Перечень офшорных государств
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень офшорных государств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация планирует арендовать судно на Кипре для использования в РФ. Какие налоговые последствия возникают, учитывая, что Кипр относится к недружественным государствам, включен в Перечень офшорных зон, а также приостановлен ряд положений Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация планирует арендовать судно на Кипре для использования в РФ. Какие налоговые последствия возникают, учитывая, что Кипр относится к недружественным государствам, включен в Перечень офшорных зон, а также приостановлен ряд положений Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация планирует арендовать судно на Кипре для использования в РФ. Какие налоговые последствия возникают, учитывая, что Кипр относится к недружественным государствам, включен в Перечень офшорных зон, а также приостановлен ряд положений Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром?
Готовое решение: Как проверить участника закупки по Закону N 44-ФЗ на соответствие единым требованиям
(КонсультантПлюс, 2025)3) о том, чтобы участник не являлся офшорной компанией в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Для проверки компании на офшорность используйте декларацию участника закупки, а также выписку из ЕГРЮЛ и сведения в этом реестре. Для проверки соответствия участника по вопросам, сведения о которых отсутствуют в направляемых вам по Закону N 44-ФЗ документах, принимайте зависящие от вас разумные и законные меры. Сверьте сведения о месте регистрации, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, с Перечнем офшорных государств и территорий. Учтите, что офшорная компания не может быть зарегистрирована в ЕИС, поэтому в электронных процедурах такая проверка является правом, а не обязанностью (пп. "г" п. 18 Правил регистрации участников в ЕИС, Информационное письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-07/5751).
(КонсультантПлюс, 2025)3) о том, чтобы участник не являлся офшорной компанией в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Для проверки компании на офшорность используйте декларацию участника закупки, а также выписку из ЕГРЮЛ и сведения в этом реестре. Для проверки соответствия участника по вопросам, сведения о которых отсутствуют в направляемых вам по Закону N 44-ФЗ документах, принимайте зависящие от вас разумные и законные меры. Сверьте сведения о месте регистрации, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, с Перечнем офшорных государств и территорий. Учтите, что офшорная компания не может быть зарегистрирована в ЕИС, поэтому в электронных процедурах такая проверка является правом, а не обязанностью (пп. "г" п. 18 Правил регистрации участников в ЕИС, Информационное письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-07/5751).
Нормативные акты
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"5) не иметь регистрации в государствах (на территориях), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Перечень указанных государств (территорий) утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"5) не иметь регистрации в государствах (на территориях), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Перечень указанных государств (территорий) утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)4. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 120 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Напомним, что перечень офшорных государств приведен в Приказе Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)4. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 120 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Напомним, что перечень офшорных государств приведен в Приказе Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
Статья: Офшорные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- не допускается предоставление предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и предусмотренных ст. 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (далее - офшорные компании). Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25%, не вправе являться получателями указанных средств, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 15);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- не допускается предоставление предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и предусмотренных ст. 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (далее - офшорные компании). Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25%, не вправе являться получателями указанных средств, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 15);
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Обратите внимание, что с 1 января 2023 г. перечень офшорных зон определяется ссылкой на перечень, утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ, а не в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, как это было ранее. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2023 г. Перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ, утв. Приказом Минфина России от 26.05.2022 N 83н. Для участников контрактной системы произошедшие изменения вряд ли будут иметь большое практическое значение, однако стоит заметить, что названный Перечень включает больше <116> государств и территорий, нежели утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), по которому офшорность определялась до 1 января 2023 г.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Обратите внимание, что с 1 января 2023 г. перечень офшорных зон определяется ссылкой на перечень, утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ, а не в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, как это было ранее. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2023 г. Перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ, утв. Приказом Минфина России от 26.05.2022 N 83н. Для участников контрактной системы произошедшие изменения вряд ли будут иметь большое практическое значение, однако стоит заметить, что названный Перечень включает больше <116> государств и территорий, нежели утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), по которому офшорность определялась до 1 января 2023 г.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) не иметь регистрации в государствах (на территориях), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Перечень указанных государств (территорий) утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) не иметь регистрации в государствах (на территориях), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Перечень указанных государств (территорий) утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
Интервью: Курс налоговой политики направлен на поддержку отечественных компаний в условиях изменчивого бизнес-климата в стране и в мире
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 2)Отметим, что 2023 г. запомнится всем нам масштабными изменениями, в том числе и в налоговой сфере. Налоговая политика государства в этом году была направлена на поиск дополнительных источников бюджетной системы. Например, создаются условия, упрощающие редомициляцию иностранных компаний в российские специальные административные районы (САР). Также на налоговой сфере не могла не отразиться нарастающая международная напряженность, что привело к расширению Перечня офшорных государств и территорий и к приостановлению ключевых положений ряда международных соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Повышается роль налогового контроля цен как инструмента борьбы с утечкой капитала. Об этих изменениях и перспективах международного налогообложения мы поговорили с Александром Токаревым, партнером группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризаций Kept.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 2)Отметим, что 2023 г. запомнится всем нам масштабными изменениями, в том числе и в налоговой сфере. Налоговая политика государства в этом году была направлена на поиск дополнительных источников бюджетной системы. Например, создаются условия, упрощающие редомициляцию иностранных компаний в российские специальные административные районы (САР). Также на налоговой сфере не могла не отразиться нарастающая международная напряженность, что привело к расширению Перечня офшорных государств и территорий и к приостановлению ключевых положений ряда международных соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Повышается роль налогового контроля цен как инструмента борьбы с утечкой капитала. Об этих изменениях и перспективах международного налогообложения мы поговорили с Александром Токаревым, партнером группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризаций Kept.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не может быть участником закупки офшорная компания. Кроме того, такая компания не должна входить в состав участников (членов) участника - корпоративного юрлица или в состав учредителей участника - унитарного юрлица, офшорных компаний не должно быть в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций участника-юрлица либо долей, превышающей 10% в его уставном (складочном) капитале. Под офшорной компанией понимается юрлицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.09.2020 N 24-05-07/78301).
(КонсультантПлюс, 2025)Не может быть участником закупки офшорная компания. Кроме того, такая компания не должна входить в состав участников (членов) участника - корпоративного юрлица или в состав учредителей участника - унитарного юрлица, офшорных компаний не должно быть в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций участника-юрлица либо долей, превышающей 10% в его уставном (складочном) капитале. Под офшорной компанией понимается юрлицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ (п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.09.2020 N 24-05-07/78301).
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".