Перечень системообразующих организаций 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень системообразующих организаций 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2024 N 20АП-1772/2024 по делу N А54-4551/2020
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание охранных услуг, пеней.
Встречное требование: О взыскании убытков, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Само по себе включение ООО "Рязанские овощи" в перечень системообразующих предприятий в Рязанской области не является основанием для автоматического включения предприятия в перечень системообразующих организаций российской экономики и не свидетельствует о распространении на ООО "Рязанские овощи" моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428.
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание охранных услуг, пеней.
Встречное требование: О взыскании убытков, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Само по себе включение ООО "Рязанские овощи" в перечень системообразующих предприятий в Рязанской области не является основанием для автоматического включения предприятия в перечень системообразующих организаций российской экономики и не свидетельствует о распространении на ООО "Рязанские овощи" моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 N 19АП-3247/2023 по делу N А14-12901/2021
Требование: О взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом.
Встречное требование: Об обязании произвести перерасчет процентов за пользование коммерческим кредитом.
Решение: Требование удовлетворено в части.Само по себе включение ООО "Ровеньки - Маслосырзавод" в перечень системообразующих предприятий в Белгородской области не является основанием для автоматического включения предприятия в перечень системообразующих организаций российской экономики и не свидетельствует о распространении на ответчика моратория, установленного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428.
Требование: О взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом.
Встречное требование: Об обязании произвести перерасчет процентов за пользование коммерческим кредитом.
Решение: Требование удовлетворено в части.Само по себе включение ООО "Ровеньки - Маслосырзавод" в перечень системообразующих предприятий в Белгородской области не является основанием для автоматического включения предприятия в перечень системообразующих организаций российской экономики и не свидетельствует о распространении на ответчика моратория, установленного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<17> См.: Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2020 N 278 "Об утверждении Порядка проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации российской экономики, претендующей на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки (включая анализ финансово-хозяйственной деятельности группы лиц, в которую входит системообразующая организация, при наличии такой группы лиц), необходимого для определения объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки в соответствии с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651 "О мерах поддержки системообразующих организаций" (в ред. от 23.11.2020); Приказ Минэкономразвития России от 18.03.2022 N 136 "О реализации мер поддержки системообразующих организаций, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651" (в ред. от 29.09.2022).
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<17> См.: Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2020 N 278 "Об утверждении Порядка проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации российской экономики, претендующей на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки (включая анализ финансово-хозяйственной деятельности группы лиц, в которую входит системообразующая организация, при наличии такой группы лиц), необходимого для определения объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки в соответствии с Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651 "О мерах поддержки системообразующих организаций" (в ред. от 23.11.2020); Приказ Минэкономразвития России от 18.03.2022 N 136 "О реализации мер поддержки системообразующих организаций, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651" (в ред. от 29.09.2022).
Статья: Ключевые выводы Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ в сфере потребительского права за 2021 год
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Неустойка, предусмотренная Законом о защите прав потребителей, не может быть начислена в отношении лиц, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, с момента введения моратория, т.е. с 6 апреля 2020 года на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Неустойка, предусмотренная Законом о защите прав потребителей, не может быть начислена в отношении лиц, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, с момента введения моратория, т.е. с 6 апреля 2020 года на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда в их совокупности следует, что в отношении включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики с момента введения моратория, то есть с 6 апреля 2020 г., на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда в их совокупности следует, что в отношении включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики с момента введения моратория, то есть с 6 апреля 2020 г., на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Вопрос: О применении коэффициентов приведения условных обязательств кредитного характера к кредитным эквивалентам при формировании кредитными организациями резервов на возможные потери.
(Письмо Банка России от 20.08.2024 N 23-20/879)<7> Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 582 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств".
(Письмо Банка России от 20.08.2024 N 23-20/879)<7> Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 582 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств".
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Ими мог воспользоваться ограниченный круг лиц, в частности (п. п. 1, 2, 13(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409):
(КонсультантПлюс, 2025)Ими мог воспользоваться ограниченный круг лиц, в частности (п. п. 1, 2, 13(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409):
Статья: Унификация отраслевых торгов и их перевод в электронную форму как ключевые элементы совершенствования антимонопольного контроля за организацией и проведением торгов
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)во-первых, внесение системообразующих положений о единых правилах организации и проведения отраслевых торгов в Закон о защите конкуренции: проведение торгов в электронной форме на восьми федеральных электронных площадках, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р в соответствии с законодательством о контрактной системе; установление десятидневного моратория на заключение договора по результатам торгов; обязанность организатора торгов и их единственного участника заключить договор в случае признания торгов несостоявшимися; применение государственной информационной системы (www.torgi.gov.ru) для проведения торгов;
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)во-первых, внесение системообразующих положений о единых правилах организации и проведения отраслевых торгов в Закон о защите конкуренции: проведение торгов в электронной форме на восьми федеральных электронных площадках, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р в соответствии с законодательством о контрактной системе; установление десятидневного моратория на заключение договора по результатам торгов; обязанность организатора торгов и их единственного участника заключить договор в случае признания торгов несостоявшимися; применение государственной информационной системы (www.torgi.gov.ru) для проведения торгов;
Статья: Безбанкротное состояние
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В первую очередь очевидна их "неравнозначность" в плане влияния на экономику в целом и вклада в стабилизацию бизнеса в РФ. "Ковидный" мораторий вводился на полгода, но реально действовал девять месяцев - с апреля 2020-го до января 2021 года. Но тогда запрет на принудительное банкротство распространялся лишь на компании, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики, Перечень которых определяло Правительство РФ, а также на системообразующие организации и стратегические предприятия (из официального списка). В период его действия максимальное число защищенных юридических лиц составляло всего 517,2 тыс. компаний и 1 612,3 тыс. ИП, сообщили "БО" в Федресурсе. Это более чем треть зарегистрированных на тот момент в ФНС 5,6 млн структур.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В первую очередь очевидна их "неравнозначность" в плане влияния на экономику в целом и вклада в стабилизацию бизнеса в РФ. "Ковидный" мораторий вводился на полгода, но реально действовал девять месяцев - с апреля 2020-го до января 2021 года. Но тогда запрет на принудительное банкротство распространялся лишь на компании, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики, Перечень которых определяло Правительство РФ, а также на системообразующие организации и стратегические предприятия (из официального списка). В период его действия максимальное число защищенных юридических лиц составляло всего 517,2 тыс. компаний и 1 612,3 тыс. ИП, сообщили "БО" в Федресурсе. Это более чем треть зарегистрированных на тот момент в ФНС 5,6 млн структур.
Статья: Актуальные вопросы возмещения вреда в гражданско-правовом и уголовно-правовом аспекте
(Рязанцева Е.А., Шикула И.Р.)
("Право и экономика", 2025, N 7)Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что дефиниция "возмещение вреда" представляет собой сложную законодательную конструкцию, системообразующими элементами которой являются публичные и частные законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений; их характер и средства защиты прав личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
(Рязанцева Е.А., Шикула И.Р.)
("Право и экономика", 2025, N 7)Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что дефиниция "возмещение вреда" представляет собой сложную законодательную конструкцию, системообразующими элементами которой являются публичные и частные законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений; их характер и средства защиты прав личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Статья: Цифровизация экономики и ее влияние на реновацию институтов гражданского права
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<39> См.: Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики. Приложение к протоколу заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 апреля 2020 г. N 7кв.
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<39> См.: Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики. Приложение к протоколу заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 10 апреля 2020 г. N 7кв.
Статья: Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Российские меры в конкурсных правоотношениях в целом сходны с теми ограничительными мерами, которые были введены во многих странах мира, и предоставляют отдельным хозяйствующим субъектам время для того, чтобы преодолеть последствия пандемии. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников был введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 <14>. Мораторий действовал с 6 апреля по 6 октября 2020 г. и был продлен Правительством РФ до 7 января 2021 г. <15>. К сожалению, мораторий распространяется не на все компании, а лишь на системообразующие и стратегические организации. Список этих компаний размещен на сайте ФНС России <16>.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Российские меры в конкурсных правоотношениях в целом сходны с теми ограничительными мерами, которые были введены во многих странах мира, и предоставляют отдельным хозяйствующим субъектам время для того, чтобы преодолеть последствия пандемии. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников был введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 <14>. Мораторий действовал с 6 апреля по 6 октября 2020 г. и был продлен Правительством РФ до 7 января 2021 г. <15>. К сожалению, мораторий распространяется не на все компании, а лишь на системообразующие и стратегические организации. Список этих компаний размещен на сайте ФНС России <16>.
Статья: Градообразующее предприятие
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень системообразующих организаций российской экономики утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 N 3 (направлен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и) (Перечень актуален по состоянию на 20.03.2020). В данный Перечень включены такие градообразующие предприятия, как ПАО "Газпром", АО "АвтоВАЗ", ПАО "ГМК "Норильский никель" и др. Однако 16.04.2020 Председатель Правительства РФ предложил отказаться от единого Перечня системообразующих предприятий, одновременно предусмотрев ведение динамичных отраслевых списков, которые находятся в зоне ответственности профильных министерств (Информация Минэкономразвития России "Комиссия Правительства одобрила первые 489 заявок на включение в перечни системообразующих предприятий").
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень системообразующих организаций российской экономики утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 N 3 (направлен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и) (Перечень актуален по состоянию на 20.03.2020). В данный Перечень включены такие градообразующие предприятия, как ПАО "Газпром", АО "АвтоВАЗ", ПАО "ГМК "Норильский никель" и др. Однако 16.04.2020 Председатель Правительства РФ предложил отказаться от единого Перечня системообразующих предприятий, одновременно предусмотрев ведение динамичных отраслевых списков, которые находятся в зоне ответственности профильных министерств (Информация Минэкономразвития России "Комиссия Правительства одобрила первые 489 заявок на включение в перечни системообразующих предприятий").
Вопрос: Где найти перечни системообразующих предприятий (организаций)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Ранее перечень системообразующих организаций был предусмотрен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Ранее перечень системообразующих организаций был предусмотрен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и.
Статья: Злоупотребление мораторием на банкротство со стороны контролирующих должника лиц
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Кроме того, мораторий распространялся и на организации, включенные в перечень системообразующих согласно решению Правительственной комиссии, либо в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 <5>, либо в Перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р <6>.
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Кроме того, мораторий распространялся и на организации, включенные в перечень системообразующих согласно решению Правительственной комиссии, либо в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 <5>, либо в Перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р <6>.