Перечень заболеваний для получения инвалидности
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень заболеваний для получения инвалидности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30 "Оценка пенсионных прав застрахованных лиц" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, поскольку перечень периодов, подлежащих включению в общий трудовой стаж, определенный законодателем в статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, между тем, в названный перечень включен период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной только вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу."
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2024 N 77-908/2024
Процессуальные вопросы: Принято постановление об отказе в освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью.
Решение: Постановление отменено, материал передан на новое рассмотрение.В ходе рассмотрения ходатайства осужденного Ф.Н.ПА. суд пришел к выводу о том, что у Ф.Н.ПА. имеется заболевание, входящее в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Однако, принимая решение по ходатайству, суд, несмотря на выводы специальной медицинской комиссии о наличии у него тяжелого заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, отказал в удовлетворении его ходатайства, указав, что осужденный получает специальную терапию, на момент рассмотрения ходатайства его состояние является удовлетворительным, при этом он самостоятельно и довольно активно передвигается, имеет поощрения за добросовестный труд, участвует в жизни отряда и в судебном заседании. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что указанное в Перечне основное заболевание имелось у Ф.Н.ПА. до совершения им преступления, а то обстоятельство, что оно прогрессирует и что повлекло установление ему 1 группы инвалидности (ранее была 2 группа инвалидности), не свидетельствует о получении им нового тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания.
Процессуальные вопросы: Принято постановление об отказе в освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью.
Решение: Постановление отменено, материал передан на новое рассмотрение.В ходе рассмотрения ходатайства осужденного Ф.Н.ПА. суд пришел к выводу о том, что у Ф.Н.ПА. имеется заболевание, входящее в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Однако, принимая решение по ходатайству, суд, несмотря на выводы специальной медицинской комиссии о наличии у него тяжелого заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, отказал в удовлетворении его ходатайства, указав, что осужденный получает специальную терапию, на момент рассмотрения ходатайства его состояние является удовлетворительным, при этом он самостоятельно и довольно активно передвигается, имеет поощрения за добросовестный труд, участвует в жизни отряда и в судебном заседании. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что указанное в Перечне основное заболевание имелось у Ф.Н.ПА. до совершения им преступления, а то обстоятельство, что оно прогрессирует и что повлекло установление ему 1 группы инвалидности (ранее была 2 группа инвалидности), не свидетельствует о получении им нового тяжелого заболевания, препятствующего отбыванию наказания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации являются болезни, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения <1>. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет (URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048). В настоящее время в перечне к орфанным заболеваниям относят 292 нозологии <2>. Однако большинство заболеваний из него не включены в программы государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения, то есть пациенты с такими заболеваниями не имеют права на получение лекарств за счет средств государственного бюджета, как регионального, так и федерального, без установленной инвалидности. Перечень имеет осведомительный и прикладной характер для медицинских специалистов. Вместе с тем Правительство Российской Федерации также утвердило Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который в настоящее время включает 17 заболеваний <3>. Пациенты, заболевания которых включены в данный перечень, могут обеспечиваться всеми лекарственными препаратами, необходимыми для лечения заболевания, за счет средств бюджетных ассигнований регионального бюджета. Дополнительный согласованный перечень отсутствует.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации являются болезни, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения <1>. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет (URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/8048). В настоящее время в перечне к орфанным заболеваниям относят 292 нозологии <2>. Однако большинство заболеваний из него не включены в программы государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения, то есть пациенты с такими заболеваниями не имеют права на получение лекарств за счет средств государственного бюджета, как регионального, так и федерального, без установленной инвалидности. Перечень имеет осведомительный и прикладной характер для медицинских специалистов. Вместе с тем Правительство Российской Федерации также утвердило Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который в настоящее время включает 17 заболеваний <3>. Пациенты, заболевания которых включены в данный перечень, могут обеспечиваться всеми лекарственными препаратами, необходимыми для лечения заболевания, за счет средств бюджетных ассигнований регионального бюджета. Дополнительный согласованный перечень отсутствует.
Статья: Семья с редким (орфанным) пациентом как субъект правоотношений в сфере здравоохранения: миф или реальность?
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При таких обстоятельствах для получения льготного лекарственного обеспечения пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями вынуждены проходить через процедуру установления инвалидности, чтобы войти в перечень федеральных льготников. Но и такой подход не может разрешить проблемы пациентов благополучно в полной мере. Установленная инвалидность ведет к целому перечню социальных гарантий (в которых, справедливости ради, не всегда и нуждаются пациенты с редким (орфанным) заболеванием). Для того чтобы получить весь комплекс поддержки, регулятор последовательно установил сложную процедуру для получения инвалидности. Так, зачастую у орфанных пациентов есть единственная потребность в льготном лекарственном обеспечении, но нет актуального запроса, например в денежных выплатах или льготах на коммунальные платежи и проч. Тем не менее именно инвалидность остается единственным доступным основанием для получения жизненно необходимого лекарственного препарата бесплатно. В такой ситуации в заведомо проигрышной позиции оказываются все участники процесса: пациент, который должен доказать ограничение функций своего организма, которые нередко при течении редких (орфанных) заболеваний отсутствуют; врач, который вынужден обосновать тяжесть течения заболевания согласно критериям, чтобы пациент смог получать препарат, и государство, которое приобретает дополнительного льготника и обязано предоставить ему весь пакет социальных гарантий. При наличии персонифицированного подхода к пациенту и его семье таких рисков можно было избежать, предоставляя только ту государственную поддержку, в которой действительно нуждается пациент и его семья. В некоторых случаях достаточно было бы только обеспечить лекарствами, в других - лекарствами и оплатой генетических анализов, в некоторых - могла бы действительно понадобиться инвалидность.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При таких обстоятельствах для получения льготного лекарственного обеспечения пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями вынуждены проходить через процедуру установления инвалидности, чтобы войти в перечень федеральных льготников. Но и такой подход не может разрешить проблемы пациентов благополучно в полной мере. Установленная инвалидность ведет к целому перечню социальных гарантий (в которых, справедливости ради, не всегда и нуждаются пациенты с редким (орфанным) заболеванием). Для того чтобы получить весь комплекс поддержки, регулятор последовательно установил сложную процедуру для получения инвалидности. Так, зачастую у орфанных пациентов есть единственная потребность в льготном лекарственном обеспечении, но нет актуального запроса, например в денежных выплатах или льготах на коммунальные платежи и проч. Тем не менее именно инвалидность остается единственным доступным основанием для получения жизненно необходимого лекарственного препарата бесплатно. В такой ситуации в заведомо проигрышной позиции оказываются все участники процесса: пациент, который должен доказать ограничение функций своего организма, которые нередко при течении редких (орфанных) заболеваний отсутствуют; врач, который вынужден обосновать тяжесть течения заболевания согласно критериям, чтобы пациент смог получать препарат, и государство, которое приобретает дополнительного льготника и обязано предоставить ему весь пакет социальных гарантий. При наличии персонифицированного подхода к пациенту и его семье таких рисков можно было избежать, предоставляя только ту государственную поддержку, в которой действительно нуждается пациент и его семья. В некоторых случаях достаточно было бы только обеспечить лекарствами, в других - лекарствами и оплатой генетических анализов, в некоторых - могла бы действительно понадобиться инвалидность.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Оплата лечения сотрудника: законы и практика
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 11)Прочие компенсирующие выплаты
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 11)Прочие компенсирующие выплаты
Статья: Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При отсутствии единой комплексной стратегии в рассматриваемой сфере возникают различные проблемы законодательного и организационного характера. Так, долгое время был не решен вопрос с лекарственным обеспечением по достижении 18 лет пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, у которых на фоне эффективной терапии в детском возрасте функции организма могут сохраниться на уровне, не позволяющем получить статус инвалида и, соответственно, претендовать на лекарственное обеспечение. В настоящее время решается вопрос об установлении переходного периода для граждан, достигших 18 лет. В течение года после совершеннолетия такие лица будут обеспечиваться лекарствами за счет средств фонда "Круг добра". В этой связи следует отметить, что такое заболевание, как спинальная мышечная атрофия, не входит в льготные перечни орфанных заболеваний. По мнению директора фонда "Семьи СМА" Германенко О.Ю., передача полномочий по лекарственному обеспечению лиц со СМА на федеральный уровень даст равный доступ к терапии для детей и взрослых - пока лекарствами обеспечено менее половины пациентов старше 18 лет <16>.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При отсутствии единой комплексной стратегии в рассматриваемой сфере возникают различные проблемы законодательного и организационного характера. Так, долгое время был не решен вопрос с лекарственным обеспечением по достижении 18 лет пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, у которых на фоне эффективной терапии в детском возрасте функции организма могут сохраниться на уровне, не позволяющем получить статус инвалида и, соответственно, претендовать на лекарственное обеспечение. В настоящее время решается вопрос об установлении переходного периода для граждан, достигших 18 лет. В течение года после совершеннолетия такие лица будут обеспечиваться лекарствами за счет средств фонда "Круг добра". В этой связи следует отметить, что такое заболевание, как спинальная мышечная атрофия, не входит в льготные перечни орфанных заболеваний. По мнению директора фонда "Семьи СМА" Германенко О.Ю., передача полномочий по лекарственному обеспечению лиц со СМА на федеральный уровень даст равный доступ к терапии для детей и взрослых - пока лекарствами обеспечено менее половины пациентов старше 18 лет <16>.
Статья: Комментарий к Письму Роструда от 14.11.2023 N ПГ/23473-6-1 <Сотрудникам-"срочникам" тоже полагается пособие при увольнении>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 24)- инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий по защите Отечества;
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 24)- инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий по защите Отечества;
Статья: Имеет ли право инвалид после выхода из психоневрологического интерната на жилье, из которого он был взят в ПНИ?
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Суть дела: Прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах Ф.И.О., обратился в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что Ф.И.О. проживает с Ф.И.О. 1, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (сын), Ф.И.О. 6, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (дочь), Ф.И.О. 14, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (внучка). Ф.И.О. состоит на диспансерном учете у врача-психиатра с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с диагнозом. Согласно данным, предоставленным ОГБУЗ "Томская клиническая психиатрическая больница", Ф.И.О. страдает тяжелой формой хронического заболевания, в связи с чем по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Ссылаясь на Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 51 ЖК РФ, Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, просит обязать администрацию г. Томска предоставить Ф.И.О. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Суть дела: Прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах Ф.И.О., обратился в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что Ф.И.О. проживает с Ф.И.О. 1, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (сын), Ф.И.О. 6, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (дочь), Ф.И.О. 14, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (внучка). Ф.И.О. состоит на диспансерном учете у врача-психиатра с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с диагнозом. Согласно данным, предоставленным ОГБУЗ "Томская клиническая психиатрическая больница", Ф.И.О. страдает тяжелой формой хронического заболевания, в связи с чем по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Ссылаясь на Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 51 ЖК РФ, Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, просит обязать администрацию г. Томска предоставить Ф.И.О. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Российское законодательство об иммунопрофилактике предусматривает гарантии в виде государственных пособий для пострадавших вследствие поствакцинальных осложнений, однако по факту они остаются невостребованными. Это можно объяснить прежде всего символическими размерами пособий. Например, в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, члены его семьи имеют право на получение единовременного пособия в размере 30 тыс. руб. Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1 000 руб. <1>. Кроме того, условием выплаты пособия является то, что поствакцинальное осложнение входит в утвержденный Правительством РФ перечень, который не изменялся с 1999 г. <2>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Российское законодательство об иммунопрофилактике предусматривает гарантии в виде государственных пособий для пострадавших вследствие поствакцинальных осложнений, однако по факту они остаются невостребованными. Это можно объяснить прежде всего символическими размерами пособий. Например, в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, члены его семьи имеют право на получение единовременного пособия в размере 30 тыс. руб. Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1 000 руб. <1>. Кроме того, условием выплаты пособия является то, что поствакцинальное осложнение входит в утвержденный Правительством РФ перечень, который не изменялся с 1999 г. <2>.
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)отдельных групп населения, например: детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)отдельных групп населения, например: детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок и оформить справку для определения размера пособия по безработице
(КонсультантПлюс, 2025)работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
(КонсультантПлюс, 2025)работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
Статья: О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Неурегулированность поставленного вопроса на законодательном уровне (вероятно, речь может вестись и о квалифицированном молчании законодателя) не могла не сказаться и на правоприменительной практике. Так, если изначально финансирование мероприятий по обеспечению жильем инвалидов вне зависимости от даты их постановки на учет суды относили к статьям расходов федерального бюджета, то уже с 2016 г. распространение получила позиция, согласно которой обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации <6>. Впрочем, уже в 2018 г. в очередном Обзоре судебной практики нашла отражение противоположная позиция, согласно которой гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местными властями. Согласно обстоятельствам дела К. поставлена в льготный список нуждающихся в жилом помещении в 2015 г., длительное время жильем фактически обеспечена не была. Судами сделан вывод о том, что К. подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от бюджетной обеспеченности муниципального образования <7>.
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Неурегулированность поставленного вопроса на законодательном уровне (вероятно, речь может вестись и о квалифицированном молчании законодателя) не могла не сказаться и на правоприменительной практике. Так, если изначально финансирование мероприятий по обеспечению жильем инвалидов вне зависимости от даты их постановки на учет суды относили к статьям расходов федерального бюджета, то уже с 2016 г. распространение получила позиция, согласно которой обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации <6>. Впрочем, уже в 2018 г. в очередном Обзоре судебной практики нашла отражение противоположная позиция, согласно которой гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местными властями. Согласно обстоятельствам дела К. поставлена в льготный список нуждающихся в жилом помещении в 2015 г., длительное время жильем фактически обеспечена не была. Судами сделан вывод о том, что К. подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от бюджетной обеспеченности муниципального образования <7>.
Вопрос: Об установлении причин инвалидности при переосвидетельствовании лиц, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы согласно законодательству, действующему в ЛНР до 01.03.2023.
(Письмо Минтруда России от 06.05.2024 N 13-4/В-797)Таким образом, при переосвидетельствовании в учреждениях медико-социальной экспертизы лиц, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством, действующим на территории Луганской Народной Республики до 1 марта 2023 г., и имеющих патологии, которые не входят в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 592, при установлении им инвалидности в безусловном порядке в соответствии с Тождеством устанавливается причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" или "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
(Письмо Минтруда России от 06.05.2024 N 13-4/В-797)Таким образом, при переосвидетельствовании в учреждениях медико-социальной экспертизы лиц, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством, действующим на территории Луганской Народной Республики до 1 марта 2023 г., и имеющих патологии, которые не входят в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 592, при установлении им инвалидности в безусловном порядке в соответствии с Тождеством устанавливается причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" или "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Статья: Цифровые технологии как средство реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Кроме того, на сегодняшний день имеют место несколько цифровых сервисов: посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" избиратели могут получить доступ к девяти таким услугам в разделе "Мои выборы". Например, имеется возможность подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а также о голосовании вне помещения для голосования (в случаях болезни, инвалидности и иных причин, установленных законом). Помимо указанного, избиратели имеют право получать информирование по ряду вопросов, связанных с проведением выборов: непосредственно о выборах, об избирательных комиссиях, о включении в список избирателей на избирательном участке, о факте подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, о кандидатах и избирательных объединениях и т.д. 50 миллионов зарегистрированных на портале "Госуслуги" граждан смогли уже в 2019 г. воспользоваться разделом "Мои выборы" <10>.
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Кроме того, на сегодняшний день имеют место несколько цифровых сервисов: посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" избиратели могут получить доступ к девяти таким услугам в разделе "Мои выборы". Например, имеется возможность подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, а также о голосовании вне помещения для голосования (в случаях болезни, инвалидности и иных причин, установленных законом). Помимо указанного, избиратели имеют право получать информирование по ряду вопросов, связанных с проведением выборов: непосредственно о выборах, об избирательных комиссиях, о включении в список избирателей на избирательном участке, о факте подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, о кандидатах и избирательных объединениях и т.д. 50 миллионов зарегистрированных на портале "Госуслуги" граждан смогли уже в 2019 г. воспользоваться разделом "Мои выборы" <10>.