Перечень видов отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень видов отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)не допускать захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень таких видов отходов утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р. Исключение составляют твердые коммунальные отходы, образованные на труднодоступных территориях (п. 8 ст. 12 Закона об отходах);
(КонсультантПлюс, 2025)не допускать захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень таких видов отходов утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р. Исключение составляют твердые коммунальные отходы, образованные на труднодоступных территориях (п. 8 ст. 12 Закона об отходах);
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2394 утвержден Перечень видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2394 утвержден Перечень видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Юридические лица, индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Юридические лица, индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Закон запрещает возвращать некоторые вещественные доказательства лицам, их представившим в суд (ч. 3 ст. 75 КАС РФ). К таким вещественным доказательствам относятся предметы, которые согласно федеральному закону не могут находиться в собственности или во владении отдельных лиц. Предметы, которые согласно федеральному закону не могут находиться во владении отдельных лиц, передаются соответствующим организациям. Указанная норма носит отсылочный характер. Так, перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ от 22.02.1992 N 179, а также Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 08.12.2003), ст. 6, Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от 30.06.2003), ст. 5. К такого рода веществам относятся драгоценные и радиоземельные металлы, яды, наркотические средства, психотропные вещества и пр. <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Закон запрещает возвращать некоторые вещественные доказательства лицам, их представившим в суд (ч. 3 ст. 75 КАС РФ). К таким вещественным доказательствам относятся предметы, которые согласно федеральному закону не могут находиться в собственности или во владении отдельных лиц. Предметы, которые согласно федеральному закону не могут находиться во владении отдельных лиц, передаются соответствующим организациям. Указанная норма носит отсылочный характер. Так, перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ от 22.02.1992 N 179, а также Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 08.12.2003), ст. 6, Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от 30.06.2003), ст. 5. К такого рода веществам относятся драгоценные и радиоземельные металлы, яды, наркотические средства, психотропные вещества и пр. <1>.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)При этом к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, не предъявляется требование о включении в реестр утилизаторов, а к результату утилизации не применяются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2394 "Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров".
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)При этом к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, не предъявляется требование о включении в реестр утилизаторов, а к результату утилизации не применяются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2394 "Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров".
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождение, условия образования, принадлежность к определенному производству, технология, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), в целом определялся Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242. Согласно этому Каталогу отходы добычи полезных ископаемых, к которым в том числе были отнесены отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых, были отнесены к блоку 2 "Отходы добычи полезных ископаемых", при этом виды отходов, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, отнесены к V классу опасности (практически неопасные отходы). В связи с тем что отходы, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, были отнесены к V классу опасности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, были обязаны соблюдать ряд требований, установленных Законом об отходах производства и потребления.
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождение, условия образования, принадлежность к определенному производству, технология, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), в целом определялся Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242. Согласно этому Каталогу отходы добычи полезных ископаемых, к которым в том числе были отнесены отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых, были отнесены к блоку 2 "Отходы добычи полезных ископаемых", при этом виды отходов, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, отнесены к V классу опасности (практически неопасные отходы). В связи с тем что отходы, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, были отнесены к V классу опасности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, были обязаны соблюдать ряд требований, установленных Законом об отходах производства и потребления.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)перечень (виды) услуг (например, санитарное и техническое обслуживание объектов жилищно-коммунального назначения, вывоз отходов и др.);
(КонсультантПлюс, 2025)перечень (виды) услуг (например, санитарное и техническое обслуживание объектов жилищно-коммунального назначения, вывоз отходов и др.);
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До настоящего времени действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", которым утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена <50>. В качестве первых двух позиций в названном Перечне указаны драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, а также драгоценные камни и изделия из них. Однако в силу п. 2 ст. 32 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <51> данный Указ Президента РФ применяется только в части, не противоречащей названному Закону.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До настоящего времени действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", которым утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена <50>. В качестве первых двух позиций в названном Перечне указаны драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, а также драгоценные камни и изделия из них. Однако в силу п. 2 ст. 32 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <51> данный Указ Президента РФ применяется только в части, не противоречащей названному Закону.
Готовое решение: Какие льготы существуют по плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)при накоплении для утилизации или обезвреживания отходов. Плату вносить не нужно при накоплении отходов в течение 11 месяцев, на труднодоступных территориях - в течение 12 месяцев, на территориях муниципальных образований, включенных в перечень (в части отдельных видов отходов I и II классов опасности), - в течение 24 месяцев со дня образования отходов (п. 8 ст. 23 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)при накоплении для утилизации или обезвреживания отходов. Плату вносить не нужно при накоплении отходов в течение 11 месяцев, на труднодоступных территориях - в течение 12 месяцев, на территориях муниципальных образований, включенных в перечень (в части отдельных видов отходов I и II классов опасности), - в течение 24 месяцев со дня образования отходов (п. 8 ст. 23 Закона об отходах).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в связи с вносимыми в период с 1994 по 2023 год изменениями в законодательство об охране окружающей среды, в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривались разные требования в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части лицензирования соответствующего вида деятельности, определялись разные виды работ по обращению с отходами, которые подпадали под лицензируемый вид деятельности, определялись разные классы опасности отходов, обращение с которыми определяло необходимость получения соответствующей лицензии, устанавливались разные требования к необходимости указывать в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности, определялись разные органы, уполномоченные выдавать соответствующую лицензию. Поэтому в определении содержания лицензируемого вида деятельности (его наименования, перечня выполняемых работ, видов и классов опасности отходов, места осуществления лицензируемого вида деятельности) и законности осуществления соответствующей хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться той законодательной базой, которая устанавливала правовой режим исследуемой лицензируемой деятельности в каждый из обозначенных выше этапов (периодов).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в связи с вносимыми в период с 1994 по 2023 год изменениями в законодательство об охране окружающей среды, в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривались разные требования в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части лицензирования соответствующего вида деятельности, определялись разные виды работ по обращению с отходами, которые подпадали под лицензируемый вид деятельности, определялись разные классы опасности отходов, обращение с которыми определяло необходимость получения соответствующей лицензии, устанавливались разные требования к необходимости указывать в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности, определялись разные органы, уполномоченные выдавать соответствующую лицензию. Поэтому в определении содержания лицензируемого вида деятельности (его наименования, перечня выполняемых работ, видов и классов опасности отходов, места осуществления лицензируемого вида деятельности) и законности осуществления соответствующей хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться той законодательной базой, которая устанавливала правовой режим исследуемой лицензируемой деятельности в каждый из обозначенных выше этапов (периодов).
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФККО не является нормативным правовым актом, относящим отходы к ТКО, а является перечнем видов отходов, образованных у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности (Письмо Минприроды России от 09.06.2025 N 25-47/24024, Письмо Минприроды России от 17.06.2025 N 25-50/11090-ОГ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФККО не является нормативным правовым актом, относящим отходы к ТКО, а является перечнем видов отходов, образованных у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности (Письмо Минприроды России от 09.06.2025 N 25-47/24024, Письмо Минприроды России от 17.06.2025 N 25-50/11090-ОГ).