исключения риска недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов взыскателя исходя из положений пункта 2 статьи 242.1 БК РФ перечисление сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счет представителя взыскателя или по просьбе взыскателя на счет иного лица не допускается независимо от наличия этого полномочия в доверенности.
Статья: Списание неустойки по контрактам в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Таким образом, удержать неустойку из суммы контракта можно, только если это предусмотрено в договоре (контракте). Погашенной она будет считаться только по факту поступления надлежащему получателю (в случае казенного учреждения - по факту перечисления в бюджет). Для бюджетных и автономных учреждений неустойка, удержанная из кредиторской задолженности по условиям договора, считается погашенной по факту подписания документов о зачете.
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Таким образом, удержать неустойку из суммы контракта можно, только если это предусмотрено в договоре (контракте). Погашенной она будет считаться только по факту поступления надлежащему получателю (в случае казенного учреждения - по факту перечисления в бюджет). Для бюджетных и автономных учреждений неустойка, удержанная из кредиторской задолженности по условиям договора, считается погашенной по факту подписания документов о зачете.
Статья: О правилах списания неустоек по государственным и муниципальным контрактам
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- действия заказчика согласуются с мнением Минфина, высказанным в Письмах от 02.04.2016 N 02-02-14/24253 и от 30.12.2016 N 09-04-08/80112, в соответствии с которыми в случае, если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет или о зачете неустойки при оплате контракта, списание неустойки не осуществляется;
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- действия заказчика согласуются с мнением Минфина, высказанным в Письмах от 02.04.2016 N 02-02-14/24253 и от 30.12.2016 N 09-04-08/80112, в соответствии с которыми в случае, если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет или о зачете неустойки при оплате контракта, списание неустойки не осуществляется;
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Считается ли просрочкой своевременная поставка товара ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4.3 Контракта просрочка поставки товара влечет за собой выплату пеней в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от стоимости недопоставленного товара, которые должны быть перечислены в бюджет Санкт-Петербурга. Кроме того, пунктом 4.5 Контракта предусмотрены штрафные санкции за неисполнение обязательств, размер которых составляет - 0,5% от суммы Контракта. Пунктом 4.5 Контракта предусмотрены дополнительные санкции - поставка товара без документов, подтверждающих качество товара, влечет за собой уплату поставщиком неустойки в виде пеней в размере 0,5% от стоимости товара, поставленного без документов.
Считается ли просрочкой своевременная поставка товара ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4.3 Контракта просрочка поставки товара влечет за собой выплату пеней в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от стоимости недопоставленного товара, которые должны быть перечислены в бюджет Санкт-Петербурга. Кроме того, пунктом 4.5 Контракта предусмотрены штрафные санкции за неисполнение обязательств, размер которых составляет - 0,5% от суммы Контракта. Пунктом 4.5 Контракта предусмотрены дополнительные санкции - поставка товара без документов, подтверждающих качество товара, влечет за собой уплату поставщиком неустойки в виде пеней в размере 0,5% от стоимости товара, поставленного без документов.
Статья: Доходы от пени и штрафов в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 3)Если неустойку начисляет и зачитывает казенное учреждение, не являющееся администратором доходов, такую неустойку оно обязано перечислить в доход бюджета. Это отражается в учете так:
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 3)Если неустойку начисляет и зачитывает казенное учреждение, не являющееся администратором доходов, такую неустойку оно обязано перечислить в доход бюджета. Это отражается в учете так:
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может быть как взыскателем штрафа (пени, неустойки) по государственному (муниципальному) контракту, так и плательщиком штрафных санкций за неисполнение обязательств по такому контракту.
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может быть как взыскателем штрафа (пени, неустойки) по государственному (муниципальному) контракту, так и плательщиком штрафных санкций за неисполнение обязательств по такому контракту.
Статья: Бухгалтерский учет доходов от санкций за нарушение Закона N 44-ФЗ
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Согласно бюджетному законодательству РФ поступления в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности признаются доходами бюджета. К указанным мерам административной ответственности, в частности, относятся доходы в виде штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций в соответствии с законодательством РФ (включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) (п. 1 Письма Минфина России N 02-07-10/115351).
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Согласно бюджетному законодательству РФ поступления в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности признаются доходами бюджета. К указанным мерам административной ответственности, в частности, относятся доходы в виде штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций в соответствии с законодательством РФ (включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) (п. 1 Письма Минфина России N 02-07-10/115351).
Готовое решение: Как санкционируют расходы учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы как заказчик удерживаете с контрагента неустойку (штрафы, пени) за нарушение договорных обязательств, не забудьте одновременно с распоряжением на оплату по контракту представить распоряжение на перечисление неустойки в бюджет.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы как заказчик удерживаете с контрагента неустойку (штрафы, пени) за нарушение договорных обязательств, не забудьте одновременно с распоряжением на оплату по контракту представить распоряжение на перечисление неустойки в бюджет.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных на повышение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в 2021 - 2024 годах"
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)Также ФКУ Управтодор Москва - Нижний Новгород в ходе контрольного мероприятия направлены претензии подрядным организациям в части возмещения средств по возвратным материалам на общую сумму 26,3 млн рублей, из которых АО "Марийскавтодор" перечислило в доход федерального бюджета средства в объеме 317,1 тыс. рублей.
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)Также ФКУ Управтодор Москва - Нижний Новгород в ходе контрольного мероприятия направлены претензии подрядным организациям в части возмещения средств по возвратным материалам на общую сумму 26,3 млн рублей, из которых АО "Марийскавтодор" перечислило в доход федерального бюджета средства в объеме 317,1 тыс. рублей.
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения отразить удержание неустойки из обеспечения госконтракта
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что казенные учреждения, получившие неустойку из обеспечения госконтракта, должны перечислить ее в доход бюджета в качестве неналогового дохода бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что казенные учреждения, получившие неустойку из обеспечения госконтракта, должны перечислить ее в доход бюджета в качестве неналогового дохода бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ).
Вопрос: Об исполнении судебного решения, предусматривающего зачет взаимных требований сторон, связанных с исполнением госконтракта, и отражении такой операции в бюджетном учете.
(Письмо Минфина России от 22.11.2024 N 02-07-08/117535)Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации принятые получателем бюджетных средств денежные обязательства по оплате фактически выполненных работ по государственному контракту (в соответствии с решением суда) подлежат исполнению путем перечисления подрядчику средств с лицевого счета получателя бюджетных средств суммы долга за фактически выполненные работы по государственному контракту с учетом произведенного удержания (зачета) суммы неустойки с одновременным перечислением указанной суммы неустойки в доход соответствующего бюджета.
(Письмо Минфина России от 22.11.2024 N 02-07-08/117535)Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации принятые получателем бюджетных средств денежные обязательства по оплате фактически выполненных работ по государственному контракту (в соответствии с решением суда) подлежат исполнению путем перечисления подрядчику средств с лицевого счета получателя бюджетных средств суммы долга за фактически выполненные работы по государственному контракту с учетом произведенного удержания (зачета) суммы неустойки с одновременным перечислением указанной суммы неустойки в доход соответствующего бюджета.